kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этикет в жизни каждого

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час, проводимый в форме беседы, дает возможность учащимся узнать элементарные законы этикета, знакоми с тем, как вести себя в обществе. После рассказа учителя об этикете вчера и сегодня, ребятам задаются вопросы, на которые они отвечают по очереди. В итоге ребята вместе с помощью учителя делают выводы и формулируют основные законы этикета, которых нужно придерживаться. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Этикет в жизни каждого »

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» – так писал наш великий поэт А.С. Пушкин. Ясно, что это утверждение в равной мере относится и к внешней культуре человека.

Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и народов. Ведь стремление вести себя по определенным правилам уходит в глубь тысячелетий. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовики 14, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло слово «этикет». Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требуем от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами ,принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди. Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости, английской сдержанности. Каждая нация, обладая собственной неповторимостью, вносила вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. У них для произнесения тостов имелись тщательно разработанные правила. За нарушение этикета назначались штрафы. Мы в нашей игре также введем штрафы за нарушения правил поведения, а в конце игры увидим, кто же является злостным штрафником. Это касается нарушителей дисциплины.

«Здоров ли ваш скот?». Эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» И все это означает одно и тоже. А как звучит по-русски?

(варианты ответов)

Мы говорим просто: «Здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?


Конкурс знатоков этикета.

  1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?

(младший)

  1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

(да)

  1. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши знакомые. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

(Да, можно просто кивнуть)

  1. С вами, например, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?

(да)

  1. Куда вы положите ложку, если уже поели?

(в тарелку)

  1. Как едят хлеб: кусают от целого ломтика или отламывают небольшими кусочками и кладут в рот?

(последнее)

  1. Чем чистят мандарин и апельсин?

(мандарин – руками, апельсин – ножом)

  1. Вы размешали сахар в чае. Что делать с ложечкой?

(положить на блюдце)

  1. Какой столовый прибор, которым мы пользуемся во время еды, никогда не прикасается ко рту?

(нож)

  1. Сформулируйте закон бутерброда.

(падает маслом вниз)

Вот видите, мнения ваши расходятся. Одним кажется, что лучше поступить так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Будете следовать этому простому правилу – никогда не ошибетесь.


Еще совсем недавно вы не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. И гостей принимали, и подарки вашим друзьям подбирали, и одевали вас по своему усмотрению. Но сейчас вы изменились, повзрослели – изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Теперь уже никого не умиляем размазанная по вашим щекам каша и никого не радует ваш чересчур громкий смех в транспорте. Что прощалось малышу – уже не прощается таким, как вы. Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком громко смеется, ответила «Мое поведение – мое личное дело!» Что ж, это правильно. Но только в том случае, когда человек живет на необитаемом острове. Мы живет среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны окружающим.

Есть забавная история о происхождении хороших манер. Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, все как у людей. Потом все же договорились. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди. Так какое же следующее правило поведения?

(варианты ответов)

Уступайте друг другу.

Правила этикета очень разумны. Они не требуют от нас: «Делай так, а не иначе». Например, когда вы позвонили кому-то по телефону – первым делом поздоровайтесь и сразу назовите себя. Разумно? Очень: вашему собеседнику не придется ломать голову над тем, с кем он разговаривает. Или вы идете обедать – вымойте руки, иначе с пищей в организм попадет инфекция. Подобных примеров можно привести очень много. Давайте попробуем вместе. Я начну, а вы продолжайте:

  • тарелку с супом не следует наклонять ни к себе, ни от себя, потому что…,

  • навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как…,

  • не перебивайте говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, в во-вторых…,

  • размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, так как вы можете при этом…

Человек может обойтись без многого - но не без человека! Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся. Именно поэтому человек так ценит друга. Но тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить! А значит, не конфликтовать по мелочам.

Тест «Насколько вы конфликтный человек»



  1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

а) не принимаю участия;

б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

в) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».


  1. Выступаете ли вы на собраниях, классных часах с критикой?

а) нет;

б) только если имею для этого веские основания;

в) критикую всегда и по любому поводу.


  1. Часто ли вы спорите с друзьями?

а) только в шутку и если это люди не обидчивые;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) споры – моя стихия.


  1. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

б) делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;

в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.


  1. Дома на обед подал несоленый суп. Ваша реакция.

а) не буду поднимать шум из-за пустяка;

б) молча возьму солонку;

в) не удержусь от едких замечаний и , быть может, демонстративно откажусь от еды.


  1. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

а) с возмущением посмотрю на обидчика;

б) сухо, без эмоций, сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.


  1. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

а) промолчу;

б)ограничусь коротким, но тактичным комментарием;

в) выскажу все, что я об это думаю.


  1. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, на дам себе слово, что никогда не буду участвовать в этом безобразии;

б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш;

в) проигрыш испортит мне настроение ,подумаю, как отомстить.



Результаты: «а» – 4 балла; «б» – 2 балла, «в» - 0 баллов.

22 – 32 балла – Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12 – 20 баллов – Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей.

При это вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение. До 10 баллов – споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечание в свой адрес, можете съесть человек живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас так мало друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.


Игра «Зеркало» Один из вас, самый смелый, встанет перед классом, окажется как бы перед зеркалом. А ребята поочередно будут повторять его фразы, слова-паразиты, которые чаще других слов он употребляет, продемонстрируют его походку, движения, какие-то привычки. Вот и посмотрите на себя со стороны.

Следите за собой всегда и везде. Помните, вы среди людей.


Обезьяны в стаде всегда борются за первенство. Кто самый главный?

Однажды молодому шимпанзе удалось стать лидером. И очень даже легко и просто. Он запугивал других ударами палки по пустой канистре из-под бензина. Но как только у него отняли канистру, в группе установились прежние отношения. И ни кому не было дела до выскочки.

Согласитесь, что такие экземпляры встречаются не только среди шимпанзе. Есть ребята, которые стараются привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривлянием, шумом и злым подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь на Фомой, так люби и над собой».

Говорят, есть три типа рассказчиков смешного. Одни, рассказывая что-нибудь сами смеются, а слушателям не смешно; другие смеются вместе со слушателями; третьи остаются серьезными, но умеют рассмешить. Последние и бывают лучшими рассказчиками


Конкурс лучшего рассказчика


Расскажите короткую веселую историю., произошедшую с вами или вашими друзьями или понравившийся анекдот.


Кто-то смог продемонстрировать драгоценное чувство юмора. А у кого-то оно еще плохо развито. Но развить у себя чувство юмора и остроумия может каждый. Что же для этого нужно?

Во-первых, научитесь в любой, даже самой трудной, ситуации видеть смешную сторону.

Во-вторых, важно также с достаточной долей иронии и юмора относиться к самому себе. Это не только свидетельствует о наличии чувства юмора, но и служит хорошей защитой.

Золотое правило: Учись смеяться над собой!


Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря и вы будете честно оценивать себя. Но здесь всегда будет опасность ошибки. Многое лучше видно со стороны, поэтому важно знать, что о вас думают другие. Есть игра, в которую играют даже взрослые солидные люди: составляют перечень каких-либо качеств, а затем ставят себе за это качество отметку, и других просят об этом. Потом сравнивают результаты. Попробуйте и вы. Например, возьмите перечень: вежливость, хорошие манеры, культура речи, гостеприимство, осанка и походка, чувство юмора и остроумие, воспитанность вообще. Поставьте себе по этим «предметам» оценки. Никому не показывайте. Попросите товарищей, родителей тоже вас оценить. Посмотрите, что получилось и сделайте выводы.

Этим и другими способами постарайтесь узнать и оценить себя. И последнее золотое правило: Человек не должен своим поведением доставлять неудобства окружающим людям»







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Этикет в жизни каждого

Автор: Карсунцева Светлана Александровна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176517

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Классный час "Этикет""
    ["seo_title"] => string(20) "klassnyi_chas_etiket"
    ["file_id"] => string(6) "507851"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1555793517"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Классный час «Этикет. Правила этикета."
    ["seo_title"] => string(38) "klassnyi-chas-etikiet-pravila-etikieta"
    ["file_id"] => string(6) "285742"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454241859"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект классного часа "Речевой этикет""
    ["seo_title"] => string(40) "konspekt_klassnogo_chasa_rechevoi_etiket"
    ["file_id"] => string(6) "633401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1686252459"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Классный час по теме "Вежливость, культура, этикет.""
    ["seo_title"] => string(52) "klassnyi_chas_po_tiemie_viezhlivost_kul_tura_etikiet"
    ["file_id"] => string(6) "467227"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1524397832"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Этикет "
    ["seo_title"] => string(7) "etikiet"
    ["file_id"] => string(6) "117596"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412852933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства