Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС
Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Как же создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению. Предлагаю основные составляющие, критерии благополучной адаптации, анкеты для школьников и родителей, результаты мониторинга школьной адаптации первоклассников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС»
Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области
Гуковская специальная школа-интернат №11
(ГКОУ РО Гуковская школа-интернат №11)
Доклад на педсовет
по теме: «Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС»
Разработала и провела
учитель высшей категории
Киселева Светлана Викторовна
2017 г.
Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС
(слайд 2)
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.
(слайд 3)
Целью адаптационного периода является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
(слайд 4)
Основными составляющими данного процесса являются социальная, физиологическая и социально-психологическая адаптация.
1.Социальная адаптация – процесс и результат приспособления ребенка к жизни в обществе.
Перед ребенком ставятся задачи:
во-первых, он должен успешно овладеть учебной деятельностью;
во-вторых, освоить школьные нормы поведения и приобщиться к классному коллективу;
в-третьих, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму дня.
Физиологическая адаптация.
-Физиологические бури (первые 2-3 недели). В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
- Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
- После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Многие родители склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
Социально-психологическая адаптация - процесс приспособления личности к взаимодействию и общению с новым коллективом.
Появляется новая социальная роль «ученик». Происходит переоценка ценностей: то, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.
(слайд 5)
Критериями благополучной адаптации детей к школе принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
Таким образом, успешность адаптационного периода определяется признаками:
Удовлетворенность ребенка процессом обучения.
Повышение степени самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий.
Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Формирование адекватного поведения.
(слайд 6)
Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.
На сегодняшний день в нашей школе сложилась своя система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, которая включает в себя:
Диагностику готовности воспитанников к обучению в школе;
Составление программы адаптации обучающихся 1 класса коррекционной школы VIII вида в условиях школы-интерната;
Индивидуальные консультации и собрания с родителями;
Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников на этапе первичной адаптации к школе;
Отслеживание результатов мониторинга адаптации младших школьников.
Каждый ребенок индивидуален и процесс адаптации каждый переживает по-своему.Первые 2-3 месяца – самые трудные! Именно поэтому в нашей школе в 1 четверти первоклассники осваивают пропедевтику.
(слайд 7)
Во время учебной деятельности для облегчения процесса адаптации учитываются особенности первоклассников.
В 1-х классах введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 35 минут, ежедневные динамические паузы, частая смена видов деятельности. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели. Оздоровительно – профилактическая работа ведётся в тесном сотрудничестве с учителем физкультуры, с родителями.
Домашние задания в первом классе не задаются. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС. На каждого ученика заведено портфолио с разделами: социально-личностное развитие, учебно-познавательное развитие, физическое развитие и здоровье, духовно-нравственное развитие. В них учитель отражает опыт деятельности в рамках определенной темы, учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени для прогнозирования дальнейшей деятельности, отражает результаты деятельности учащихся.
(слайд 8)
В 2017-2018 уч.году в 1 классе ГКОУ РО Гуковской школы-интерната №11 обучаются 9 воспитанников.
3 человека были оставлены на повторный курс обучения в 2016-2017 уч.году как неосвоившие программу за 1 класс
2 человека прибыли из общеобразовательной школы, в которой они не освоили программу и рекомендациями ПМПК были направлены в нашу школу.
4 человека до поступления в школу нигде не обучались, в детский сад не ходили.
Все дети поступили с диагнозом легкая умственная отсталость, нарушение языковых и речевых функций. 3 воспитанника имеют пограничный диагноз умеренной умственной отсталости.
1 ребёнок с выраженным гипердинамическим синдромом.
1 ребёнок имеет тревожно-фобический синдром.
Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проводилась с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности.
Анкета оценивания уровня школьной мотивации
Ответы оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1, положительный – 3 балла). Вопросы анкеты 1. Тебе нравится в школе или не очень? 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома? 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? 5. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? 6. Ты часто рассказываешь о школе родителям? 7. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель? 8. У тебя в классе много друзей? 9. Тебе нравятся твои одноклассники? Шкала оценок. Учащиеся, набравшие 20-27 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 15-20 балла характерны для средней нормы, 10-14 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 7-10 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 7 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
№
Ф.И.
первоклассника
1
2
3
4
5
6
7
8
9
итог
1.
Артеменко
Оксана
1
1
1
1
3
1
3
1
3
15
2.
Гирич
Сергей
3
3
1
1
3
3
3
3
3
23
3.
Гранкин
Евгений
1
1
3
3
1
1
3
1
3
17
4.
Козлов
Егор
1
1
3
1
1
1
3
1
3
15
5.
Козловская
Варвара
3
1
3
1
1
3
3
1
3
19
6.
Кострыкин
Данил
1
0
0
1
1
1
3
1
1
9
7.
Матвеенко
Руслан
3
3
1
3
3
3
3
3
3
25
8.
Матвеенко Станислав
3
3
3
3
3
3
3
1
3
25
9.
Седельникова Кристина
3
3
3
3
3
3
3
3
1
25
Анкета для родителей первоклассников
Фамилия, имя ребенка
Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.
1. Охотно ли идет ребенок в школу?
- неохотно (ДА)
- без особой охоты (ЧА)
- охотно, с радостью (А)
- затрудняюсь ответить
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
- пока нет (ДА)
- не совсем (ЧА)
- в основном, да (А)
- затрудняюсь ответить
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
- скорее нет, чем да (ДА)
- не вполне (ЧА)
- в основном да (А)
- затрудняюсь ответить
4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
- иногда (ЧА)
- довольно часто (А)
- затрудняюсь ответить
5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
- в основном отрицательные впечатления (ДА)
- положительных и отрицательных примерно поровну (ЧА)
- в основном положительные впечатления (А)
6. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
- довольно часто (ДА)
- иногда (ЧА)
- не нуждается в помощи (А)
- затрудняюсь ответить
7. Как ребенок преодолевает трудности в работе?
- перед трудностями сразу пасует (ДА)
- обращается за помощью (ЧА)
- старается преодолеть сам, но может отступить (ЧА)
- настойчив в преодолении трудностей (А)
- затрудняюсь ответить
8. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
- сам этого сделать не может (ДА)
- иногда может (ЧА)
- может, если его побудить к этому (А)
- как правило, может (А)
- затрудняюсь ответить
9. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
- довольно часто (ДА)
- бывает, но редко (ЧА)
- такого практически не бывает (А)
- затрудняюсь ответить
10. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
- нет (ДА)
- скорее нет, чем да (ЧА)
- скорее да, чем нет (А)
- затрудняюсь ответить
А — адаптация
ВДА — частичная адаптация
ДА — дезадаптация
Результаты анкетирования родителей первоклассников
Ф.И.О. родителя первоклассника
Ф.И. первоклассника
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Итог
Артеменко Оксана Николаевна
Артеменко Оксана
А
А
ДА
ЧА
А
ДА
ДА
ДА
А
А
ВДА
Бойко Татьяна Анатольевна
Гирич Сергей
А
А
А
ЧА
А
ДА
ЧА
ДА
ЧА
А
ВДА
Гранкина Раиса Сергеевна
Гранкин Евгений
А
А
ДА
ЧА
А
ДА
ДА
ДА
ЧА
ЧА
ВДА
Козлова Светлана Александровна
Козлов Егор
А
А
ДА
ЧА
ЧА
ДА
ДА
ДА
А
ЧА
ВДА
Чашка Татьяна Владимировна
Козловская Варвара
А
ЧА
ДА
А
А
ДА
ДА
ДА
А
ДА
ВДА/ДА
Кострыкина Людмила Сергеевна
Кострыкин Данил
ЧА
ЧА
ЧА
ЧА
ЧА
ЧА
ДА
ДА
ЧА
ДА
ВДА
Матвеенко Лариса Александровна
Матвеенко Руслан
А
А
А
А
А
А
ЧА
ЧА
А
А
А
Матвеенко Станислав
А
А
А
А
А
А
ЧА
ЧА
А
А
А
Седельникова Светлана Анатольевна
Седельникова Кристина
А
А
А
А
А
ЧА
ЧА
ЧА
ЧА
А
А
А-8
А-7
А-4
А-4
А-7
А-2
ЧА-4
ЧА-3
А-5
А-5
ЧА-1
ЧА-2
ЧА-1
ЧА-5
ЧА-2
ЧА-2
ДА-5
ДА-6
ЧА-4
ЧА-2
ДА-4
ДА-5
ДА-2
Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации первоклассников в 2017-2018 уч.году.
Цель: определить общий уровень адаптации первоклассников.
Метод: «Изучение ребёнка в школе», «Диагностика отношения первоклассника к школе», «Карта наблюдения тревожности».
Дата проведения исследования: 16-23 октября 2017г.
Количество человек: 9
Результаты исследования адаптации первоклассников.
№
Ф.И. уч-ся
Учебная активность
Усвоение программных материалов
Поведение на уроке
Поведение на перемене
Взаимоотношения с одноклассниками
Отношение к учителю
Эмоции
Тревожность
Итог
1
Артеменко Оксана
1
3
5
1
1
2
4
17
2
Гирич
Сергей
2
1
4
5
4
4
5
25
3
Гранкин Евгений
0
0
1
4
4
2
4
15
4
Козлов
Егор
1
0
3
4
3
4
4
19
5
Козловская Варвара
2
1
0
0
5
5
3
16
6
Кострыкин Данил
2
3
1
2
3
2
3
16
7
Матвеенко Руслан
4
4
4
5
4
4
5
30
8
Матвеенко Станислав
5
4
4
5
4
4
3
29
9
Седельникова Кристина
3
2
2
3
3
4
3
20
Вывод: процесс адаптации проходит нормально.
Рекомендации: обратить внимание на детей с частичным уровнем адаптации. В своей работе использовать игры на сплочение коллектива, т.к. у Кострыкина Д., Гранкина Е., Козлова Е. и Артеменко О. сфера общения с одноклассниками ограничена. Контролировать эмоциональный фон Кострыкина Д. в связи с эпизодическим снижением настроения.
Оценка уровня школьной адаптации основана на следующих показателях:
4. Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период.
Результаты анкетирования родителей первоклассников и диагностики самих первоклассников показали, что 4 учащихся первого класса полностью адаптировались к школе. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, без напряжения выполняют требования учителя, почти всегда прибывают в хорошем настроении, освоились со статусом ученика, правилами школьной жизни. Имеют свои первые успехи, что ещё больше повышает их учебную мотивацию.
Остальные 5 первоклассников прошли частичную адаптацию. Эти дети относятся к группе со средней степенью адаптации. Они пришли в школу неподготовленными, в семье должного внимания образованию детей не уделяется. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается, дети не сразу смогли принять ситуацию обучения, с трудом контролируют произвольное поведение, хотя усилия к этому прилагают, испытывают трудности в усвоении учебной программы.
Детей с низким уровнем адаптации в классе не наблюдается.
Но имеются 2 ребёнка, которые заслуживают больше внимания в вопросе адаптации. Это Кострыкин Данил и Козловская Варвара.
У Кострыкина Данила выраженная недостаточность развития ВПФ, поражения головного мозга сложного генеза. Ребёнок долгое время находится на лечении и рекомендации врача не переутомлять ребёнка, держать в спокойствии.
У Козловской Варвары выраженный гипердинамический синдром, лечение не проходила, родители с ребёнком не занимаются.
По этим причинам сроки адаптации у этих детей несколько сместились.
В целом процесс адаптации первоклассников проходит нормально, благодаря комплексной работе всех участников образовательного пространства.
Проведенные методики позволили выявить проблемы, с которыми столкнулись первоклассники в адаптационный период и использовать полученные результаты в практической деятельности по сплочению детского коллектива и повышению мотивации к учебной деятельности.
Учитывая трудности адаптационного периода, в начале обучения предоставляется каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе, увеличивая объем работы школьников постепенно. Образовательная деятельность строится с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Подчеркиваются достоинства и успехи детей, ведётся работа по налаживанию отношений со сверстниками.
- систематически ведутся психокоррекционные занятия, занятия с логопедом, ЛФК.
- проводятся игры для адаптации детей «Веселая переменка»
- комплекс физкультминуток, гимнастики для глаз, упражнений для формирования правильной осанки «Будьте здоровы»
- чтение книг, просматривание мультфильмов о добре, дружбе, заботе способствует привитию любви к книге, обогащению словарного запаса и снятию эмоционального напряжения и проработке различных ситуаций.
- классные часы по программе «Учись дружить». (содержит коррекционнно-развивающие занятия, направленные на преодоление барьеров в общении, социализации воспитанников в обществе, снятие психического и эмоционального напряжения, ознакомление детей с некоторыми правами человека в доступной для них форме).
-воспитанники посещают творческие кружки «Чудесные поделки из бумаги», «Волшебный мир красок», принимают участие в школьных мероприятиях.
Решение проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяется характером взаимодействия школы и семьи. Поэтому проводится работа с родителями, семьей ребенка.
- Изучение особенностей воспитания в семье, внутрисемейных отношений детей и взрослых.
- Беседы с родителями о причинах дезадаптации детей, как помочь им адаптироваться к школе, о необходимости соблюдения режима, формирование самостоятельности у ребенка.
- В конце первого полугодия планируется проведение родительского собрания.
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.
Важно помнить, что адаптационный период – это не время для подготовки к обучению в дальнейшем, а увлекательная школьная жизнь здесь и сейчас.