Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Обоянская средняя общеобразовательная школа №2»
Доклад на тему «Психология здоровья»
Подготовила учитель Звягинцева Елена Владимировна
Потерял деньги — жалко, потерял время — досадно, потерял здоровье — безнадежно. Народная мудрость В последние годы в структуре заболеваемости детей и подростков школьного возраста все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков у подростков, так как, выходя из-под опеки взрослых, они, как правило, оказываются не подготовленными к соблазнам взрослой жизни. Подобная неподготовленность проявляется в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто последить за своим здоровьем. В свою очередь, вредные привычки, закрепляясь под негативным влиянием социальной среды, неизбежно приобретают форму чрезвычайно опасных заболеваний. Среди последних — различные виды зависимости (в том числе от психоактивных веществ), заболевания, передаваемые половым путем, СПИД. Следует отметить, что не меньшую угрозу для здоровья представляют и другие факторы, присущие современному обществу: гиподинамия, избыточный вес, повышенная стрессогенность, информационные перегрузки и пр. Всемирная организация здравоохранения выделяет школу как наиболее перспективный участок воздействия на формирование поведенческих установок детей и подростков в области здорового образа жизни. В документах международных организаций, посвященных проблемам здоровья, отмечается, что «школьные программы открывают достаточно широкие возможности для просвещения по вопросам профилактики; никакая другая институциональная система не может конкурировать со школой в плане численности молодежи, охваченной такой просветительской работой. Программы профилактики заболеваний, а также пропаганды здорового образа жизни должны охватывать всю школьную структуру. Эта работа является ключевым компонентом национальных программ, направленных на улучшение здоровья и развития детей и подростков Со сказанным трудно не согласиться, но тогда возникает вопрос: а кто в школе реально отвечает за развитие мотивации здорового образа жизни, профилактику социально обусловленных заболеваний, координацию той самой работы, которая должна «охватывать всю школьную структуру»? Учитель физкультуры, с уроков которого нередко стремится сбежать больше половины старшеклассников? Заметим, кстати, что старшеклассники — это подростки того самого возраста, который все чаще характеризуется как возраст наркодебюта и начала активного употребления алкоголя. Медицинская сестра или приходящий врач, отвечающие в лучшем случае за организацию диспансеризации и выявление учащихся с ослабленной группой здоровья? Редкие лекции и малопригодные для чтения подростков санпросветбюллетени? Эффективность такой работы с точки зрения профилактики вряд ли можно отметить как высокую. Есть еще заместитель директора по воспитательной работе, однако его функционал в большей степени ориентирован на другие виды деятельности. Что касается профессиональных валеологов, то их число стремительно убывает, тем более что эту профессию изрядно скомпрометировали называвшие себя валеологами поклонники дианетики, Муна и других «учений о всеобщем счастье». Поскольку речь идет не о нескольких десятках или даже сотнях школ здоровья, а о десятках тысяч (в масштабах страны) массовых школ, можно констатировать, что вопрос о том, кто будет вести (координировать, направлять) профилактическую работу, остается открытым. Вместе с тем школу можно не превращать в филиал поликлиники, увеличивая количество врачей и медицинских процедур, а заниматься формированием у школьников здорового жизненного стиля, подразумевающего успешную адаптацию, социализацию, стремление к саморазвитию. Успешная реализация подобного подхода позволит, хочется надеяться, «дать не рыбу, но удочку» — во взрослой жизни вчерашний школьник будет в состоянии самостоятельно, без медицинской поддержки способствовать сохранению и укреплению своего здоровья. В этом случае можно и нужно говорить о психологических методах и средствах сохранения и укрепления здоровья, о формировании у школьников органической потребности в здоровом образе жизни и соответствующих формах его обеспечения, иными словами — о психологии здоровья. Таким образом, на первое место в реализации профилактических задач в школе, сформулированных Всемирной организацией здравоохранения, выходит школьный психолог Различные представления о здоровье Русские пословицы и поговорки на тему здоровья отмечают функциональность красоты («Где здоровье, там и красота»), значение для здоровья соблюдения гигиенических норм («Чистота — половина здоровья»), необходимость профилактики («Болен — лечись, а здоров — берегись). Анализ определений здоровья в литературе современной Великобритании выявил, что наиболее распространенными являются следующие: не болезнь, отсутствие заболевания; резерв, энергия, жизнеспособность; здоровая жизнь, физическое самосовершенствование; благополучные социальные взаимоотношения, психосоциальное благополучие. Расхождение представлений о здоровье в культуре и искусстве является закономерным следствием отсутствия единого определения здоровья в науке. В настоящее время насчитывается около 80 различных определений, причем и в отечественной, и в зарубежной литературе понятия «здоровье» и «норма» часто объединяют. В толковом словаре С.И. Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие». Российская педагогическая энциклопедия определяет здоровье как «состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». «Большая медицинская энциклопедия» уточняет, что речь идет об отсутствии «выраженных» болезненных состояний. По определению Всемирной организации здравоохранения (1991), здоровье характеризуется «состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Многочисленные определения здоровья, каждое из которых является в определенной степени справедливым (но только в определенной степени) могут классифицироваться в четыре основных группы: медицинская, биомедицинская, биосоциальная и ценностно-социальная. Медицинская группа объединяет определения, подчеркивающие отсутствие болезни, нормальное функционирование организма. К биомедицинской группе относят определения, в которых в качестве главного фактора выделяется способность приспосабливаться к меняющимся условиям. Биосоциальная в большей степени обращает внимание на социальную значимость успешной профессиональной деятельности. С позиций ценностно-социальных здоровье рассматривается как необходимое условие полноценной жизни в социуме, наполненном взаимодействием с окружающими. Емкое определение предложил В.А. Ананьев. Согласно этому определению, «здоровье — это процесс балансирования (равновесия) между адаптационными и компенсаторными возможностями человека при постоянно меняющихся условиях среды» Независимо от имеющихся расхождений в определении аксиомой является то, что здоровье — необходимое условие полноценной жизнедеятельности человека, являющееся предметом рассмотрения многих научных дисциплин, в том числе психологии здоровья. Психологическая компетентность в сфере здоровья Американский психолог Деннис Кун в работе «Основы психологии» (СПб., 2003) пишет: «Большинство людей согласятся, что здоровье имеет очень важное значение — особенно их собственное здоровье. И при этом половина всех смертей в Северной Америке происходит чаще всего из-за вредного для здоровья поведения». Приведенные данные, если не считать незначительных расхождений в процентном соотношении, характерны для Европы и России. Таким образом, мы видим, что наличие знаний о необходимости вести здоровый образ жизни не означает наличия у человека компетентности в этой сфере. Компетентностью можно назвать общий уровень способностей или квалификации, который не только имеется у человека, но и демонстрируется им в повседневной жизни. Независимо от того, о какой функциональной компетенции мы говорим — профессиональной, личностной, предметной, — мы должны помнить, что в ее основе лежит определенная система психологических свойств, которые представляют собой психологическую компетенцию. Эта система включает в себя определенный «минимум социально-психологических знаний и умений их использовать для достижения успеха в различных формах взаимодействия с миром, другими людьми и самим собой» . Отсутствие этих знаний и умений закономерно приводит человека к социальной дезадаптации, каким бы благожелательным ни был окружающий социум. Вместе с тем известно, что одним из эффективных средств профилактики дезадаптивного поведения является психологическая культура человека (напомним, что повышение уровня психологической и коммуникативной культуры является одной из задач психологии здоровья). Так, специалисты в области профилактики наркозависимости отмечают успешность формирования у подростков определенных компонентов психологической культуры, например: навыков решения проблемных ситуаций (в том числе умения обратиться за помощью), саморегуляции, конструктивного общения, умения распознавать манипулятивные действия и противостоять им, а также способности ставить цели и определять средства их достижения4. Подводя итоги, отметим, что понятие «здоровье» подразумевает, в частности, определенные формы поведения, улучшающие качество жизни. Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни и обеспечивающих его формах поведения может быть успешно осуществлено с помощью психологических методов и средств сохранения, укрепления и развития здоровья. Задачи психологии здоровья: сохранение, укрепление и развитие здоровья здорового человека, повышение уровня его психологической и коммуникативной культуры; определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала — соответствуют задачам школьного психолога. |