kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Как же создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению. Предлагаю основные составляющие, критерии благополучной адаптации, анкеты для школьников и родителей, результаты мониторинга школьной адаптации первоклассников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС»


Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области

Гуковская специальная школа-интернат №11

(ГКОУ РО Гуковская школа-интернат №11)







Доклад на педсовет

по теме: «Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС»










Разработала и провела

учитель высшей категории

Киселева Светлана Викторовна









2017 г.

Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС

(слайд 2)

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.

(слайд 3)

Целью адаптационного периода  является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

(слайд 4)

Основными составляющими данного процесса являются социальная, физиологическая и социально-психологическая адаптация.

1.Социальная адаптация – процесс и результат приспособления ребенка к жизни в обществе.

Перед ребенком ставятся задачи:

во-первых, он должен успешно овладеть учебной деятельностью;

во-вторых, освоить школьные нормы поведения и приобщиться к классному коллективу;

в-третьих, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму дня.

  1. Физиологическая адаптация.

- Физиологические бури (первые 2-3 недели). В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

- Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

- После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Многие родители склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.

  1. Социально-психологическая адаптация - процесс приспособления личности к взаимодействию и общению с новым коллективом.

Появляется новая социальная роль «ученик». Происходит переоценка ценностей: то, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

(слайд 5)

Критериями благополучной адаптации детей к школе принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

Таким образом, успешность адаптационного периода определяется признаками:

  • Удовлетворенность ребенка процессом обучения.

  • Повышение степени самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий.

  • Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

  • Формирование адекватного поведения.

(слайд 6)

Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.

На сегодняшний день в нашей школе сложилась своя система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, которая включает в себя:

  • Диагностику готовности воспитанников к обучению в школе;

  • Составление программы адаптации обучающихся 1 класса коррекционной школы VIII вида в условиях школы-интерната;

  • Индивидуальные консультации и собрания с родителями;

  • Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников на этапе первичной адаптации к школе;

  • Отслеживание результатов мониторинга адаптации младших школьников.

Каждый ребенок индивидуален и процесс адаптации каждый переживает по-своему. Первые 2-3 месяца – самые трудные! Именно поэтому в нашей школе в 1 четверти первоклассники осваивают пропедевтику.

(слайд 7)

Во время учебной деятельности для облегчения процесса адаптации учитываются особенности первоклассников.

В 1-х классах введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 35 минут, ежедневные динамические паузы, частая смена видов деятельности. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели. Оздоровительно – профилактическая работа ведётся в тесном сотрудничестве с учителем физкультуры, с родителями.

Домашние задания в первом классе не задаются. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС. На каждого ученика заведено портфолио с разделами: социально-личностное развитие, учебно-познавательное развитие, физическое развитие и здоровье, духовно-нравственное развитие. В них учитель отражает опыт деятельности в рамках определенной темы, учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени для прогнозирования дальнейшей деятельности, отражает результаты деятельности учащихся.

(слайд 8)

В 2017-2018 уч.году в 1 классе ГКОУ РО Гуковской школы-интерната №11 обучаются 9 воспитанников.

3 человека были оставлены на повторный курс обучения в 2016-2017 уч.году как неосвоившие программу за 1 класс

2 человека прибыли из общеобразовательной школы, в которой они не освоили программу и рекомендациями ПМПК были направлены в нашу школу.

4 человека до поступления в школу нигде не обучались, в детский сад не ходили.

Все дети поступили с диагнозом легкая умственная отсталость, нарушение языковых и речевых функций. 3 воспитанника имеют пограничный диагноз умеренной умственной отсталости.

3 воспитанника - недостаточность зрительного анализатора.

1 ребёнок с выраженным гипердинамическим синдромом.

1 ребёнок имеет тревожно-фобический синдром.



Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проводилась с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности.







































Анкета оценивания уровня школьной мотивации

Ответы оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1, положительный – 3 балла).
Вопросы анкеты
1. Тебе нравится в школе или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
6. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
7. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
8. У тебя в классе много друзей?
9. Тебе нравятся твои одноклассники?
Шкала оценок. Учащиеся, набравшие 20-27 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 15-20 балла характерны для средней нормы, 10-14 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 7-10 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 7 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Ф.И.

первоклассника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

итог

1.

Артеменко

Оксана

1

1

1

1

3

1

3

1

3

15

2.

Гирич

Сергей

3

3

1

1

3

3

3

3

3

23

3.

Гранкин

Евгений

1

1

3

3

1

1

3

1

3

17

4.

Козлов

Егор

1

1

3

1

1

1

3

1

3

15

5.

Козловская

Варвара

3

1

3

1

1

3

3

1

3

19

6.

Кострыкин

Данил

1

0

0

1

1

1

3

1

1

9

7.

Матвеенко

Руслан

3

3

1

3

3

3

3

3

3

25

8.

Матвеенко Станислав

3

3

3

3

3

3

3

1

3

25

9.

Седельникова Кристина

3

3

3

3

3

3

3

3

1

25



Анкета для родителей первоклассников

Фамилия, имя ребенка

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

- неохотно (ДА)

- без особой охоты (ЧА)

- охотно, с радостью (А)

- затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

- пока нет (ДА)

- не совсем (ЧА)

- в основном, да (А)

- затрудняюсь ответить

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

- скорее нет, чем да (ДА)

- не вполне (ЧА)

- в основном да (А)

- затрудняюсь ответить

4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

- иногда (ЧА)

- довольно часто (А)

- затрудняюсь ответить

5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

- в основном отрицательные впечатления (ДА)

- положительных и отрицательных примерно поровну (ЧА)

- в основном положительные впечатления (А)

6. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

- довольно часто (ДА)

- иногда (ЧА)

- не нуждается в помощи (А)

- затрудняюсь ответить

7. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

- перед трудностями сразу пасует (ДА)

- обращается за помощью (ЧА)

- старается преодолеть сам, но может отступить (ЧА)

- настойчив в преодолении трудностей (А)

- затрудняюсь ответить

8. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

- сам этого сделать не может (ДА)

- иногда может (ЧА)

- может, если его побудить к этому (А)

- как правило, может (А)

- затрудняюсь ответить

9. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

- довольно часто (ДА)

- бывает, но редко (ЧА)

- такого практически не бывает (А)

- затрудняюсь ответить

10. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

- нет (ДА)

- скорее нет, чем да (ЧА)

- скорее да, чем нет (А)

- затрудняюсь ответить

А — адаптация

ВДА — частичная адаптация

ДА — дезадаптация


Результаты анкетирования родителей первоклассников


Ф.И.О. родителя первоклассника

Ф.И. первоклассника

1.


2.


3.

4.


5.


6.

7.


8.

9.


10.


Итог

Артеменко Оксана Николаевна

Артеменко Оксана

А

А

ДА

ЧА

А

ДА

ДА

ДА

А

А

ВДА

Бойко Татьяна Анатольевна

Гирич Сергей

А

А

А

ЧА

А

ДА

ЧА

ДА

ЧА

А

ВДА

Гранкина Раиса Сергеевна

Гранкин Евгений

А

А

ДА

ЧА

А

ДА

ДА

ДА

ЧА

ЧА

ВДА

Козлова Светлана Александровна

Козлов Егор

А

А

ДА

ЧА

ЧА

ДА

ДА

ДА

А

ЧА

ВДА

Чашка Татьяна Владимировна

Козловская Варвара

А

ЧА

ДА

А

А

ДА

ДА

ДА

А

ДА

ВДА/ДА

Кострыкина Людмила Сергеевна

Кострыкин Данил

ЧА

ЧА

ЧА

ЧА

ЧА

ЧА

ДА

ДА

ЧА

ДА

ВДА

Матвеенко Лариса Александровна


Матвеенко Руслан

А

А

А

А

А

А

ЧА

ЧА

А

А

А

Матвеенко Станислав

А

А

А

А

А

А

ЧА

ЧА

А

А

А

Седельникова Светлана Анатольевна

Седельникова Кристина

А

А

А

А

А

ЧА

ЧА

ЧА

ЧА

А

А



А-8

А-7

А-4

А-4

А-7

А-2

ЧА-4

ЧА-3

А-5

А-5




ЧА-1

ЧА-2

ЧА-1

ЧА-5

ЧА-2

ЧА-2

ДА-5

ДА-6

ЧА-4

ЧА-2






ДА-4



ДА-5




ДА-2



Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации первоклассников в 2017-2018 уч.году.

Цель: определить общий уровень адаптации первоклассников.

Метод: «Изучение ребёнка в школе», «Диагностика отношения первоклассника к школе», «Карта наблюдения тревожности».

Дата проведения исследования: 16-23 октября 2017г.

Количество человек: 9

Результаты исследования адаптации первоклассников.


Ф.И. уч-ся

Учебная активность

Усвоение программных материалов

Поведение на уроке

Поведение на перемене

Взаимоотношения с одноклассниками

Отношение к учителю

Эмоции

Тревожность

Итог

1

Артеменко Оксана

1

3

5

1

1

2

4


17

2

Гирич

Сергей

2

1

4

5

4

4

5


25

3

Гранкин Евгений

0

0

1

4

4

2

4


15

4

Козлов

Егор

1

0

3

4

3

4

4


19

5

Козловская Варвара

2

1

0

0

5

5

3


16

6

Кострыкин Данил

2

3

1

2

3

2

3


16

7

Матвеенко Руслан

4

4

4

5

4

4

5


30

8

Матвеенко Станислав

5

4

4

5

4

4

3


29

9

Седельникова Кристина

3

2

2

3

3

4

3


20

Вывод: процесс адаптации проходит нормально.

Рекомендации: обратить внимание на детей с частичным уровнем адаптации. В своей работе использовать игры на сплочение коллектива, т.к. у Кострыкина Д., Гранкина Е., Козлова Е. и Артеменко О. сфера общения с одноклассниками ограничена. Контролировать эмоциональный фон Кострыкина Д. в связи с эпизодическим снижением настроения.


Оценка уровня школьной адаптации основана на следующих показателях:

1. Показатель интеллектуального развития.

2. Показатель эмоционального развития.

3. Показатель сформированности коммуникативных навыков.

4. Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период.



Результаты анкетирования родителей первоклассников и диагностики самих первоклассников показали, что 4 учащихся первого класса полностью адаптировались к школе. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, без напряжения выполняют требования учителя, почти всегда прибывают в хорошем настроении, освоились со статусом ученика, правилами школьной жизни. Имеют свои первые успехи, что ещё больше повышает их учебную мотивацию.

Остальные 5 первоклассников прошли частичную адаптацию. Эти дети относятся к группе со средней степенью адаптации. Они пришли в школу неподготовленными, в семье должного внимания образованию детей не уделяется. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается, дети не сразу смогли принять ситуацию обучения, с трудом контролируют произвольное поведение, хотя усилия к этому прилагают, испытывают трудности в усвоении учебной программы.


Детей с низким уровнем адаптации в классе не наблюдается.

Но имеются 2 ребёнка, которые заслуживают больше внимания в вопросе адаптации. Это Кострыкин Данил и Козловская Варвара.

У Кострыкина Данила выраженная недостаточность развития ВПФ, поражения головного мозга сложного генеза. Ребёнок долгое время находится на лечении и рекомендации врача не переутомлять ребёнка, держать в спокойствии.

У Козловской Варвары выраженный гипердинамический синдром, лечение не проходила, родители с ребёнком не занимаются.

По этим причинам сроки адаптации у этих детей несколько сместились.



В целом процесс адаптации первоклассников проходит нормально, благодаря комплексной работе всех участников образовательного пространства.

Проведенные методики позволили выявить проблемы, с которыми столкнулись первоклассники в адаптационный период и использовать полученные результаты в практической деятельности по сплочению детского коллектива и повышению мотивации к учебной деятельности.

Учитывая трудности адаптационного периода, в начале обучения предоставляется каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе, увеличивая объем работы школьников постепенно. Образовательная деятельность строится с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Подчеркиваются достоинства и успехи детей, ведётся работа по налаживанию отношений со сверстниками.

- систематически ведутся психокоррекционные занятия, занятия с логопедом, ЛФК.

- проводятся игры для адаптации детей «Веселая переменка»

- комплекс физкультминуток, гимнастики для глаз, упражнений для формирования правильной осанки «Будьте здоровы»

- чтение книг, просматривание мультфильмов о добре, дружбе, заботе способствует привитию любви к книге, обогащению словарного запаса и снятию эмоционального напряжения и проработке различных ситуаций.

- классные часы по программе «Учись дружить». (содержит коррекционнно-развивающие занятия, направленные на преодоление барьеров в общении, социализации воспитанников в обществе, снятие психического и эмоционального напряжения, ознакомление детей с некоторыми правами человека в доступной для них форме).

-воспитанники посещают творческие кружки «Чудесные поделки из бумаги», «Волшебный мир красок», принимают участие в школьных мероприятиях.



Решение проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяется характером взаимодействия школы и семьи. Поэтому проводится работа с родителями, семьей ребенка.

- Изучение особенностей воспитания в семье, внутрисемейных отношений детей и взрослых.

- Беседы с родителями о причинах дезадаптации детей, как помочь им адаптироваться к школе, о необходимости соблюдения режима, формирование самостоятельности у ребенка.

- В конце первого полугодия планируется проведение родительского собрания.


Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.


Важно помнить, что адаптационный период – это не время для подготовки к обучению в дальнейшем, а увлекательная школьная жизнь здесь и сейчас.





учебная активность

усвоение программных материалов

поведение на уроке

поведение на перемене

взаимоотношения с одноклассниками

отношение к учителю

эмоции

0

1

2

1

1

0

0

0

1

3

3

2

1

1

0

0

2

3

0

1

1

0

3

0

3

0

2

1

1

3

0

4

4

1

2

3

2

4

5

3

5

1

0

1

3

1

1

2



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС

Автор: Киселева Светлана Викторовна

Дата: 30.01.2018

Номер свидетельства: 453740

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Как проходит адаптация первоклассника к школе в рамках реализации ФГОС?"
    ["seo_title"] => string(79) "kak_prokhodit_adaptatsiia_piervoklassnika_k_shkolie_v_ramkakh_riealizatsii_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "343049"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473453811"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(51) "vneurochnaia_deiatelnost_v_ramkakh_realizatsii_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "529061"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875958"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Организационно-педагогические условия адаптации первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС"
    ["seo_title"] => string(105) "orghanizatsionnopiedaghoghichieskiieusloviiaadaptatsiipiervoklassnikovkobuchieniiuvshkolievusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "259900"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448863625"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Адаптация учащихся 1 класса к обучению на I ступени школы в условиях реализации ФГОС НОО"
    ["seo_title"] => string(80) "adaptatsiia_uchashchikhsia_1_klassa_k_obucheniiu_na_i_stupeni_shkoly_v_usloviiak"
    ["file_id"] => string(6) "488663"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1543823935"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства