Не делай другому того, чего не желаешь себе
Цель: выяснить связь культуры поведения и религиозной морали с правами человека; укреплять самоуважение учащихся;учить уважать права других людей; воспитывать сочувствие к людям, способствовать моральному и правовому воспитанию.
Оборудование: плакат с цитатой : « Никогда не забывай, что рядом с тобой мысли и чувства других людей» (В.Сухомлинский); раздаточный материал.
Ход занятия
Слово учителя
В течение многих лет складывались правила, как человек должен жить рядом с другими людьми, чтобы всем было хорошо. Это отражается в народных пословицах.
Вопросы учащимся
Какие вы знаете пословицы о культуре поведения?( В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив. Умей сказать - умей и смолчать.
Доброе молчание лучше худого ворчания.
Встречают по одежке, провожают по уму
По одежке не суди, по делам гляди. Посеешь поступок- вырастет привычка….)
Как называют человека, который придерживается правил хорошего поведения?
Какие черты должен иметь такой человек?
Игра « Скажи одним словом»
И сам не гам и другому не дам ( скупой)
Замыливать глаза ( обманывать)
Лезть в глаза ( надоедать)
Игра « Дополни предложения»
Таня скромная, потому что…
Ваня вежливый, потому что…
Маша щедрая, потому что…
Миша доброжелательный, потому что он.
Упражнение « Микрофон»
Так какого же человека мы считаем воспитанным?
Слово учителя
Воспитанный человек постоянно контролирует себя, всегда оценивает свои поступки, ведь по поступкам мы судим и о человеке. Одни поступки мы хвалим, считаем их культурными, другие- осуждаем. Быть воспитанным человеком- значит уметь жить среди людей. Нужно придерживаться правил, которые складывались в отношениях между людьми. Одни из них записаны как законы, другие – как правила поведения.
Правила поведения- это неписаные законы, за их неисполнение не судят, но если их не придерживаться, то могут нарушаться определенные права человека.
Василий Сухомлинский сказал: « Никогда не забывай, что рядом с тобой мысли и чувства других людей». Человечество существует много тысячелетий, и взаимоотношения между людьми формировались весьма длительное время. Эти нормы- правила нашли свое отображение прежде всего в священных писаниях, в которых содержатся основные религиозные нормы.
Работа в группах
Класс делится на группы по 5-6 человек. Учитель раздает по группам карточки с записанными на них цитатами, отображающих религиозные заповеди людей, которые исповедуют разные религии. Учащиеся должны сформулировать мысль, которая закреплена в них.
Все выписки из священных писаний, которые напечатаны на карточках, размещаются на доске в виде плаката:
Буддизм:
«Не причиняйте другим того, что самим кажется больно».
Иудаизм:
«Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему».
Христианство:
« Если хотите, чтобы с вами обращались люди- так обращайтесь и вы с ними».
Мусульманство: «Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам».
Учащиеся делают вывод о том, что в священных писаниях религий мира закреплено одно и то же положение: « Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе самому».
Слово учителя
Во всех религиях одинаковое понятие про мораль. Мораль- это совокупность представлений людей про то, что хорошо, а что плохо.
Каждая минута нашей жизни- это выбор. Выбор как вести себя, что сделать, как сказать…И все начинается с малого: чему отдать предпочтение- поиграть в компьютерные игры или сделать уроки, сделать комплимент однокласснице или молча обманывать соседа по парте?
Духовная сила- это умение ставить цель и приложить усилия для ее достижения. Без духовной силы человек не может жить полноценной гармоничной жизнью.
Брейн- ринг
Что нужно делать, чтобы быть:
- добрым?
- вежливы?
- трудолюбивым?
- милосердным?
- грамотным?
- честным?
Беседа
Учитель формулирует тему обсуждения в виде вопроса:
« Как бы ты хотел(ла) бы, чтобы относились к тебе одноклассники?» и предлагает ученикам высказаться. Ответы учитель записывает на доске.
Помогай мне
Не обижай меня
я
Выслушай меня
Уважай мое мнение
Заключительное слово учителя