Адаптация учащихся 1 класса к обучению на I ступени школы в условиях реализации ФГОС НОО
Адаптация учащихся 1 класса к обучению на I ступени школы в условиях реализации ФГОС НОО
Цель проверки: 1) проанализировать преемственность в обучении первоклассников при переходе из детского сада в МОБУ «СОШ с. Ракитное»; 2) выяснить степень адаптированности детей к обучению в школе; 3) изучить эффективность методов, применяемых учителем в период обучения грамоте. 4) проанализировать соответствие условий организации режима образовательного процесса нормам СанПин
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптация учащихся 1 класса к обучению на I ступени школы в условиях реализации ФГОС НОО»
Справка
«Адаптация учащихся 1 класса к обучению на I ступени школы в условиях реализации ФГОС НОО»
Цель проверки: 1) проанализировать преемственность в обучении первоклассников
при переходе из детского сада в МОБУ «СОШ с. Ракитное»;
2) выяснить степень адаптированности детей к обучению в школе;
3) изучить эффективность методов, применяемых учителем в период обучения грамоте.
4) проанализировать соответствие условий организации режима образовательного процесса нормам СанПин
Вид контроля: тематический
Объекты контроля: организация образовательного процесса в первом классе.
Дата проверки: «25- 29» сентября 2017 г
Методы проверки: собеседование, анкетирование родителей, педагогическая диагностика, наблюдение, изучение документации, контроль режимных моментов.
Основание проверки: ВШК.
Проверяющий: директор школы Литвинчук С.Н., зам. директора по ВР Горбачева А.А.
№
Содержание контроля
сроки
Ответств.
1
Анкетирование родителей «Особенности адаптации к школе»
25 сентября
Кл. рук.
2
Контроль режимных моментов согласно п. 2.9.5.Санитарных правил 2.4.2. 782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждениях» в 1 классах
в теч. проверки
Литвинчук С.Н.
3
Посещение урока обучение грамоте по теме. Собеседование
27 сентября
Горбачева А.А.
4
Изучение классной документации
в теч. проверки
Литвинчук С.Н.
5
Проверка оформления Портфолио обучающегося
28 сентября
Горбачева А.А.
6
Результаты педагогической диагностики
в теч. проверки
Кл. рук.
7
Проективная методика «Что мне нравится в школе», для выявления эмоционального отношения детей к школе и определения мотивационной готовности детей к обучению
в теч. проверки
Горбачева А.А.
В соответствии с планом внутришкольного контроля в период с 25 по 29 сентября осуществлён тематический контроль адаптации учащихся 1 класса. Цель контроля: отслеживание режимных моментов и первых шагов в обучении детей семилетнего возраста, первичной адаптации учащихся 1 класса.
В 1 классе начали обучение 13 учеников. Один обучающийся (Давыдов Н.) проходит повторный курс обучения. Ему рекомендовано обучение по общеразвивающей программе. Все дети по медицинским показаниям имеют допуск к школе. Учащихся, которым были бы рекомендованы на уроках физической культуры занятия в подготовительной группе, нет. Администрация школы, учитель 1 класса держат на постоянном контроле вопрос безопасного пребывания детей в учреждении. Как показал рейд, у всех учащихся имеется в наличии школьная форма, учебники и учебные принадлежности. Учителем 1 класса уделяется особое внимание соответствию работы динамичному расписанию, проведению динамических пауз и соблюдению требований СанПиН. С первых дней уделяется неослабное внимание культуре учебного труда, формированию первоочередных навыков учащихся.
1 класс работает по программе «Начальная школа XXI века». Анализ календарно-тематического планирования показал, что оно составлено в соответствии с данной программой. В начальный период обучения были созданы благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. Согласно п. 2.9.5.Санитарных правил 2.4.2. 782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждениях» в 1 классе в течение сентября месяца проводилось по 3 урока по 35 минут.
Домашнее задание отсутствовало. На уроках в обязательном порядке проводились две физминутки в игровой форме. Дети знакомы с основными правилами поведения на уроках. Как показывают наблюдения, первоклассники реагируют на замечания учителя, понимают интонацию голоса учителя, стараются подчиняться требованиям. И всё же большая часть детей быстро утомляется, не все умеют слушать и слышать одновременно и при этом акцентировать внимание. Всему этому детям ещё предстоит научиться, хотя в классе есть дети, которые обладают вниманием, умением слушать, правильно отвечать на вопросы, своевременно реагировать на замечания и выполнять посильные задания. Активно работают на уроках 3 учащихся (по наблюдениям со слов и учителя.)
Четвертые уроки были проводятся в нестандартной форме: уроки – экскурсии, уроки-игры, уроки путешествия. Классная комната проветривается во время перемен, без присутствия детей. Уровень освещенности классной комнаты удовлетворительный. Высота парт соответствует нормам согласно санитарным правилам.
Наблюдения за процессом адаптации первоклассников к условиям обучения показали, что основная часть детей благополучно приспособились к новым условиям школьной жизни и чувствуют себя комфортно. Однако есть и такие дети, которые дезадаптированы и нуждаются в специальной помощи (Абдулвахидов Д., Качимов В.).
Анализ урока и документации свидетельствует о том, что педагог, работающий в первом классе:
- успешно внедряет ФГОС в учебную практику по всем направления: формирование УУД, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- владеет методикой преподавания предметов на должном уровне;
- хорошо знаком с нормативными документами и методическими рекомендациями по организации занятий в период адаптации детей. У каждого учащегося имеется Портфолио.
Портфолио оформляются согласно Положению о Портфолио МОБУ «СОШ с. Ракитное», в каждом из них есть творческая работ учащихся.
Питанием охвачены все дети-первоклассники. Учащиеся посещают столовую с удовольствием. Поведение детей в обеденном зале школьной столовой – удовлетворительное. Учитель уделяет постоянное внимание поведению своих подопечных, приучает детей к соблюдению ими санитарных правил и норм в вопросах организации питания и личной гигиены. Ухудшение показателей здоровья детей и увеличение случаев обострения заболеваний за период адаптации не отмечалось.
На переменах первоклассники играют в настольные игры, рисуют, общаются друг с другом, отпрашиваются, чтобы выйти из класса, общаются на переменах со старшими братьями, сёстрами. Учащиеся (так называемые домашние дети) практически быстро «влились» в коллектив и особо не отличаются от детей выше обозначенной занятости.
Учитель, корректируя поведение детей, приучают их пользоваться туалетом, одновременно обращают внимание на правила гигиены. Отношение детей к школьному имуществу формируется также под постоянным направлением и наблюдением со стороны Демочко Г.Я. Дети с пониманием относятся к бережной сохранности классной и школьной мебели, учатся дежурить в классе, складывать игры, беречь мячи, скакалки и др.
Роль учителя в адаптации учащихся высокая. Главное – положительный эмоциональный фон, который создает в коллективе учитель. Он следит, чтобы:
возникшие конфликты, споры, (а они всегда возникают, когда множество различных по характеру, темпераменту, воспитанию детей собраны в одну группу) разрешались положительно;
дети учились дружить, находить друзей в классе;
дети обучались взаимопомощи, воспитывалось чувство переживания, сострадания друг к другу;
К тому же учитель проводит беседы, темы классных часов соответствуют возрастным особенностям. Классная документация ведется четко, заполняется во время.
Основные трудности, какие переживают дети-первоклассники в первые месяцы обучения:
1. Выполнение режимных моментов (не опоздать, не растерять внимание на уроке, понять требования и просьбы учителя, съесть вовремя завтрак (обед), успеть в туалет.
2. Необычность обстановки (много детей, взрослых, шум и большое движение на переменах) – отсюда неуверенность и заметная стеснительность, близкая к боязни, у отдельных детей
По опросу и наблюдениям учителей отношение родителей к школе – доброжелательное. Родители переживают и интересуются успехами, поведением ребёнка в школе, на уроке, помогают собрать портфель, положительно относятся к занятиям в объединениях дополнительного образования.
Особенностью настоящего момента для первоклассников, их учителей и родителей является введение ФГОС НОО, совокупная часть которого – внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность призвана обеспечивать индивидуальные потребности обучающихся и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Данный механизм только начинает воплощаться и подлежит последующему отслеживанию.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Хотя все дети поначалу воспринимают учебу как развлечение, со временем понимают: это серьезно. Как сложится его учеба дальше, во многом зависит от поведения педагогов и родителей. Ведь первоклашка переживает огромный стресс, даже если внешне совершенно спокоен. Радость, восторг и удивление периодически сменяются тревогой, растерянностью, напряжением. Период адаптации у каждого малыша свой: один приспосабливается за месяц, другие за четверть, у третьих он растягивается на год.
Этот период преследует следующие цели:
Психологическая адаптация детей
Знакомство с основными правилами
Привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы
Обучение элементарным приемам обратной связи
Развитие внимания, памяти, мышления
Организация классного коллектива
Беседа «Я и моя школа»,изучалась мотивация детей на принятие учебнойдеятельности в школе (помощь детям в сознании ученика). Ребятам задавались следующие вопросы:
Помните ли вы, как первый раз пришли в школу?
Что вы увидели?
Что вы услышали?
Что вы почувствовали?
Что рассказали дома родителям?
Чем запомнился первый день в школе?
Ответы: запомнилась линейка «Первый звонок», где они рассказывали стихотворения, класс, их учительница. Им было интересно увидеть, узнать, что такое школа, как она выглядит. У детей сложилось положительное отношение к школе.
Была использования проективная методика «Что мне нравится в школе», длявыявления эмоционального отношения детей к школе и определения мотивационной готовности детей к обучению.
Отношение к школе
%
количество
Высокая школьнаямотивация и учебная активность с наличием у него познавательных учебных мотивов
50%
25
Положительное отношение к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты
34%
17
Положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивации
10%
5
Мотивационная незрелость. Отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов
4%
2
Детский негативизм. Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он умеет и любит рисовать.
2%
1
3.Анкетирование родителей «Особенности адаптации к школе». Родители отвечали на вопросы следующего содержания, где прослеживаются мотивационная сфера, эмоциональные переживания ребенка. Участвовали 12 человек из 13.
Охотно ли ребенок идет в школу?
неохотно - 1чел
без особой охоты - 1 чел
охотно, с радостью – 10 чел
Вполне ли приспособился к школьному режиму?
пока нет – 1 чел
не совсем – 3 чел
в основном, да – 8 чел
Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?
скорее нет, чем да – 1 чел
не вполне – 1 чел
в основном, да – 8 чел
Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
иногда - 4чел
довольно часто – 8 чел
Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
в основном отрицательные впечатления -0 чел
положительных и отрицательных примерно поровну – 6 чел
в основном положительные впечатления – 6 чел
часто ли ребенок жалуется на товарищей из класса, обижается на них?
довольно часто – 0 чел
бывает, но редко – 7 чел
такого практически не бывает – 5 чел
Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
нет – 0 чел
скорее нет, чем да – 0 чел
скорее да, чем нет – 7чел
затрудняюсь ответить – 5 чел
4.Опрос родителей «Состояние здоровья детей»
По результатам опроса выявлено следующее:
Отклонения со здоровьем
Количество ( чел.)
1. Отклонений со здоровьем нет
8
2. Отклонения со здоровьем:
5
3. Головные боли (при волнении, после физической нагрузки)
1
4.Слезливость, частые колебания настроения
1
5.Слабость, утомляемость после занятий
3
6. Боли в животе, тошнота, заболевание желудка, кишечника
0
7.Частые простудные заболевания
3
Педагогическая диагностика готовности учащихся 1 класса
к овладению грамотой и математикой
Дата: 12 сентября 2017 г.
Учитель: Демочко Г.Я.
Цель: получить данные об уровне развития у каждого ребенка:
• зрительного восприятия (задание 1);
• пространственного восприятия (задание 2);
• представлений, лежащих в основе счета, представлений об опе¬рациях сложения и вычитания (задание 3);
• умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 4);
• умения классифицировать предметы, выделять признак, по ко¬торому проведена классификация (задание 5);
• сформированности фонематического слуха и восприятия (зада¬ние 6);
Систематически проводятся беседы различного характера:
о поведении в школе
о поведении в столовой, библиотеке;
о режиме класса;
о поведении на территории школы и в транспорте;
о приветствии взрослых людей и друзей.
В 1-е классы пришли дети, в основном посещавшие детский сад, поэтому они преимущественно организованы: умеют вместе играть, помогают друг другу. Есть и сложности: в силу возрастных особенностей дети ссорятся и некоторые даже дерутся. Родители готовы прийти на помощь и детям, и учителю. По результатам проведенной работы с обучающимися 1 классов и их родителями следует: у ребят средний уровень готовности к школьному обучению, что составляет 80%. Преобладает высокая школьная мотивация и учебная активность с наличием познавательных учебных мотивов. Ребята чувствуют себя комфортно в школе и классе. Барьера между учителем и учениками нет. Им нравятся учительница, класс, в котором они учатся. Учитель создает атмосферу доброжелательности и сотрудничества с детьми, что в дальнейшем будет способствовать повышению интереса к предметам и качеству знаний. В школу ходят охотно, вполне приспособились к школьному режиму, справляются с учебной нагрузкой без перенапряжения.
Адаптационный период обучающихся 1 класса проходит удовлетворительно. Они внимательно слушают взрослых, осмысленно отвечают на заданные вопросы, полным предложением. На занятиях дисциплина стала лучше, дети стали собраннее, из отдельно взятых детей постепенно формируются школьный коллектив.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется и через внеурочную деятельность, которая организована на базе ДДТ.
Предложения:
Эффективнее внедрять личностно ориентированные технологии
2. Учитывая возрастные особенности обучающихся, использовать более разнообразные формы работы на уроках в целях предотвращения повышенной тревожности детей уделять внимание каждому ребенку, создавать обстановку, способствующую формированию у ребенка уверенности в своих силах;
3. На этапе формирования коллектива, улучшения межличностных отношений проводить занятия, способствующие ускоренному знакомству первоклассников друг с другом и созданию благоприятного психологического климата в классе;
4. Создавать оптимальные условия для обеспечения единства урочной и внеурочной деятельности учащихся.
5. Дети, у которых готовность к школьному обучению ниже нормы нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотивационных качеств.
С результатом проверки ознакомлены:
Демочко Г.Я. ________ __________
29 сентября 2017 г
Составил заместитель директора по УВР: _______ /Г. Я. Демочко/