Урок мужества к 70-ой годовщине Победы « Дети войны»
Ведущий 1: Год 1941.Июнь. Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу землю.
1 чтец: Июнь.Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят
Не знающих, не ведающих горя.
/звучит музыка “С чего начинается Родина”/
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
2 чтец: Такою всё дышало тишиной.
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
Ведущий 2: Внимание! Внимание! Говорит Москва!
Сегодня, в четыре часа утра, без объявления войны
германские войска напали на нашу страну.
/звучит “Священная война”/
2 чтец: Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.
/ “ Прощание славянки”/ выходят чтец и экскурсовод.
3 чтец: А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив дни далёкие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная недетская беда.
Была земля и жёсткой и метельной.
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно
А были вместе – детство и война.
Ведущий 1 : Продвигаясь на восток, немцы объявляли так называемую мобилизацию населения на работу в Германии. Целыми эшелонами подростков вывозили за рубеж. Только в июле 1944 г. более 40 тысяч детей были угнаны в Германию. Там проводили отбор: кто покрепче – на биржу труда, кто слабый и больной – в концлагерь. на опыты.
Ведущий 2: Малолетние узники фашистских концлагерей и гетто – самые обездоленные дети войны. У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди со шприцами, расстрелы, кровь. У нас в селе живет малолетняя узница концлагеря Колдина Валентина Леонидовна.
Чтец:
Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
«Три тысячи двести девятый –
Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой.»
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер:
«Три тысячи двести девятый»?
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги?!
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежды убитых считали?
Здесь впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей
Разных наций и разных сословий.
Среди сотен улик –
Этот детский ботинок с заплатой,
Снятый Гитлером с жертвы
«Три тысячи двести девятой».
Песня «Бухенвальдский набат» видеоролик
Ведущий 1: Шла Великая Отечественная война. Это было время небывалых испытаний для народа. Резко изменились и условия работы школы.
Ведущий 2: Летом и осенью 1941 года участие школьников в сельскохозяйственных работах стало массовым.
Ведущий 1: Учащиеся нашей школы тоже не оставались в стороне. Учащиеся с 12- летнего возраста трудились наравне со взрослыми, с весны до поздней осени они почти не были в селе, жили и работали в бригаде.
Ведущий 2: Ребята хорошо понимали, что своей работой на сельской ниве они помогают фронту, бойцам, отстаивающим независимость Родины.
Ведущий 1: Подростки самоотверженно выращивали и убирали урожай. Работы было много и самой разной: прополка, косьба, уборка зерновых, картофеля и т.д.
/звучит « Лакримоза»/
6 чтец: Осенней порою я в школу пошёл.
Я вечером с книгой садился за стол,
А жизнь мне уроки свои задавала
То воду таскал, то дрова я колол.
7 чтец: Меня война пахать учила.
Как мальчик с пальчик, так и я,
Ходил за плугом молодчиной,
Пахал военные поля.
8 чтец: У матерей, молодок, бабок
В руках узлы да узелки.
Детишки и худы и слабы-
В платки лущили колоски.
9 чтец: А как мы фронту помогали?
Что тут ответить? Мы пахали
А кто поменьше, те пололи.
В сибирском ли, в узбекском поле.
10 чтец: В осенний дождь, закинув в угол книжки,
Без лишних слов как требует война.
До срока повзрослевшие мальчишки,
Мы на току трудились допоздна.
Ведущий 2: Младшие школьники тоже не оставались в стороне, они собирали лекарственные травы, подбирали в поле колоски.
Ведущий 1: А уже весной и летом 1942 года школьники активно участвовали практически во всех сельскохозяйственных работах: пахали, бороновали, сеяли, пололи, косили, убирали сено и зерновые культуры.
Ведущий 2: Мне на веку запомнилось немало.
И только детства вспомнить не могу:
“Его война, как стебелёк, сломала
Июньским днём за речкой на лугу.”
Ведущий 1: Сегодня у нас в гостях Махнюк Анна Митрофановна, которая была ребенком в годы той страшной и далёкой войны.
Ведущий 2: Вы, уже наверное, заметили, сколько тяжёлых испытаний выпало на долю Анны Митрофановны, но она нашла в себе силы жить, работать на благо своей Родины. Сейчас наша гостья находится на заслуженном отдыхе, воспитывает своих внуков и правнуков.
Спасибо вам, большое!
Низкий вам поклон!
Чернова Ю.В.: Здесь ничего не придумано и не приукрашено. Сегодняшнее поколение должно знать о том, что пережили во время войны дети – ваши сверстники.
Тема войны – самая страшная тема. Ведь дети не виноваты! Нельзя допускать, чтобы они снова становились добычей смертельного насилия. Хорошо сказано: «У войны – не женское лицо». И тем более не детское…
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!»
Пусть память гордую о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.