Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Развитие коммуникативной компетенции учащихся через воспитательную работу в классе"»
Развитие коммуникативной компетенции учащихся
через воспитательную работу в классе.
Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
ЦЕЛЬ: формирование и развитие коммуникативной компетентности учащихся.
ЗАДАЧИ:
Овладение учащимися общеучебными навыками и умениями, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого предмета.
Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.
Развитие коммуникативной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Особенность «человеческой» коммуникации – когда информация не только передается, но и «формируется, уточняется, развивается». Речь идет о взаимодействии двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (S –S), или «субъект-субъектное отношение». Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем.
Для эффективной коммуникации характерно: 1) Достижение взаимопонимания партнеров; 2) Лучшее понимание ситуации и предмета общения. Процесс достижения большей определенности в понимании ситуации, способствующий разрешению проблем, обеспечивающий достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов принято называть коммуникативной компетентностью. Коммуникативная компетентность равна коммуникативная способность + коммуникативное знание + коммуникативное умение, адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения.
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.
Часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что в прошлом воодушевленный, гордый за свой «статус первоклассника» ребенок через некоторое время отказывается от школы, от друзей, от всего того, что так недавно интересовало и заботило его. Настоящее потеряло свою значимость и актуальность для ребенка.
Почему? Что происходит? За всей яркостью и новизной впечатлений кроется очень серьезная и сложная проблема – общение.
С развитием экономики в нашей стране произошла переработка психики людей, превращающая порой человека в индивидуалитета, ожесточенного борьбой за выживание. Каково в этих условиях ребенку? Что происходит с ним? А происходит следующее: родители заняты зарабатыванием денег, а ребенок остается наедине с телевизором, который демонстрирует зло, насилие, жестокость, сквернословие; остается наедине с компьютером, где игры учат тому же насилию, где стреляют и убивают. Ребенок находится под воздействием мощного потока информации и других стимулов. При этом катастрофически уменьшается живое общение.
Меня всегда волновал вопрос о том, как построить обучение, чтобы у детей было желание учиться и активно участвовать во всех видах учебной деятельности, чтобы обучение способствовало в большей степени развитию познавательной, творческой и личностной сферы. В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в любой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором.
Сейчас в нашей системе образования активно разрабатываются стандарты нового поколения. Принципиальным отличием стандартов нового поколения является четкое обоснование необходимости перехода от парадигмы оценки достижений по ЗУН-ам к компетентностному подходу. Современная школа признана формировать ключевые компетенции личности. Одной из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность.
Необходимо вспомнить, что к универсальным учебным действиям относятся личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные действия.
Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. Известно, что хотя уровень развития этой способности осуществлять общение посредством языка различен, в целом он далёк от желаемого. Поэтому разработчики нового проекта стандартов считают формирование коммуникативных действий приоритетной задачей школьного образования.
В нашей гимназии на своих уроках многие учителя уже с первого класса применяют программу обучения публичного выступления. Дети учатся инсценировать сказки, делают свои первые шаги как артисты. Инценировки
(сказок, басен, стихотворений) способствуют развитию интонационно – выразительной стороны речи, также помогают детям преодолевать страх выступать перед своими товарищами, делает их более раскованными и уверенными в себе.
Также с раннего детства мы приучаем их работать в сотрудничестве. Это работа и в парах, и в группах. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у учащихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества: инициативность, лидерство, умение решать конфликтные ситуации, проявляя самокритичность, дружелюбие.
В целях формирования коммуникативной компетенции младших школьников в нашей гимназии традиционно проводятся различные мероприятия. Это и «Лидер XXI века», «Умники и умницы», конкурсы чтецов, школьные олимпиады, защита научных проектов, внеклассные мероприятия.
Хотелось бы остановиться на некоторых из них.
Наши дети активно принимают участие в работе над проектами.
Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
- происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;
- качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность;
- вводятся элементы исследовательской деятельности;
- формируются личностные качества учащихся;
-происходит включение школьников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, в ходе которой учащийся и демонстрирует свои коммуникативные способности, умение выступать перед аудиторией, рассуждать, доказывать свое мнение, отвечать на вопросы, оппонировать. Чтобы защита проекта прошла успешно, необходима практика публичного выступления. И это даёт положительные результаты. Каждый год научные проекты детей нашей школы занимают призовые места в городе, области и республике.
Совместное творчество – одна, из, пожалуй, самых положительно влияющих возможностей развить в детях мотивацию к общению. Где каждый играет, пускай и не очень важную, но все же такую необходимую роль.
Примером тому могут служить театрализованные постановки.
Проигрывая роль артиста, от которого в свою очередь зависит судьба спектакля, как общего дела, ребенок учится взаимодействию с людьми в социальной среде. Репетиционный процесс, как корректирующий позволяет каждому оценить свои реальные возможности и критично посмотреть на себя. И если у кого-то не получается одна роль, то это не значит, что он не будет гениален в другой. Детям во время творческого процесса предоставляется уникальная возможность понять простую истину, что люди разные и это нормально. Они могут обнаружить, что оказывается, если на спектакль не явится ребенок, исполняющий далеко не самую главную роль, то общая работа пойдет насмарку. Это позволяет осознать ценность каждого человека и ценность взаимодействия друг с другом.
Пожалуй, самой популярной формой внеклассной работы является проведение различных праздников и конкурсов творческого характера. В таких конкурсах раскрываются творческие способности каждого ребёнка, его гениальность, артистизм. Даже если ребёнок не является успешным учеником, участвуя в различных конкурсах, он может проявить себя как творческий человек и завоевать авторитет у своих товарищей. Это помогает ощутить уверенность в себе.
Наши учителя организуют мероприятия не только внутри школы, но и за её пределами. Дети учатся общению во время экскурсий в музеи, выставочные залы, поездок в заповедники, к памятникам культуры.
А также мы сотрудничаем с другими организациями. Наша гимназия много лет является подшефной корейской ассоциации, сотрудничает с домом «Дружбы». Мы с большим удовольствием проводим вместе с ними различные мероприятия. В них наши дети принимают активное участие. Например, мы провели – корейский Новый год, где дети и пели, и танцевали, и читали стихи на корейском языке. Тем самым развивали свою культуру, свои знания о традициях корейского народа. Такие мероприятия помогают воспитывать толерантность, межнациональное общение.
В исследованиях психологов были выделены три типа младших школьников с точки зрения стиля их общения в школе.
Эгоцентричный тип (18 % школьников) – недостаточно высокий уровень положительного отношения к себе при высокой степени эгоцентризма и эгоизма, которые выражаются в частых проявлениях демонстративного и агрессивного поведения. Им трудно вежливо обращаться к сверстникам, просить о помощи, благодарить, договариваться, подчиняться, слушать. Они имеют низкий уровень успешности в общении.
Неуверенный тип (32 % школьников) – имеют средний уровень успешности в общении, крайне недоверчивое, настороженное отношение к окружающим, испытывают затруднения в развитии умений отказывать, командовать, говорить перед классом и в свободном общении.
Дружелюбный тип (50% школьников) – дружелюбны, успешны в общении, имеют низкие или средние показатели неуверенности, эгоцентризма и эгоистических проявлений. Имеются индивидуальные барьеры общения.
Вывод: требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.
Решающая роль принадлежит учителю. Важна позиция педагога – закрытая или открытая?
Для закрытой позиции характерно:
1. Проявление авторитаризма, недоверие взрослого к ребёнку: «Он маленький, многого не знает, не умеет, поэтому я сам ему всё объясню, помогу, подскажу, сделаю за него».
2. Преобладают вопросы, на которые дети дают односложные ответы, вопросы репродуктивные, направленные на воспроизведение знаний, и вопросы риторические (должны быть открытые, проблемные, объясняющие, творческие, практические, как в технологии критического мышления).
3. Неумение быть хорошим слушателем; к сожалению, слушание того, что говорит ребёнок, часто является критическим: учитель перебивает, не дослушивает до конца. Взрослый негативно оценивает услышанное, слышит только то, что хочет услышать, стереотипен.
4. Отсутствие представлений о том, что ребёнок всегда имеет собственную ненормативную точку зрения по любому вопросу. В детской ошибке обычно усматривают «недоученность, недомыслие, а не возрастное своеобразие мысли, не особое, закономерное виденье предмета»
Для открытой позиции характерно:
Педагог эмоционально открыт, искренен, оказывает внимание каждому ребёнку, использует зрительный, физический контакт.
Результаты проведённой работы позволяют сделать следующие выводы:
Благодаря развитию коммуникативной культуры на наших занятиях и мероприятиях складывается атмосфера доверия между учителем и учащимися, добрые уважительные отношения детей друг к другу. Ученики раскованы, свободны, спокойны. И радует то, что наши ученики развиваются, расширяют кругозор, задают много интересных, умных вопросов, стремятся сами найти на них ответы, горят жаждой познания.
Я уверена, они будут успешными и в будущем, потому, что они научились не бояться проблемных ситуаций, в них развиты любознательность, инициативность, потребность в познании, общении.
Хочется в заключение вспомнить слова М. Волошина: «Ребёнок – непризнанный гений. Средь буднично-серых людей».