kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему «Психология здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В последние годы в структуре заболеваемости детей и подростков школьного возраста все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков у подростков, так как, выходя из-под опеки взрослых, они, как правило, оказываются не подготовленными к соблазнам взрослой жизни. Подобная неподготовленность проявляется в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто последить за своим здоровьем. В свою очередь, вредные привычки, закрепляясь под негативным влиянием социальной среды, неизбежно приобретают форму чрезвычайно опасных заболеваний. Среди последних — различные виды зависимости (в том числе от психоактивных веществ), заболевания, передаваемые половым путем, СПИД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Психология здоровья» »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Обоянская средняя общеобразовательная школа №2»



Доклад на тему «Психология здоровья»



Подготовила учитель

Звягинцева Елена Владимировна





Потерял деньги — жалко,
потерял время — досадно,
потерял здоровье — безнадежно.
Народная мудрость

В последние годы в структуре заболеваемости детей и подростков школьного возраста все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков у подростков, так как, выходя из-под опеки взрослых, они, как правило, оказываются не подготовленными к соблазнам взрослой жизни. Подобная неподготовленность проявляется в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто последить за своим здоровьем. В свою очередь, вредные привычки, закрепляясь под негативным влиянием социальной среды, неизбежно приобретают форму чрезвычайно опасных заболеваний. Среди последних — различные виды зависимости (в том числе от психоактивных веществ), заболевания, передаваемые половым путем, СПИД.

Следует отметить, что не меньшую угрозу для здоровья представляют и другие факторы, присущие современному обществу: гиподинамия, избыточный вес, повышенная стрессогенность, информационные перегрузки и пр.

Всемирная организация здравоохранения выделяет школу как наиболее перспективный участок воздействия на формирование поведенческих установок детей и подростков в области здорового образа жизни. В документах международных организаций, посвященных проблемам здоровья, отмечается, что «школьные программы открывают достаточно широкие возможности для просвещения по вопросам профилактики; никакая другая институциональная система не может конкурировать со школой в плане численности молодежи, охваченной такой просветительской работой. Программы профилактики заболеваний, а также пропаганды здорового образа жизни должны охватывать всю школьную структуру. Эта работа является ключевым компонентом национальных программ, направленных на улучшение здоровья и развития детей и подростков

Со сказанным трудно не согласиться, но тогда возникает вопрос: а кто в школе реально отвечает за развитие мотивации здорового образа жизни, профилактику социально обусловленных заболеваний, координацию той самой работы, которая должна «охватывать всю школьную структуру»?

Учитель физкультуры, с уроков которого нередко стремится сбежать больше половины старшеклассников? Заметим, кстати, что старшеклассники — это подростки того самого возраста, который все чаще характеризуется как возраст наркодебюта и начала активного употребления алкоголя.

Медицинская сестра или приходящий врач, отвечающие в лучшем случае за организацию диспансеризации и выявление учащихся с ослабленной группой здоровья? Редкие лекции и малопригодные для чтения подростков санпросветбюллетени? Эффективность такой работы с точки зрения профилактики вряд ли можно отметить как высокую.

Есть еще заместитель директора по воспитательной работе, однако его функционал в большей степени ориентирован на другие виды деятельности. Что касается профессиональных валеологов, то их число стремительно убывает, тем более что эту профессию изрядно скомпрометировали называвшие себя валеологами поклонники дианетики, Муна и других «учений о всеобщем счастье».

Поскольку речь идет не о нескольких десятках или даже сотнях школ здоровья, а о десятках тысяч (в масштабах страны) массовых школ, можно констатировать, что вопрос о том, кто будет вести (координировать, направлять) профилактическую работу, остается открытым.

Вместе с тем школу можно не превращать в филиал поликлиники, увеличивая количество врачей и медицинских процедур, а заниматься формированием у школьников здорового жизненного стиля, подразумевающего успешную адаптацию, социализацию, стремление к саморазвитию. Успешная реализация подобного подхода позволит, хочется надеяться, «дать не рыбу, но удочку» — во взрослой жизни вчерашний школьник будет в состоянии самостоятельно, без медицинской поддержки способствовать сохранению и укреплению своего здоровья.

В этом случае можно и нужно говорить о психологических методах и средствах сохранения и укрепления здоровья, о формировании у школьников органической потребности в здоровом образе жизни и соответствующих формах его обеспечения, иными словами — о психологии здоровья.

Таким образом, на первое место в реализации профилактических задач в школе, сформулированных Всемирной организацией здравоохранения, выходит школьный психолог

Различные представления о здоровье

Русские пословицы и поговорки на тему здоровья отмечают функциональность красоты («Где здоровье, там и красота»), значение для здоровья соблюдения гигиенических норм («Чистота — половина здоровья»), необходимость профилактики («Болен — лечись, а здоров — берегись).

Анализ определений здоровья в литературе современной Великобритании выявил, что наиболее распространенными являются следующие: не болезнь, отсутствие заболевания; резерв, энергия, жизнеспособность; здоровая жизнь, физическое самосовершенствование; благополучные социальные взаимоотношения, психосоциальное благополучие.

Расхождение представлений о здоровье в культуре и искусстве является закономерным следствием отсутствия единого определения здоровья в науке. В настоящее время насчитывается около 80 различных определений, причем и в отечественной, и в зарубежной литературе понятия «здоровье» и «норма» часто объединяют. В толковом словаре С.И. Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие». Российская педагогическая энциклопедия определяет здоровье как «состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». «Большая медицинская энциклопедия» уточняет, что речь идет об отсутствии «выраженных» болезненных состояний. По определению Всемирной организации здравоохранения (1991), здоровье характеризуется «состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Многочисленные определения здоровья, каждое из которых является в определенной степени справедливым (но только в определенной степени) могут классифицироваться в четыре основных группы: медицинская, биомедицинская, биосоциальная и ценностно-социальная. Медицинская группа объединяет определения, подчеркивающие отсутствие болезни, нормальное функционирование организма. К биомедицинской группе относят определения, в которых в качестве главного фактора выделяется способность приспосабливаться к меняющимся условиям. Биосоциальная в большей степени обращает внимание на социальную значимость успешной профессиональной деятельности. С позиций ценностно-социальных здоровье рассматривается как необходимое условие полноценной жизни в социуме, наполненном взаимодействием с окружающими.

Емкое определение предложил В.А. Ананьев. Согласно этому определению, «здоровье — это процесс балансирования (равновесия) между адаптационными и компенсаторными возможностями человека при постоянно меняющихся условиях среды»

Независимо от имеющихся расхождений в определении аксиомой является то, что здоровье — необходимое условие полноценной жизнедеятельности человека, являющееся предметом рассмотрения многих научных дисциплин, в том числе психологии здоровья.

Психологическая компетентность
в сфере здоровья

Американский психолог Деннис Кун в работе «Основы психологии» (СПб., 2003) пишет: «Большинство людей согласятся, что здоровье имеет очень важное значение — особенно их собственное здоровье. И при этом половина всех смертей в Северной Америке происходит чаще всего из-за вредного для здоровья поведения». Приведенные данные, если не считать незначительных расхождений в процентном соотношении, характерны для Европы и России. Таким образом, мы видим, что наличие знаний о необходимости вести здоровый образ жизни не означает наличия у человека компетентности в этой сфере.

Компетентностью можно назвать общий уровень способностей или квалификации, который не только имеется у человека, но и демонстрируется им в повседневной жизни. Независимо от того, о какой функциональной компетенции мы говорим — профессиональной, личностной, предметной, — мы должны помнить, что в ее основе лежит определенная система психологических свойств, которые представляют собой психологическую компетенцию. Эта система включает в себя определенный «минимум социально-психологических знаний и умений их использовать для достижения успеха в различных формах взаимодействия с миром, другими людьми и самим собой» .

Отсутствие этих знаний и умений закономерно приводит человека к социальной дезадаптации, каким бы благожелательным ни был окружающий социум. Вместе с тем известно, что одним из эффективных средств профилактики дезадаптивного поведения является психологическая культура человека (напомним, что повышение уровня психологической и коммуникативной культуры является одной из задач психологии здоровья). Так, специалисты в области профилактики наркозависимости отмечают успешность формирования у подростков определенных компонентов психологической культуры, например: навыков решения проблемных ситуаций (в том числе умения обратиться за помощью), саморегуляции, конструктивного общения, умения распознавать манипулятивные действия и противостоять им, а также способности ставить цели и определять средства их достижения4.

Подводя итоги, отметим, что понятие «здоровье» подразумевает, в частности, определенные формы поведения, улучшающие качество жизни. Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни и обеспечивающих его формах поведения может быть успешно осуществлено с помощью психологических методов и средств сохранения, укрепления и развития здоровья. Задачи психологии здоровья: сохранение, укрепление и развитие здоровья здорового человека, повышение уровня его психологической и коммуникативной культуры; определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала — соответствуют задачам школьного психолога.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад на тему «Психология здоровья»

Автор: Звягинцева Елена Владимировна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163181

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Доклад на тему "Психологическое здоровье школьника" "
    ["seo_title"] => string(57) "doklad-na-tiemu-psikhologhichieskoie-zdorov-ie-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "160055"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421998629"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад к семинару "Психологическая поддержка детей с нарушением интеллекта""
    ["seo_title"] => string(88) "doklad-k-sieminaru-psikhologhichieskaia-poddierzhka-dietiei-s-narushieniiem-intielliekta"
    ["file_id"] => string(6) "287452"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454492616"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Доклад на тему "Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях школы- интерната" "
    ["seo_title"] => string(103) "doklad-na-tiemu-riealizatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-usloviiakh-shkoly-intiernata"
    ["file_id"] => string(6) "219802"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434372046"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Презентация для доклада "Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних через взаимодействие семьи, школы и общественных институтов" "
    ["seo_title"] => string(173) "priezientatsiia-dlia-doklada-profilaktika-pravonarushienii-i-bieznadzornosti-niesoviershiennolietnikh-chieriez-vzaimodieistviie-siem-i-shkoly-i-obshchiestviennykh-institutov"
    ["file_id"] => string(6) "238450"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444568680"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Доклад  "Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях школы- интерната" "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-riealizatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-usloviiakh-shkoly-intiernata"
    ["file_id"] => string(6) "219808"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434373557"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства