В процессе социально-педагогической деятельности социальный педагог определяет тип семейной дезадаптации и взависимости от ее характера определяет направления работы. В данной публикации описываются основные этапы работы социального педагога общеобразовательного учреждения с неблагополучными семьями, а также показано взаимодействие с другми участниками образовательного процесса. работа основана на личном опыте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«алгоритм работы с неблагополучными семьями »
Таймушева Дарья Юрьевна, социальный педагог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № с12 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Стерлитамак Республики Башкортостан
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.
Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, голод, то есть неблагополучие. К сожалению, количество неблагополучных семей ежегодно возрастает. В наше время довольно много людей не понимают степень ответственности за своих детей. Эти люди не выполняют или уклоняются от исполнения родительских обязанностей. Они часто забывают, что нужно позаботиться о том, чем накормить и во что одеть ребенка, о его душе, о том, чтобы он был здоров и получил достойное образование, а в будущем получил и профессию.
В процессе социально-педагогической деятельности социальный педагог наблюдая за семьей и поведением ребенка, определяет тип семейной дезадаптации. В зависимости от ее характера осуществляется выбор направлений помощи семье.
Одной из главных причин неблагополучия семей является асоциальный образ жизни родителей. Дети из таких семей предоставлены сами себе, они отдают свое свободное время улице, становятся безнадзорными. Поэтому очень важно своевременное выявление и профилактическая работа с семьей и ребенком.
Значительный вклад в укрепление системы профилактики вносят классные руководители в содружестве с педагогами-предметниками, психологами, социальными педагогами, врачами, участковыми.
Алгоритм работы с неблагополучной семьей включает в себя несколько этапов.
На первом этапе мы выявляем детей и неблагополучные семьи, изучаем возможности, проблемы, причины возможного или действительного неблагополучия семейной ситуации.
Здесь огромную помощь оказывают классные руководители, ведь никто лучше не знает о своих подопечных, чем он. По виду ребенка (такие дети как правило, бывают неопрятны), по посещаемости, успеваемости (в большинстве дети из неблагополучных семей часто или с периодичностью пропускают уроки без уважительной причины, не всегда выполняют домашнее задание), по тому как родители посещают родительские собрания, поддерживают контакт с классным руководителем, администрацией школы, можно заподозрить, что семья относится к неблагополучной. Ведь доказано, что дети- это зеркало образа жизни отцов и матерей. А поведение детей – это эмоционально-нравственная атмосфера, которая складывается в семье.
Одним из эффективных способов выявления неблагополучных семей является прохождение домов, закрепленных за образовательным учреждением, педагогами школы с целью выявления необучающихся несовершеннолетних детей.
Нередко сами дети, особенно младших классов рассказывают о том. Что происходит дома, где мама и папа, чем занимаются.
Положительным моментом в выявлении неблагополучных семей является то, что большинство педагогов нашей школы проживают в микрорайоне школы и знают семьи «группы риска».
На втором этапе проводим диагностику. Здесь также несколько вариантов, которые дополняют друг друга.
Посещение семьи. Оно проводится социальным педагогом совместно с классным руководителем. Лучше, если первое посещение проведет классный руководитель с целью обследования жилищно-бытовых условий, в которых проживает ребенок. Потому, что выявление семьи на первом этапе может дать ошибочною информацию и семья может быть достаточно с благополучной атмосферой.
Беседа школьного психолога с ребенком. А также на данном этапе использование диагностических методов исследования.
Не на последнем место нужно ставить беседу с соседями данной семьи.
Также мы обращаемся к территориальному участковому, социальному работнику детской поликлиники с просьбой предоставить информацию о семье по какому-то определенному адресу.
После вышеуказанной работы семье ставится «диагноз». На данном этапе важна дифференциация семей учащихся, вычленение семей, попадающих в категорию возможного социального неблагополучия, выявление причин отклонения в данных семьях. Это не обязательно неблагополучная семья в прямом смысле этого слова. Это может быть семья «группы риска», где в силу определенных причин надломился уровень жизни родителей или одного из них. Но тем не менее работа с данной семьей и ребенком должна начаться немедленно.
Если семья, является неблагополучной, она сначала ставится на школьный учет. Заводится карта на данную семью.
Оформляется сигнальная карта в отдел образования, в отдел по делам несовершеннолетних, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в отдел опеки и попечительства (в зависимости от ситуации)
На этом этапе важна разработка плана реабилитации данной семьи, построенной на основе дифференцированного подхода к различным категориям семей, учитывающей программу профилактической деятельности образовательного учреждения. В него включаются следующие моменты.
Посещение семьи социальным педагогом, инспектором ОДН.
На особый контроль ставится посещаемость и успеваемость ребенка или детей в школе.
Приглашение родителей на беседу с администрацией школы. Обязательным является рассмотрение поведения родителей на заседании Совета профилактики школы, где принимают участие администрация школы в полном составе, а также инспектор по делам несовершеннолетних.
Активно в нашей школе работает родительский патруль, который по графику посещает семьи обучающихся школы (не только неблагополучные семьи) с целью обследования бытовых условий детей, режима дня и т.д. образа жизни родителей.
Важным в работе с родителями данной категории является вовлечение их и детей в общественную жизнь школы, например привлечение к общественно-полезному труду, ремонтным работам, участие в школьных мероприятиях, классных родительских собраниях. Кто-то скажет, что это невозможно. А я считаю возможным и нужным в профилактической работе с родителями. Конечно, это очень трудно, но возможно. Из пяти семей один найдется родитель, который захочет участвовать в школьной жизни своего ребенка.
Ежегодно организуется родительский лекторий с учетом проблем в семьях с участием медицинских работников, участковых инспекторов, представителей наркодиспансера.
У нас в школе организовывается акция «Милосердие» в помощь малообеспеченным семьям, обучающиеся, педагоги, родители приносят огромное количество одежды, канцелярских товаров, бытовой химии. Кто-то оказывает материальную помощь на приобретение для детей из данной категории семей необходимых товаров.
Также оказываем помощь в оформлении документов, например, обращаемся в расчетно-сервисный центр за справкой о составе семьи, потому что родителям не выдают ее по причине задолженности.
На данном этапе ведется контроль отслеживания занятости обучающегося во внеурочное время.
Не нужно забывать, что приоритетным является работа с ребенком, психологическая, педагогическая и моральная помощь и поддержка.
На всех этапах работы с неблагополучной семьей важно установление взаимодействия социального педагога с различными организациями и учреждениями, имеющими возможность оказания экономической, медицинской, психологической, педагогической, юридической поддержки семей, координация деятельности специалистов образовательного учреждения и заинтересованных организаций по защите прав детей и поддержки семей.
Показателем эффективности работы с семьей является избежание лишения родительских прав, психологическое и физическое здоровье ребенка. Социально опасное положение ребенка нарушает или грозит нарушить возможности его нормального социального функционирования, личностного развития, психического и физического здоровья. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы решить возникшие сложные ситуации. Он объективно нуждается в поддержке другого человека.
Как социальный педагог, хочу сказать следующее, что добиться стопроцентного успеха нереально, что из любой неблагополучной семьи мы «лепим» благополучную. Главное – это помочь ребенку не потеряться, не встать на неправильный путь, чтобы ребенок знал, что рядом есть люди, которые могут и хотят ему помочь.