Просмотр содержимого документа
«"Адаптация ребёнка к школе. Мама, я уже взрослый"»
Макеевская общеобразовательная школа
І-ІІІ ступеней №32
Статья
по психологии
на тему:
«Первые дни ребенка в школе.
Мама! Я уже взрослый»
Разработала учитель
Начальных классов
Шамдан Мария Витальевна
Статья
«Первые дни ребенка в школе.
Мама! Я уже взрослый»
Еще, будучи дошкольниками, дети метают вырасти и поскорее стать взрослыми. «Зачем?» - спросите вы, и я отвечу вам: - «Это маленькая особенность каждого человека». Ребенок на подсознательном уровне стремится к познанию миру, стремится быть признанным среди своих сверстников, быть лидером в своём коллективе. И всему этому способствует школа.
Школа – это второй дом для ребёнка. Школа – место, которое хранит тайны, а дети – это великие исследователи, которые стремятся навстречу приключениям, дабы разгадать эти тайны.
Первые шаги ребёнка в школе основываются на его осознании того, где он находится, и что ему предлагает школа. Ведь, как для ребёнка, так и для педагога важна продуктивная работа на уроке.
Первое сентября! Первый звонок! Который, так стремительно зовет первоклашек на свой первый урок. Шестилетки с трепетом оглядываются по сторонам на своих родителей, прощаясь с ними. Волнуются ли они? - Несомненно! В их глазах уже сверкает искорка, которая зажигает сердца и заставляет окунуться в безграничный океан знаний.
Какие они, шестилетки? Какие их возрастные особенности? Как помочь шестилеткам адоптироваться в школе?
Мы постараемся разобраться со всеми этими вопросами, которые так волнуют молодых педагогов. Начнем по порядку.
Для многих учителей работа с шестилетними детьми стала уже делом привычным. Они накопили опыт общения с необычными первоклассниками и знают теперь, как преодолевать возникающие трудности. Но вот, что характерно: разные учителя совершенно по-разному говорят о работе с шестилетками. Разные мнения и суждения вскрывают одну серьезную проблему: психологически дети шести лет – это особая возрастная когорта. Основная трудность, с которой сталкивается учитель класса шестилеток, - неумение детей включится в общую учебную работу: дети часто игнорируют предложенное учителем задание, не пытаются его выполнить, многие задают вопросы, не имеющие отношения к учебной деятельности. Часто такой «развал» учебной работы происходит на ряду с искренним старание детей вести себя в соответствии с их представлениями о «хорошем школьнике». Дети стараются сидеть прямо; обращаясь к учителю, они как можно выше поднимают руку; отвечая, встают.
Такое поведение волне характерно для учеников шести лет. Это необходимо знать и быть к этому готовым. Учитель должен вместе с ребенком в первые месяцы его пребывания в школе пройти путь от целостного восприятия школы к выделению более существенного – элементов учебного содержания. Это выделение должно быть целенаправленным, а не стихийным.
Когда ребенок приходит с шести лет в школу, к этому возрасту он успевает пройти огромный путь своего дошкольного развития. Опыт интеллектуальных занятий, в особенности общение со сверстниками, традиции семейных отношений и многое другое формирует абсолютно другой тип отношения ребенка к действительности.
В детской психологии существует периодизация развития ребенка, предложенная Д.Б. Элькониным. В ней любой детский возраст характеризуется определенным типом ведущей деятельности. Что это такое ведущая деятельность? На протяжении всего детства ребёнок осуществляет разные виды деятельности - играет, рисует, лепить, конструирует, учится, общается с родителями и со сверстниками. Но на каждом этапе детской жизни какая-то из этих деятельностей оказывается главной, определяющей развитие.
Это значит, что именно в игре развиваются основные психические функции ребенка. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются те качества, которые становятся основой его дальнейшего движения. Основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. А сама игра изменяется по мере взросления ребенка. В игре закладываются все необходимые общие способности, обеспечивающие затем нормальное формирование учебной деятельности, которая станет ведущей в младшем школьном возрасте. В учебной деятельности ребенок овладевает общественно выработанными способами действий. Это означает, что ребенок теперь может не просто что-то сделать, а сделать это по правилу, по образцу, определенным способом.
Обучение в школе – один из наиболее сложных моментов в жизни детей как в социально-педагогическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе. Это очень напряженный период, потому что школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Возрастает удельный объем нагрузок. Именно эта нагрузка является наиболее утомительной. Адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку:
принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками;
подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий, несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно.
«Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.А.Амонашвили). Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. При этом положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа – это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. Несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна.
Поэтому родителям следует тоже помочь адоптироваться своему малышу в школе.
В первые дни учебы помогите ребенку поверить в свои силы, подбадривайте его и не позволяйте грустить.
Интересуйтесь его делами, задавайте вопросы об успехах и достижениях.
Поощряйте малыша за успехи, но не критикуйте, если он принес из школы плохую отметку или не выполнил определенное задание.
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими, так только можно создать почву для развития комплексов и зависти.
Если ребенок приходит домой в хорошем настроении и с энтузиазмом рассказывает о своих друзьях, новых знаниях и достижениях – значит, адаптация прошла успешно
Если малыш легко справляется с домашним заданием, проявляет интерес к новым знаниям и открытиям, можно похвалить и себя, и ребенка – это хороший знак.
Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.
Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
Шестилетки – самые маленькие школьники и их адаптация к школе не проходит через восемь недель после начала обучения. За это время дети привыкают быть в школе , перестают ее боятся. Но развитие навыков самоорганизации и подчинение общему правилу – задача всего первого года обучения.