kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дифференцированный подход в работе с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассмотрены вопросы работы классного руководителя с разными семьями. Даны рекомендации при работе с родителями, имеющими дете с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в работе с родителями»

«Дифференцированный подход

в работе с родителями»

Содержание

I Введение

II Основная часть

1. Помощь специалистов родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья

2. Работа классного руководителя с родителями учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

3. Из личного опыта работы классного руководителя

III Заключение

IV Список, используемой литературы

I Введение

Современный этап развития коррекционной педагогики и психологи характеризу-ется поиском новых путей социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно нашему глубокому убеждению, социализация ребёнка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи и, в первую очередь родителей.

Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт социального общения часто играет решающее значение в развитии ребёнка.

Первой ступенью вхождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду является его адаптация в семье. Успешность этого процесса во многом зависит от того, на сколько адекватно близкие родственники ребёнка реагируют на его проблемы и помогают ему их преодолевать.

Вторая ступень социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья- пребывание в специальном образовательном учреждении. Такт учителя, уважительное отношение к ребёнку-инвалиду, его близким и семье – залог успешности коррекционного процесса.

Последней и основной ступенью социализации является адаптация молодого человека с психофизическими нарушениями в обществе, включая и адаптацию в его семье.

Все эти процессы невозможны без активной деятельности психолога, учителя-дефектолога, социального педагога, которые призваны оказывать социальную и психокоррекционную помощь семье, предварительно тщательно изучив все стороны её жизни.

В настоящее время работа с семьёй, дифференцированный подход в работе с родителями – это важное направление в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

II Основная часть

1. Помощь специалистов родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья

Главной задачей специалистов при взаимодействии с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является не только выдача рекомендаций по лечению и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активным решениям возникающих проблем. В таких случаях родители выработанные в процессе сотрудничества со специалистами решения считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения своего ребёнка. Специалисты информируют и обсуждают с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы реабилитации ребёнка. С самого начала знакомства необходимо определить готовность родителей сотрудничать со специалистами разных профилей, объём коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей необходимо готовить к сотрудничеству со специалистами, потребующему от них немало времени и усилий. Родители нуждаются в поддержке и одобрении, так как результаты будут видны не сразу и родителям может показаться, что их усилия потрачены впустую. В неблагополучных семьях сотрудничество с родителями является особенно трудной задачей.

При разработке индивидуальной программы реабилитации родителей прежде всего необходимо ознакомить с особенностями заболевания ребёнка.

Родители – самые заинтересованные участники процесса и хотят сделать ребёнка максимально приспособленным к окружающему миру и в перспективе – социально-полезной трудовой деятельности.

Родители и специалисты в процессе воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья ставят перед собой коррекционные задачи, соответствующие возрасту ребёнка.

Наиболее часто используются следующие формы организации лечебно-коррекционного процесса:

- консультативно-рекомендательная; 4

- информационно-просветительская;

- практические занятия для родителей;

- организация «круглых столов», родительских конференций, семинаров, клубов,

детских праздников и утренников;

- индивидуальные занятия с родителями и их ребёнком;

- психотерапия и психокоррекционная арттерапия;

- подгрупповые занятия.

Рассмотрим примеры помощи специалистов некоторым категориям родителей, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления в работе специалистов с родителями, имеющих ребёнка с нарушением интеллекта:

- коррекция неконструктивных форм поведения матери, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ребёнка, негативные желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной самооценкой;

- формирование понимания родителями проблем их ребёнка, а именно: постепенный отход от позиций, отрицающей наличие проблем, и позиции противопоставления себя социуму и переход в позицию взаимодействия;

- постепенное исключение проблем гиперболизации проблем ребёнка, представления о бесперспективности развития ребёнка;

- повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребёнка;

- коррекция внутреннего психологического состояния матери: переживания, связанные с психофизической недостаточностью ребёнка, должны постепенно перейти в осознание возможностей ребёнка, в радость от его маленьких успехов;

- осуществление личностного роста родителей в процессе взаимодействия со своим ребёнком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога;

- трансформация воспитательно-образовательного процесса, реализуемая родителями по отношению к ребёнку, в психотерапевтический процесс по отношению к ним самим; созидательная деятельность родителей, направленная на ребёнка, помогает им самим, излечивая их от негативного воздействия психологического стресса.

Семье, имеющей ребёнка с нарушением интеллекта, необходимо придерживаться следующих правил, которые облегчат их жизнь: 5

- преодолевать страх и отчаяние;

- не тратить время на поиски виновного, т.к. его часто просто не бывает;

- определить, какая помощь необходима ребёнку и самой семье, и начинать обращаться к специалистам (медицинская помощь; психолого-педагогическая помощь).

Установление контакта специалистов с родителями, воспитывающими аутичного ребёнка начинается с обсуждения особенностей психического развития и социализации ребёнка. Определяется уровень требований к нему, направления и возможные формы воспитательной работы в семье.

Врач объясняет, что определённая часть нарушений поведения ребёнка носит защитный характер и частично связана с недоучётом окружающими особенностей его развития. Врач обязан предупредить родителей о большой ранимости аутичного ребёнка для исключения неосторожных высказываний в его присутствии. Следует осторожно очертить перед родителями круг трудностей и реальных возможностей ребёнка. Врач привлекает родителей к процессу медикаментозного лечения. Врач учит родителей наблюдать за состоянием ребёнка во время медикаментозного лечения и фиксировать наблюдения в дневниках. Врач может оказывать медицинскую помощь и самим родителям, если это необходимо.

Психолог может подсказать родителям, как избежать внутрисемейных конфликтов, создать щадящий и в то же время эмоционально-тонизирующий, организующий ребёнка режим, чтобы уменьшить его аутические тенденции. Психологу принадлежит ведущая роль в обучении родителей особым приёмам воспитания аутичного ребёнка дошкольного возраста, начиная от способов налаживания контакта и заканчивая формированием целенаправленного поведения.

Педагог обучает родителей методике занятий с ребёнком, регулярно обсуждает динамику обучения и вновь возникающие у ребёнка затруднения.

Концепция воспитания ребёнка в многодетной семье основывается на известной взаимосвязи между умственным и эмоционально-поведенческим развитием. Прежде всего родителям важно отметить специфические особенности характера каждого ребёнка. Малейшие особенности в поведении или отставание в развитии должно быть вовремя замечено, и этот ребёнок должен быть своевременно проконсультирован у специалистов, в частности, детского психоневролога. 6

При воспитании ребёнка в многодетной семье необходимо:

- усиливать и развивать положительную уникальную неповторимость каждого ребёнка, его индивидуальные способности и интересы, помогая ему осознать свою самоценность, развивать чувство уверенности;

- стимулировать умственное развитие с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, раскованности;

- постепенно, но систематически включать ребёнка в самооценивание своей работы и поведения.

2. Работа классного руководителя с родителями учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Эффективность воспитания учащихся сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют семья и школа. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько родители понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в её реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития учащихся.

В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

В практике воспитания сложилось пять функций работы школы и классного руководителя с родителями обучающихся. Они определяют и содержание этой работы.

I функция. Ознакомление родителей со спецификой определённого вида школы, с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так, на первом родительском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с

целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса;

- общешкольные (классные) родительские собрания («Познай себя как родителя», «Конфликты с детьми и их преодоление», «Анализ различных подходов в воспитании детей», «Наказания и поощрения – за и против»);

- шефская помощь;

- участие родителей класса в работе совета школы.

II функция работы классного руководителя с родителями – психолого-педагогическое просвещение. Классный руководитель, обладающий большей компетентностью в области психолого – педагогических знаний, лучше знающий детей в широкой социальной среде, в общении со сверстниками, берёт на себя ответственность за психолого-педагогическое просвещение родителей, которое можно организовать

посредством следующих форм работы с семьёй:

- школьные и классные тематические конференции для родителей. Это могут быть конференции, посвящённые отдельным воспитательным проблемам: «Как помочь школьнику учиться?», «Адаптация школьника к различным условиям современного общества» и т.д.;

- родительские лектории по микрогруппам на основе интересов: для родителей трудных детей; для родителей, воспитывающих детей с аутизмом; для многодетных семей и т.д.;

- поклассное просвещение родителей, осуществляемое классным руководителем на основе задач воспитания, систематически проводимого изучения обучающихся и классного коллектива (индивидуальные и групповые консультации классного руководителя, учителей-предметников, школьного психолога и т.д.);

- индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские и юридические); 8

- различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей.

III функция. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. В практике современной школы могут быть использованы различные формы вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность:

- участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем (экскурсии, турниры, ремонт и благоустройство школы и т.д.);

- участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы (выпускной вечер и т.д.);

- подготовка и проведение различных поездок;

- читательские конференции («Круг семейного чтения» и т.д.), выставки («Мир наших увлечений» и т.д.).

IV функция. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся. Другое направление – оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания; разрешение противоречий подросткового возраста; профилактика формирования вредных привычек.

Особое внимание следует уделить индивидуальной работе с неблагополучными семьями учащихся, семьям с повышенной конфликтностью.

V функция. Организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей. Продуктивной является работа классного руководителя по взаимодействию с различными общественными организациями родителей – родительским комитетом школы и класса, школьными советами, советами по месту жительства.

Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнаёт условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что, может осложнить взаимоотношения педагога с семьёй.

Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Если в своей практики классный руководитель использует эту форму работы с семьёй, желательно соблюдать следующие условия:

- не приходить в семью без предупреждения;

- не планировать свой визит более чем на 5 – 10 минут (чтобы не быть обременительным);

- нельзя вести беседу в агрессивном тоне;

- не поучайте родителей, а советуйте;

- желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящую для него форму и

содержание.

При работе с родителями используется дифференцированный подход. Можно родителей разделить на две большие группы: так называемые благополучные семьи в психолого-педагогическом отношении и проблемные семьи. К последним можно отнести следующие: семьи с детьми-инвалидами; многодетные семьи; опекунские семьи; неполные семьи; малообеспеченные семьи; неблагополучные семьи.

В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий, составляется план работы с этими семьями.

3. Из личного опыта работы классного руководителя

На первом родительском собрании «Давайте познакомимся», в 5 классе, раздаю анкету для родителей следующего образца:

Анкета для родителей

1. Фамилия, имя и отчество матери___________________________________________

2. Год рождения, образование _______________________________________________

3. Место работы, должность, контактный телефон _____________________________

4. Фамилия, имя и отчество отца ____________________________________________

5. Год рождения, образование _______________________________________________

6. Место работы, должность, контактный телефон _____________________________

__________________________________________________________________

7. Домашний адрес, телефон________________________________________________

8. Количество детей в семье (имя, возраст, что посещает) _______________________

9. Условия проживания семьи (отдельная благоустроенная квартира, общежитие, собственный дом, не имеют жилья) __________________________________________

10. Условия для занятий ребёнка (отдельная комната, письменный стол в общей комнате, стол совместно с другими детьми) ___________________________________

11. Личностные особенности ребёнка (замкнутость, лидерство, тревожность, отсутствие самостоятельности и др. __________________________________________

12. Дополнительные сведения (статус одинокой матери, вдова (вдовец), многодетная семья, инвалиды и др.) ____________________________________________________

13. В каких делах класса вы смогли бы помочь:

- проведение бесед с учащимися на специальные темы;

- организация экскурсий на предприятия;

- помощь в изготовлении пособий; - ремонт мебели;

- помощь в организации походов, поездок;

- помощь в организации досуговой деятельности;

- другое_________________________________________________________________

Проанализировав анкеты родителей, составляю "Портрет родителей класса», узнаю семьи учащихся, их статус и т.д. Определяю форму работы с родителями учащихся, привлечения их к совместной деятельности.

Мне, как классному руководителю, невозможно держать в голове большое количество информации, которая может понадобиться в самый неожиданный момент. То один из родителей заглянул в школу и нужно посмотреть, как он участвует в воспитании своего ребёнка, то возникли проблемы с поведением подростков и нужно срочно связаться с их родителями. Во всех этих случаях не обойтись без помощи такого вспомогательного документа, как «Папка классного руководителя». В ней могут находиться следующие сведения:



- СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КЛАССА

№ Категории семей Фамилии и имена учащихся

1 Полные семьи

2 Малообеспеченные семьи

3 Многодетные семьи

4 Семьи с одним родителем

5 Семьи по потери кормильца

6 Семьи, где родители инвалиды

7 Неблагополучные семьи (пьющие родители)

8 Семьи с детьми-инвалидами

9 Семьи, нуждающиеся в целевой соц. помощи

- СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЯХ

п/п № лич.дела ФИО Дата рожд. Ф.И.О.родителей Адрес проживания Район проживания Телефон

- НЕДЕЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ДНИ НЕДЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ

ПОНЕДЕЛЬНИК ДЕЖУРСТВО ПО ШКОЛЕ

ВТОРНИК СОВЕЩАНИЕ

СРЕДА РАБОТА С АКТИВОМ КЛАССА

ЧЕТВЕРГ ПРОВЕРКА ДНЕВНИКОВ

КЛАССНЫЙ ЧАС

ПЯТНИЦА РАБОТА С РОДИТЕЛЬСКИМ АКТИВОМ

СУББОТА РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

ВОСКРЕСЕНЬЕ САМООБРАЗОВАНИЕ

- РОДИТЕЛЬСКИЙ АКТИВ КЛАССА



п/п Фамилия, имя и отчество Направление деятельности Телефон

В плане воспитательной работы есть раздел «Работа с родителями».

№ Содержание работы Цель Дата

1 Оказание помощи родителям, имеющих детей-инвалидов Подготовка пакета документов для прохождения МСЭ.

2 Консультации психолога, соц.педагога для опекуна________ Оказание помощи в воспитании, обучении опекаемой.

3 Индивидуальные беседы с родителями при личной встрече и по телефону. Оказание помощи в воспитании, обучении учащихся.

4 Посещение проблемных семей. Обследование мат.-быт. условий и обстановки в семье.

5 Привлечение родителей к участию в общественной жизни школы и класса. Оказание помощи в учебно-воспитательном процессе.

6 Проведение родительских собраний (по темам) Зависит от темы собрания.

7 Привлечение к ремонту школы и класса. Оказание помощи в укреплении материально-технической базы.

План воспитательной работы с классом, «Папка классного руководителя» в любой момент выручат, помогут в трудной ситуации в работе с учащимися и их родителями. В своей работе с семьями учащихся привлекаю социального педагога, психолога, логопеда, школьного врача и коллег-педагогов. Только в тесном контакте с этими специалистами и администрацией школы классный руководитель может достичь поставленных целей и задач в дифференцированной работе с родителями учащихся своего класса.

III Заключение

Итак, родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, для успешной социализации и адаптации своих детей в современное общество необходимо:

- создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребёнка;

- обеспечение своевременного приёма ребёнком предписанных ему медикамен-тозных средств, наблюдение за их действием и информирование об этом врача;

- постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребёнка с ведением дневника наблюдения;

- овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по ранней стимуляции, коррекционному развитию и воспитанию, а также обучению своих детей;

- овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы риска по отклонениям в развитии;

- участие в деятельности общественных объединений и организаций родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;

- родителям необходимо знать особенности развития ребёнка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества, включать в жизнь ребёнка посильную игровую и учебную деятельности.

IV Список, используемой литературы

1. «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии»

Е.М.Мастюкова, А.Г. Московкина, издательство «Владос».

2. «Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе».

Г.Н. Сибирцова, издательство «Феникс».

3. «Настольная книга классного руководителя 9 класса».

О.Б. Глаголев, издательство «Феникс».

4. «Родительские собрания». 5 класс

О.В. Дюкина, издательство «ВАКО».

5. Журнал «Классный руководитель» № 7, 2008 г.

6. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». № 1, 2004 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дифференцированный подход в работе с родителями

Автор: Акопян Марина Александровна

Дата: 26.03.2017

Номер свидетельства: 403362

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Дифференцированный подход в обучении учащихся математике как средство повышения качества знаний "
    ["seo_title"] => string(115) "diffierientsirovannyi-podkhod-v-obuchienii-uchashchikhsia-matiematikie-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "148443"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419705515"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "проектная работа на тему "Организация работы с родителями в ДОУ""
    ["seo_title"] => string(70) "proiektnaia-rabota-na-tiemu-orghanizatsiia-raboty-s-roditieliami-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "254856"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447835194"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРЕЗЕНТАЦИЯ: " ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiia-innovatsionnyie-formy-raboty-s-roditieliami-po-razvitiiu-riechi-u-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "246110"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446296465"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Опыт организации воспитательной работы в условиях дистанционного обучения. «Общественных дисциплин»"
    ["seo_title"] => string(80) "opyt_organizatsii_vospitatelnoi_raboty_v_usloviiakh_distantsionnogo_obucheniia_o"
    ["file_id"] => string(6) "565856"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607342762"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Профилактическая работа с родителями"
    ["seo_title"] => string(41) "profilaktichieskaia-rabota-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "276575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452762860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства