kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Дети войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Тема исследовательской работы «Дети войны» выбрана не случайно. Приближается святая для народной памяти  дата – 70 - я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. День Победы вновь и вновь возвращает нас к истории героических и трагических событий тех лет,  событий самой ожесточенной и кровопролитной войны. За величием праздника Победы не стоит забывать и о тех, кто сегодня незаслуженно остается в тени. Статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила сотни тысяч детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны хлебнули горя полной чашей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Дети войны" »

12


Районный научный форум молодых исследователей «Шаг в будущее - 2014»

















Дети войны











Автор: Зорин Антон Валентинович,

Ученик 8 класса, филиала МАОУ «Новозаимская СОШ

им. Героя Советского Союза им. В. М. Важенина»

Сосновская ООШ,

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район,

село Сосновка

Руководитель: Зорина Нина Николаевна,

Учитель начальных классов, филиала МАОУ «Новозаимская СОШ»

Сосновская ООШ,

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район,

село Сосновка







Содержание

  1. Краткая аннотация …………………………………………………………….3

  2. Аннотация……………………………………………………………………....3

  3. План исследований…………………………………………………………….5

  4. Научная статья………………………………………………………………….9

  5. Дети Поволжья………………………………………………………………...15

  6. Военное детство школьников………………………………………………...16

  7. Заключение…………………………………………………………………….18

  8. Список литературы …………………………………………………………...19













































ДЕТИ ВОЙНЫ

Зорин Антон Валентинович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 8 класс



Краткая аннотация

Тема исследовательской работы «Дети войны» выбрана не случайно. Приближается святая для народной памяти дата – 70 - я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. День Победы вновь и вновь возвращает нас к истории героических и трагических событий тех лет, событий самой ожесточенной и кровопролитной войны. За величием праздника Победы не стоит забывать и о тех, кто сегодня незаслуженно остается в тени. Статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила сотни тысяч детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны хлебнули горя полной чашей. Учитывая эти события, я решил рассказать о трудном детстве в годы войны моих односельчан .

Аннотация

День Победы вновь и вновь возвращает нас к истории героических и трагических событий тех лет.

Цель исследования:

• Показать на примере жизни поколения , пережившего Великую Отечественную войну, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего счастливого детства.

Задачи исследования:

• Провести опрос среди учащихся и жителей села о годах Великой Отечественной войны

ДЕТИ ВОЙНЫ

Зорин Антон Валентинович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 8 класс

• Показать, используя фактический материал, военную жизнь наших земляков.

• Оказать нашим ветеранам, в случае необходимости, посильную помощь

В научной статье представлены доказательства о том, что в годы Великой Отечественной войны у детей, несмотря на отдаленность от фронта в селе, было очень трудное детство. В работе речь идёт о жизни в военный период детей-подростков. Она создана по материалам воспоминаний жителей села.

Новизна исследования заключается в том, что впервые эта тема рассматривается применительно к жителям села Сосновка. В работе описаны воспоминания жителей села, где они рассказывают о том, как жили в военные годы вдали от фронта, с какими трудностями столкнулись в годы войны.

В конце исследовательской работы сделан вывод о том, что и в отдаленном от фронта селе, во время войны детям жилось тяжело, они так и не узнали настоящего счастливого детства.

Эта работа имеет практический характер:

• материалы могут быть использованы на уроках истории, краеведения, внеклассной работе;

• опубликованы в школьной газете «Школьные новости»

• востребованы Советом ветеранов села, школьной музейной комнатой.

ДЕТИ ВОЙНЫ

Зорин Антон Валентинович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 8 класс

План исследований

Проблема исследовательской работы:

Большинство учащихся не знают односельчан, чьё детство пришлось на годы Великой Отечественной войны.

Не все школьники верят, что в отдалённом от фронта крае, во время войны детям жилось тяжело.

Гипотеза:

Если в школе проводить целенаправленную работу по изучению краеведческого материала о жителях, чьё детство пришлось на годы Великой Отечественной войны, то учащиеся нашей школы и жители села будут не только знать о «детях войны», но и убедятся в том, что и вдали от фронта, детям жилось тяжело.

Основная задача:

Привлечь внимание общественности к людям, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны.

Основные методы и приемы:

- сбор материалов о людях, чье детство прошло в годы войны, именуемых в дальнейшем «Дети войны»

ДЕТИ ВОЙНЫ

Зорин Антон Валентинович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 8 класс

- исследование социологического опроса по данной проблеме;

- пополнение материалов школьной музейной комнаты собранной информацией.

- изучение архивных документов музейной комнаты

В ходе работы были собраны воспоминания жителей села, детство которых прошло в военные годы.

С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих о их судьбах и жизненной дороге. Это нужно нам, живым сейчас, благодаря и их труду, самопожертвованию и огромному человеколюбию. Мы сейчас живём в то время, когда страна встала из разрухи войны, благодаря самоотверженной работе людей того поколения.. Я считаю , что моя работа актуальна. Я провёл социологический опрос

среди учащихся 5-9 классов и жителей села.

Вопросы, на которые ребята отвечали, были такими:

1. Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла?

ДЕТИ ВОЙНЫ

Зорин Антон Валентинович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 8 класс

2. Знаете ли вы, у кого из жителей села детство проходило в годы Великой Отечественной войны?

3. Считаете ли вы, что люди, чьё детство прошло в годы войны, заслуживают заботы и внимания, как и ветераны войны и труда?

4. Коснулась ли война ваших родственников? (кто участвовал в войне, кто трудился на трудовом фронте, у кого детство прошло в военные годы)

5. Знаете ли вы каким было детство у детей в военные годы?

7. Как вы думаете, чем дальше от фронта поселок, тем детям в годы войны жилось лучше или нет?

Первым пунктом плана я хочу рассказать о том, как узнали жители села о начале Великой Отечественной войны.

Вторым пунктом плана я расскажу ,о чем мечтали дети до начала войны, к чему в те далекие сороковые стремились мои сверстники и кем хотели стать? Беседуя с односельчанами, я понял, как трудно было детям , оставшимся в тылу, их не обошла война, затронув седым крылом. Они остались живы, но им было ничуть не легче. Они терпели голод и холод, теряли родных и близких, работали наравне со взрослыми. Об этом мой третий пункт плана исследовательской работы.

Результаты моего исследования представляются для учителей , учащихся филиала «Новозаимской средней общеобразовательной школы» Сосновской основной школы .

ДЕТИ ВОЙНЫ

Зорин Антон Валентинович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 8 класс

Основными информационными источниками для исследования послужили:

  1. Архивные материалы школьной краеведческой комнаты.





























ДЕТИ ВОЙНЫ

Зорин Антон Валентинович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 8 класс

Научная статья

Зачем ты, война, у мальчишек детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Война, сколько в этом слове горя и боли, страданий невинных людей. Война, унесшая жизни миллионов. Война, которая оставила в памяти страшные воспоминания голодных лет. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Насколько трагично потерянное детство, детство, лишенное радости и смеха, наполненное страданиями, голодом, смертями самых близких людей, я постараюсь рассказать в своей исследовательской работе «Дети войны».

Великая Отечественная война…Как далеко она от нас – современных мальчишек и девчонок. Наше детство – счастливое и почти беззаботное. Мы можем учиться и заниматься интересными делами, встречаться с друзьями и совершать увлекательные путешествия. Нам невозможно представить, что такое голод и непосильный труд. Но мы знаем, что почти семьдесят лет назад была война, рвались снаряды и гибли люди, а наши военные ровесники так и не узнали что такое детство. Рядом с нами, в селе Сосновка и сейчас живут люди, лишённые детства войной. К сожалению, таких людей с каждым годом становится всё меньше, многие из них по состоянию здоровья почти не выходят из дома или не встают с постели. Поэтому наша задача как можно больше собрать воспоминаний о том страшном времени. Забывать историю нельзя, чтобы война не повторилась.

ДЕТИ ВОЙНЫ

Зорин Антон Валентинович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 8 класс

В нашем селе живёт Петров Сергей Корнилович . Он родился в июле 33 года в деревне Федосово в семье колхозника. Когда началась война, отца призвали на фронт в первый день: 22 июня 41 года. И Сергею Корниловичу,в свои 8 лет пришлось работать в колхозе. Боронил на лошади, пас коров, работал на покосе. Осенью в октябре на отца пришла похоронка, что он погиб 23 августа 41 года под Москвой. Это была первая похоронка в Сосновском сельском Совете. Жить было трудно. Так получилось, что он в семье стал главным мужчиной и главным помощником матери после гибели отца.

Васильева (Золкина) Таисья Игнатьевна родилась в селе Боровинка 13 августа 1938 года. В семье было семеро детей. Таисья Игнатьевна была пятым ребёнком. «Отец ушёл на войну. Маме было трудно одной прокормить нас. Было голодно, Ели медунки, турнепс, мороженую картошку ( мелкую, часто гнилую собирали весной по огородам), заваруху (муку грубого помола для скота заваренную молоком), просили милостыню. Брат разорял сорочьи гнёзда. Двое детей умерли от болезни и голода. Отец пришёл с войны, но часто выпивал и обижал маму». Поэтому учиться Таисье Игнатьевне не пришлось (образование 2 класса). Коров доить пошла в 14 лет. [Приложение I]

Кривоногова Екатерина Ивановна родилась в селе Сосновка 5 января 1929 года. Мама одна растила пятерых детей. Отца убили ещё на финской войне в 1939 году. «Помню, как 22 июня ездили по селу на лошадях и кричали: «Война началась!» А 23 июня уже начали из села уезжать мужчины на фронт. Вся работа легла на плечи стариков , женщин и детей. Осенью нужно было идти в школу, а обуви никакой не было, кроме маминых ботинок на



ДЕТИ ВОЙНЫ

Зорин Антон Валентинович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 8 класс

высоком каблуке. Одежда была перешита из взрослой. У нас в семье были овцы и корова. Сено заготавливали до поздней осени, так как ещё нужно было трудиться и в колхозе, и

учиться в школе». Во время уборки одиннадцатилетняя Катя жала серпом, возила на лошадях зерно на Новозаимский элеватор для отправки на фронт. Дома вязали тёплые варежки, носки, шили кисеты и уносили на сборный пункт. Спали по три – четыре часа. И снова шли на работу.

Скориков Михаил Петрович родился в 1936 году в селе Сосновка. В семье было двое детей. Отец, Пётр Сергеевич, в 1938 – 1939 годах служил на Востоке. Домой не вернулся. «Когда началась война. Мне было почти 5 лет. Я помню, что в нашем хозяйстве была корова, куры. В огороде выращивали овощи: картофель, капусту, морковь, репу, свёклу, калегу. Летом бегали в лес за ягодами и грибами. А по улице Покровской у нас жили ещё и бабушка с дедушкой. Как известно, бабушки и дедушки очень любят своих внуков и всегда что – то припрячут для них. Наверное, поэтому особого голода я не помню. Да и семья по тем временам была небольшая: двое детей и трое взрослых. Выживать , конечно, было проще. Мама и бабушка перешивали из старой взрослой одежды нам вещи. Этим обновкам мы были очень рады. В сентябре 1944 года я пошёл в школу. Обуви не было. Поэтому зимой в школу ходил в маминых чирках». [Приложение II]

«Я, Булатова (Усольцева) Евдокия Михайловна, родилась в селе Першино Новозаимского района в 1940 году. Детей было четверо. Отец, Усольцев Михаил Фёдорович, в сентябре 1940 года умер. Нас , четверых ребятишек, мама, Усольцева

ДЕТИ ВОЙНЫ

Зорин Антон Валентинович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 8 класс

Агафья Ивановна, воспитывала одна. Конечно, маме было очень трудно. Во время войны мама в поле собирала мёрзлую картошку, сочила её на тёрке и стряпала лепёшки. Одежду шили из простого портяного материала, который ткали на кроснах в домашних условиях.

Шили юбки, сарафаны, штаны, рубахи. Как мы были рады таким обновкам! Летом ходили босиком. Зимой – в подружкиных старых валенках. Помню, что было очень голодно. В 1946 году мы переехали в село Сосновка».

Рычкова Тамара Григорьевна: «родилась я выросла в Сосновке. Когда началась война, я была совсем ещё маленькая и толком не понимала что происходит: почему все плачут, смеха и песен почти не слышно стало, из – за чего украдкой мама смахивает набежавшие на глаза слёзы…. Куда – то уехал отец. Однажды я увидела, что во двор вбегает папа. Мы с братом так обрадовались, а мама почему – то громко заплакала. Всего сутки пробыл с нами отец и снова уехал. Больше мы его никогда не видели. Помню, что мамы дома почти не было. Оставит в чугуне варёной картошки да пару кусочков хлеба на целый день, а сама уходила на работу. Не могу даже вспомнить спала ли когда мама или нет?. Мы засыпали, а она хлопотала по хозяйству. Мы просыпались, а она уже была на колхозной работе. Помню, что было очень холодно и всегда хотелось есть». [Приложение III]

Ручкин Алексей Николаевич родился в Джамбульской области, Меркетенском районе в селе Мерке 7 августа 1940 года. «Я помню, что всегда хотелось есть. Из продуктов были только овощи и фрукты. Представьте, сколько нужно овощей и фруктов для семьи , в которой растёт девять детей! Иногда фрукты и овощи удавалось сменить на молочные продукты. Отец в первый же год войны ушёл на фронт. С нами остались мама, бабушка и дедушка. Печи топить было нечем. Помню, как ходили , собирали топливо: кусты, кизяк. Муки не было. Мама пекла лепёшки только тогда, когда раздобудет где – нибудь немного муки. Одежды не было. Перешивали детскую одежду из старой взрослой. Мама работала на свекольной плантации. Для детей делали рядом с плантацией шалаш и дети в нём целый день спали, играли, жили вместе со змеями. Мама работала лопатой, топором, тяпкой – чекмень. Когда папа пришёл в 1944 году с фронта раненый (он воевал под Москвой), стало легче. Папа работал пекарем. Я помню, что наберу горбушек хлеба и бегом угощать других ребятишек. К счастью, во время войны никто из детей в нашей семье не умер. В школу я пошёл в 1949 году, а в1959 году закончил 10 классов, три с

половиной года прослужил в рядах Советской Армии. Отец прожил 80 лет (умер в 1987 году). Последние годы он работал в саду площадью 20 га, где росли яблоки, вишни, черешни, абрикосы». [Приложение IV]

«Меня зовут Прокопьева Надежда Ивановна. Я родилась в селе Лунтюг Костромской области. Когда началась война, мне было всего 2 года. Я хорошо запомнила, как на фронт уходил мой отец, Костров Иван Абрамович 1914 года рождения. Он работал учителем в школе, поэтому на фронт его призвали в июле 1942 года. Мне тогда исполнилось три года. Было жаркое лето, собралось много родственников, устроили застолье. Бабушка (мать отца) и мама хлопотали вокруг стола, иногда плакали, гладили отца, целовали, вздыхали.

Потом все вместе пошли к школе. Отец нёс меня на руках, а мам обнимала его за плечи. У школы стояла большая машина, было много народа. Иногда был слышен плач, были громкие разговоры, кто – то пел. Затем стали прощаться, махали руками, плакали.

Мужчины сели в машину и поехали за село, а люди шли за машиной, махали руками,



ДЕТИ ВОЙНЫ

Зорин Антон Валентинович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 8 класс

пока она не скрылась из вида.

Папа ушёл на фронт. А мы стали ждать от него писем. Бабушка часто молилась за папу у иконы, что – то шептала (наверное, молитву) , а я вставала рядом и тоже как умела молилась. Наконец – то от папы пришло письмо! Как мы обрадовались! Письма приходили небольшие, сложенные конвертиком – треугольником. Пришло примерно около года и письма перестали приходить. Мы волновались и всё продолжали ждать. Нам пришло сообщение, что отец погиб, но похоронки не было, поэтому оставалась надежда. Оказывается, пап попал в плен в городе Тихвич. Вернулся он домой осенью 1945 года, когда военнопленных освободили из лагеря в Польше. В войну мужчин в селе было очень мало, в основном это были подростки 13 – 15 лет да старики. Вся работа легла на плечи стариков, женщин и детей. Женщины пахали огороды на лошадях, быках и даже коровах. Нужно по весне было засевать огороды, чтобы как – то прокормить семью и отправить продукты на фронт. Мама и бабушка рано утром уходили на весь день на колхозную работу, а меня оставляли на соседских ребятишек (те были постарше). Мы из досочек устраивали шалаш (это был наш дом) , приносили игрушки, черепки, песок, воду, что – то «стряпали, пекли, кормили семью». Бывало ссорились, но без зла, тут же мирились и продолжали играть. Мальчишки изображали войну: делились «на наших и фашистов», но всегда побеждали наши. Вечером мам забирала меня домой, хлопотала по хозяйству, а бабушка готовила небогатый ужин. Обычно кртошку, творог, немного хлеба, молоко или чай.

ДЕТИ ВОЙНЫ

Зорин Антон Валентинович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 8 класс

Сладостей было очень мало. Редко были конфеты, сахар экономно клали в чай по одному кусочку и то очень редко. Летом , конечно, было легче, еда была более разнообразной: овощи в огороде, грибы, ягоды в лесу. Старались летом запастись дарами огородов, лесов, чтобы как – то зиму пережить. А вот зима все запасы подбирала. У кого семьи были большие, выживали очень трудно. Кто имел какие – то излишки, делились с родственниками, соседями. В колхозе на заработанные трудодни почти ничего не давали, всё отправляли на фронт. Был выдвинут лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» Семьям давали тоже что – нибудь сделать. Готовили тёплые вещи из овечьей шерсти (варежки, носки, шарфы ) и продукты (сушили варёный картофель в русской печи, пекли

лепёшки, сушили сухарии всё сносили на приёмный пункт для отправки на фронт)В нашем селе было 100 домов, так почти в каждом доме кто – то не вернулся. Запомнился день, когда в дом пришла цыганкаи бабушка попросила погадать о папе. Цыганка сказала: «Ваш сын в казённом доме, он живой и вернётся домой». Мама догадалась, что он, наверное, в плену. Помню, как закончилась война и мужчины стали возвращаться с фронта. Гремела музыка, устраивались застолья. Кто – то плакал от радости встреч, а кто – то по погибшим родственникам. Потерявшие отцов дети были хмурые, печальные . Их ничего не радовало. Было такое впечатление, что дети стали маленькими старичками. Наше село было в стороне от линии фронта, но все тяготы военных лет мы испытали сполна». [Приложение V]



ДЕТИ ВОЙНЫ

Зорин Антон Валентинович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 8 класс

Дети Поволжья

16 числа в Сосновку стали прибывать немцы, тем более, что село находилось в 6 километрах от районного центра. Немцев подселяли в семьи к сосновцам, сели в пустые дома. Встретили их по – разному. Когда приехали в Сосновку, многим было нечего есть. Меняли на продукты всё, что могли или отрабатывали. Приходилось «ходить по миру», чтобы с голода не умереть. Кто – то давал поесть, а кто – то и собак спускал.

Галингер Фрида Адольфовна родилась 25 февраля в селе Гольдштайн Камышловской области Добринского района. Детство было коротким. Когда сослали в Сибирь, разрешили взять из вещей только самое необходимое, что можно было унести в руках. Добирались долго. Сначала ехали на лошадях до Волги. Около двух недель ждали на берегу пароход. Затем плыли на пароходе, а потом ехали на поезде почти месяц. Многие в дороге умерли. В Сосновку приехали в сентябре. Переселили из – за того, что мы были немцами, а война была с немцами. Наверное, боялись. Что мы станем предателями. Встретили нас на Новозаимском вокзале на лошадях. Люди отнеслись к нам плохо, называли фрицами, бросали в нас камнями. Когда мы приехали в Сосновку нам нечего было надеть, поесть. Всё, что захватили с собой, меняли на продукты (до последней ложки).Есть было нечего. «Ходили по миру», собирали милостыню. Некоторые давали кусочек хлеба, некоторые 1 картошку, а некоторые прогоняли, били палками. Весной 1942 года взяли в труд армию отца. Так он и пропал без вести.



ДЕТИ ВОЙНЫ

Зорин Антон Валентинович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 8 класс

А мать жила до 1995 года. Дедушка Фёдор был верующим и за это его посадили в тюрьму ещё в 1933 году, чтобы он отрёкся от бога. Так он и умер в тюрьме от пыток. Бабушку переселили вместе с семьёй. От голода в 1943 году она умерла. В школу Фрида Адольфовна пошла поздно, в 10 лет. Закончила всего 4 класса. Потому что одеть зимой было нечего и в морозы приходилось оставаться дома. В 15 лет пошла работать: разнорабочая, телятница, доярка, курятница, свинарка. За свою жизнь Галингер Фрида Адольфовна заработала много наград. В её адрес было сказано много слов благодарности. [Приложение VI]

Военное детство школьников

Мы живём в мирное время. Учимся в светлой школе, оборудованной по современным условиям. В будущем имеем возможность выбрать профессию по душе. Я задумался, а как учились наши сверстники во время войны? Какой вклад внесли школьники для победы русского народа над фашизмом? [Приложение VII]

Война всколыхнула всех людей. Весомый вклад в достижение победы вносили сосновские школьники и учителя. В школе уже в 1941 году создавались детские бригады для полевых работ. Школьники брали шефство над фермами , выпускали стенные газеты. Учащиеся школы считали, что каждая тонна поставленного сена , выкопанного картофеля , каждый гектар вспаханного и сжатого поля – это грозный удар по врагу. В Сосновке школа была начальной. Старшие ребята ходили в семилетнюю школу в село Старая Заимка. Дети занимались сбором лекарственных трав, металлолома. Они писали письма на фронт, вязали варежки и носки. Во время уборки урожая они собирали колоски,

ДЕТИ ВОЙНЫ

Зорин Антон Валентинович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 8 класс

а летом занимались прополкой. Осенью 1 941 года учёба началась позднее, так как

школьники помогали в уборке урожая. Да и в целом во время войны занятия начинались позднее, а заканчивались раньше. В те годы не было электричества. Занимались при свете ламп и лучин. И это при всём том, что дети были голодны. Одеть было нечего. С болью в сердце и слезами на глазах вспоминала учительница Халина Людмила Семёновна, как во

время войны «полуголые, почти босые дети по мокрому снегу шли убирать турнепс и картошку». Ребята помогали семьям, ушедших на фронт: следили за маленькими детьми, носили воду и дрова. Обед ребятам готовили технички прямо в школе. Ели на партах. Продукты давал колхоз, а школьники исправно это отрабатывали , помогая колхозу в уборке урожая и заготовке дров. Как вспоминал Бердюгин Николай Иванович: «Рано утром ребятишки прибегали на конюшню и Трофим Васильевич Плосков – бригадир . по возрасту не годный для армии – распоряжался кому косить, боронить, пахать, молотить, зерно возить. В Новой Заимке находилась редакция. Туда из Марково, где на порубке леса работали взрослые, на санях ребятишки возили дрова и брали газеты. В деревне была своя пекарня, где хлеб не продавали, а давали на трудодни А остальное отправляли на фронт. Работала маслобойня. Из конопли и льна делали масло. Коров поить гоняли на ерчку. Зимой долбили проруби. Во всём помощниками были дети. Они тоже чувствовали себя защитниками Родины». Очень трудно было детям , но любую работу выполняли не хуже взрослых. «От усталости часто валились с ног. Руки издирали в кровь при прополке в поле. Вязали снопы за косилкой.

ДЕТИ ВОЙНЫ

Зорин Антон Валентинович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 8 класс

Дети не мылись и не бывали дома неделями.

Есть было нечего, пекли лепёшки из кобылятника с пригоршней муки, делили пополам и ели с картошкой вместо хлеба». (Из воспоминаний Скориковой (Халиной) Зои Семёновны) [Приложение VIII] « Учиться в годы войны было очень сложно. Возраст у учеников был разный. Писали на старых книгах, тетрадях, газетах и даже бересте. Вместо чернил использовали свекольный сок, сажу, уголь» (Из воспоминаний Скорикова Ивана Николаевича) [Приложение IX]

Заключение

Подводя итоги всей работы, я пришёл к выводу, что и в отдалённом от фронта крае, во время войны детям жилось тяжело. Это подтвердило мою гипотезу.

Анализы анкетирования показывают, что в школе необходимо продолжать работу по патриотическому воспитанию, так как не все учащиеся знают , затронула ли Великая Отечественная война их родственников.

В своей исследовательской работе, я пришёл к однозначному выводу, что дети войны заслуживают внимание со стороны общества. И с этим согласились респонденты: 84,5 % считают, что люди, чьё детство прошло в годы войны, заслуживают заботу и внимание, как и ветераны войны и труда.

ДЕТИ ВОЙНЫ

Зорин Антон Валентинович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 8 класс

Однажды я прочитал такие строки: «Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте, как можно

больше, веры. Всё это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути». Я уверен, что эти строки подходят каждому из героев моей работы, на чью долю выпало «босоногое детство, опалённое войной, ведь именно так они старались жить все эти годы. Ни тяжёлые испытания военного детства, ни материальные трудности, ни утрата родных и близких – ничто не сломило их. Я буду продолжать собирать материал по теме «Дети войны», чтобы сохранить память о тех, кто лишён был детства, чтобы вновь не повторилась война! Сегодня мы - школьники должны учиться у этих людей стойкости, мужеству, человечности и помнить о той страшной войне, чтобы не повторились никогда те страницы истории, чтобы дети не потеряли свое счастливое детство. [Приложение X]













ДЕТИ ВОЙНЫ

Зорин Антон Валентинович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 8 класс

Список литературы

1. Архивные материалы школьной краеведческой комнаты.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Дети войны"

Автор: Зорин Антон Валентинович

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "методическая разработка классного часа "Дети войны" "
    ["seo_title"] => string(56) "mietodichieskaia-razrabotka-klassnogho-chasa-dieti-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "245005"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446045155"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "тема воспитательского часа"дети войны" "
    ["seo_title"] => string(42) "tiema-vospitatiel-skogho-chasa-dieti-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "238048"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444471210"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Литературно-музыкальная композиция "дети войны""
    ["seo_title"] => string(47) "literaturno_muzykalnaia_kompozitsiia_deti_voiny"
    ["file_id"] => string(6) "492601"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1545683122"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Литературно-музыкальная композиция "Дети войны""
    ["seo_title"] => string(52) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-dieti-voiny-1"
    ["file_id"] => string(6) "326383"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1463156779"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "урок мужества дети войны "
    ["seo_title"] => string(29) "urok-muzhiestva-dieti-voiny-1"
    ["file_id"] => string(6) "235444"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443710497"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства