kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптация учащихся 1 класса к обучению на I ступени школы в условиях реализации ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проверки:        1)  проанализировать преемственность в обучении первоклассников 
                                          при переходе из детского сада  в МОБУ «СОШ с. Ракитное»;
                                    2)  выяснить степень адаптированности детей  к обучению в  школе;             
                                    3)  изучить эффективность методов, применяемых учителем в период обучения грамоте.
                                    4)  проанализировать соответствие условий организации режима образовательного процесса  нормам СанПин                                    
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация учащихся 1 класса к обучению на I ступени школы в условиях реализации ФГОС НОО»

Справка

«Адаптация учащихся 1 класса к обучению на I ступени школы в условиях реализации ФГОС НОО»

Цель проверки: 1) проанализировать преемственность в обучении первоклассников

при переходе из детского сада в МОБУ «СОШ с. Ракитное»;

2) выяснить степень адаптированности детей к обучению в школе;

3) изучить эффективность методов, применяемых учителем в период обучения грамоте.

4) проанализировать соответствие условий организации режима образовательного процесса нормам СанПин

Вид контроля: тематический

Объекты контроля: организация образовательного процесса в первом классе.

Дата проверки: «25- 29» сентября 2017 г

Методы проверки: собеседование, анкетирование родителей, педагогическая диагностика, наблюдение, изучение документации, контроль режимных моментов.

Основание проверки: ВШК.

Проверяющий: директор школы Литвинчук С.Н., зам. директора по ВР Горбачева А.А.

Содержание контроля

сроки

Ответств.

1

Анкетирование родителей «Особенности адаптации к школе»

25 сентября

Кл. рук.

2

Контроль режимных моментов согласно п. 2.9.5.Санитарных правил 2.4.2. 782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждениях» в 1 классах

в теч. проверки

Литвинчук С.Н.

3

Посещение урока обучение грамоте по теме. Собеседование


27 сентября

Горбачева А.А.

4

Изучение классной документации

в теч. проверки

Литвинчук С.Н.

5

Проверка оформления Портфолио обучающегося

28 сентября

Горбачева А.А.

6

Результаты педагогической диагностики

в теч. проверки

Кл. рук.

7

Проективная методика «Что мне нравится в школе», для выявления эмоционального отношения детей к школе и определения мотивационной готовности детей к обучению

в теч. проверки

Горбачева А.А.



В соответствии с планом внутришкольного контроля в период с 25 по 29 сентября осуществлён тематический контроль адаптации учащихся 1 класса. Цель контроля: отслеживание режимных моментов и первых шагов в обучении детей семилетнего возраста, первичной адаптации учащихся 1 класса. 

В 1 классе начали обучение 13 учеников. Один обучающийся (Давыдов Н.) проходит повторный курс обучения. Ему рекомендовано обучение по общеразвивающей программе. Все дети по медицинским показаниям имеют допуск к школе. Учащихся, которым были бы рекомендованы на уроках физической культуры занятия в подготовительной группе, нет. 
Администрация школы, учитель 1 класса держат на постоянном контроле вопрос безопасного пребывания детей в учреждении.
Как показал рейд, у всех учащихся имеется в наличии школьная форма, учебники и учебные принадлежности. 
Учителем 1 класса уделяется особое внимание соответствию работы динамичному расписанию, проведению динамических пауз и соблюдению требований СанПиН. С первых дней уделяется неослабное внимание культуре учебного труда, формированию первоочередных навыков учащихся.

1 класс работает по программе «Начальная школа XXI века». Анализ календарно-тематического планирования показал, что оно составлено в соответствии с данной программой. В начальный период обучения были созданы благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. Согласно п. 2.9.5.Санитарных правил 2.4.2. 782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждениях» в 1 классе в течение сентября месяца проводилось по 3 урока по 35 минут.

Домашнее задание отсутствовало. На уроках в обязательном порядке проводились две физминутки в игровой форме. Дети знакомы с основными правилами поведения на уроках. Как показывают наблюдения, первоклассники реагируют на замечания учителя, понимают интонацию голоса учителя, стараются подчиняться требованиям. И всё же большая часть детей быстро утомляется, не все умеют слушать и слышать одновременно и при этом акцентировать внимание. Всему этому детям ещё предстоит научиться, хотя в классе есть дети, которые обладают вниманием, умением слушать, правильно отвечать на вопросы, своевременно реагировать на замечания и выполнять посильные задания. Активно работают на уроках 3 учащихся (по наблюдениям со слов и учителя.)

Четвертые уроки были проводятся в нестандартной форме: уроки – экскурсии, уроки-игры, уроки путешествия. Классная комната проветривается во время перемен, без присутствия детей. Уровень освещенности классной комнаты удовлетворительный. Высота парт соответствует нормам согласно санитарным правилам.

Наблюдения за процессом адаптации первоклассников к условиям обучения показали, что основная часть детей благополучно приспособились к новым условиям школьной жизни и чувствуют себя комфортно. Однако есть и такие дети, которые дезадаптированы и нуждаются в специальной помощи (Абдулвахидов Д., Качимов В.).

Анализ урока и документации свидетельствует о том, что педагог, работающий в первом классе:

- успешно внедряет ФГОС в учебную практику по всем направления: формирование УУД, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

- владеет методикой преподавания предметов на должном уровне;

- хорошо знаком с нормативными документами и методическими рекомендациями по организации занятий в период адаптации детей. У каждого учащегося имеется Портфолио.

Портфолио оформляются согласно Положению о Портфолио МОБУ «СОШ с. Ракитное», в каждом из них есть творческая работ учащихся.

Питанием охвачены все дети-первоклассники. Учащиеся посещают столовую с удовольствием. Поведение детей в обеденном зале школьной столовой – удовлетворительное. Учитель уделяет постоянное внимание поведению своих подопечных, приучает детей к соблюдению ими санитарных правил и норм в вопросах организации питания и личной гигиены.
Ухудшение показателей здоровья детей и увеличение случаев обострения заболеваний за период адаптации не отмечалось.

На переменах первоклассники играют в настольные игры, рисуют, общаются друг с другом, отпрашиваются, чтобы выйти из класса, общаются на переменах со старшими братьями, сёстрами. Учащиеся (так называемые домашние дети) практически быстро «влились» в коллектив и особо не отличаются от детей выше обозначенной занятости.

Учитель, корректируя поведение детей, приучают их пользоваться туалетом, одновременно обращают внимание на правила гигиены.
Отношение детей к школьному имуществу формируется также под постоянным направлением и наблюдением со стороны Демочко Г.Я. Дети с пониманием относятся к бережной сохранности классной и школьной мебели, учатся дежурить в классе, складывать игры, беречь мячи, скакалки и др.

Роль учителя в адаптации учащихся высокая. Главное – положительный эмоциональный фон, который создает в коллективе учитель. Он следит, чтобы:

  • возникшие конфликты, споры, (а они всегда возникают, когда множество различных по характеру, темпераменту, воспитанию детей собраны в одну группу) разрешались положительно;

  • дети учились дружить, находить друзей в классе;

  • дети обучались взаимопомощи, воспитывалось чувство переживания, сострадания друг к другу;

К тому же учитель проводит беседы, темы классных часов соответствуют возрастным особенностям. Классная документация ведется четко, заполняется во время.


Основные трудности, какие переживают дети-первоклассники в первые месяцы обучения:

1. Выполнение режимных моментов (не опоздать, не растерять внимание на уроке, понять требования и просьбы учителя, съесть вовремя завтрак (обед), успеть в туалет.

2. Необычность обстановки (много детей, взрослых, шум и большое движение на переменах) – отсюда неуверенность и заметная стеснительность, близкая к боязни, у отдельных детей

По опросу и наблюдениям учителей отношение родителей к школе – доброжелательное. Родители переживают и интересуются успехами, поведением ребёнка в школе, на уроке, помогают собрать портфель, положительно относятся к занятиям в объединениях дополнительного образования. 

Особенностью настоящего момента для первоклассников, их учителей и родителей является введение ФГОС НОО, совокупная часть которого – внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность призвана обеспечивать индивидуальные потребности обучающихся и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Данный механизм только начинает воплощаться и подлежит последующему отслеживанию.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Хотя все дети поначалу воспринимают учебу как развлечение, со временем понимают: это серьезно. Как сложится его учеба дальше, во многом зависит от поведения педагогов и родителей. Ведь первоклашка переживает огромный стресс, даже если внешне совершенно спокоен. Радость, восторг и удивление периодически сменяются тревогой, растерянностью, напряжением. Период адаптации у каждого малыша свой: один приспосабливается за месяц, другие за четверть, у третьих он растягивается на год.

Этот период преследует следующие цели:

    1. Психологическая адаптация детей

    2. Знакомство с основными правилами

    3. Привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы

    4. Обучение элементарным приемам обратной связи

    5. Развитие внимания, памяти, мышления

    6. Организация классного коллектива



    1. Беседа «Я и моя школа», изучалась мотивация детей на принятие учебной деятельности в школе (помощь детям в сознании ученика). Ребятам задавались следующие вопросы:

  1. Помните ли вы, как первый раз пришли в школу?

  2. Что вы увидели?

  3. Что вы услышали?

  4. Что вы почувствовали?

  5. Что рассказали дома родителям?

  6. Чем запомнился первый день в школе?

Ответы: запомнилась линейка «Первый звонок», где они рассказывали стихотворения, класс, их учительница. Им было интересно увидеть, узнать, что такое школа, как она выглядит. У детей сложилось положительное отношение к школе.

    1. Была использования проективная методика «Что мне нравится в школе», для выявления эмоционального отношения детей к школе и определения мотивационной готовности детей к обучению.

Отношение к школе

%

количество

Высокая школьная мотивация и учебная активность с наличием у него познавательных учебных мотивов

50%

25

Положительное отношение к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты

34%

17

Положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивации

10%

5

Мотивационная незрелость. Отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов

4%

2

Детский негативизм. Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он умеет и любит рисовать.

2%

1



3.Анкетирование родителей «Особенности адаптации к школе». Родители отвечали на вопросы следующего содержания, где прослеживаются мотивационная сфера, эмоциональные переживания ребенка. Участвовали 12 человек из 13.

  1. Охотно ли ребенок идет в школу?

    • неохотно - 1чел

    • без особой охоты - 1 чел

    • охотно, с радостью – 10 чел

  1. Вполне ли приспособился к школьному режиму?

  • пока нет – 1 чел

  • не совсем – 3 чел

  • в основном, да – 8 чел

  1. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?

  • скорее нет, чем да – 1 чел

  • не вполне – 1 чел

  • в основном, да – 8 чел



  1. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

  • иногда - 4чел

  • довольно часто – 8 чел



  1. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

  • в основном отрицательные впечатления -0 чел

  • положительных и отрицательных примерно поровну – 6 чел

  • в основном положительные впечатления – 6 чел



  1. часто ли ребенок жалуется на товарищей из класса, обижается на них?

  • довольно часто – 0 чел

  • бывает, но редко – 7 чел

  • такого практически не бывает – 5 чел



  1. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

  • нет – 0 чел

  • скорее нет, чем да – 0 чел

  • скорее да, чем нет – 7чел

  • затрудняюсь ответить – 5 чел



4.Опрос родителей «Состояние здоровья детей»

По результатам опроса выявлено следующее:

Отклонения со здоровьем

Количество ( чел.)

1. Отклонений со здоровьем нет

8

2. Отклонения со здоровьем:

5

3. Головные боли (при волнении, после физической нагрузки)

1

4.Слезливость, частые колебания настроения

1

5.Слабость, утомляемость после занятий

3

6. Боли в животе, тошнота, заболевание желудка, кишечника

0

7.Частые простудные заболевания

3


Педагогическая диагностика готовности учащихся 1 класса

к овладению грамотой и математикой


Дата: 12 сентября 2017 г.

Учитель: Демочко Г.Я.

Цель: получить данные об уровне развития у каждого ребенка:

• зрительного восприятия (задание 1);

• пространственного восприятия (задание 2);

• представлений, лежащих в основе счета, представлений об опе¬рациях сложения и вычитания (задание 3);

• умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 4);

• умения классифицировать предметы, выделять признак, по ко¬торому проведена классификация (задание 5);

• сформированности фонематического слуха и восприятия (зада¬ние 6);

• сформированности предпосылок к успешному овладению зву¬ковым анализом (задания б, 7);

мелкой моторики и зрительно-моторных координации (задания 1,2)


Список

учащихся

Задание

№1

Зрительное

восприятие

Задание

№2

Пространст-

венное

восприятие

Задание

№3

Выбор и выполнение

арифметических

действий

Задание

№4

Сравнение

множеств

Задание

№5

Классификация

предметов

Задание

№6

Фонематический

слух

Задание

№7

Предпосылки к овладению

Звуковым

анализом

Итого

баллов


2

3

2

4

0

0

3

14


2

0

3

4

3

0

3

15


3

2

2

4

3

0

0

14


2

0

0

4

3

0

0

9


3

3

2

4

3

2

3

20


3

3

3

4

2

0

0

15


1

2

3

4

3

0

0

13


2

0

2

4

2

1

0

9


1

2

3

4

3

0

3

11


2

3

3

0

3

0

0

11


3

0

2

4

2

0

3

14


3

2

3

4

2

3

3

20


2

2

2

4

2

1

3

16

Всего справились: 85 %










Средний балл по классу: 14,7


ВЫВОД:



В классах создаются необходимые условия для адаптации:

  • уроки по 35 минут;

  • по 2 физминутки за урок;

  • игровые моменты, уроки-экскурсии, уроки-сказки, уроки-путешествия.



Систематически проводятся беседы различного характера:

  • о поведении в школе

  • о поведении в столовой, библиотеке;

  • о режиме класса;

  • о поведении на территории школы и в транспорте;

  • о приветствии взрослых людей и друзей.



В 1-е классы пришли дети, в основном посещавшие детский сад, поэтому они преимущественно организованы: умеют вместе играть, помогают друг другу. Есть и сложности: в силу возрастных особенностей дети ссорятся и некоторые даже дерутся. Родители готовы прийти на помощь и детям, и учителю. 
По результатам проведенной работы с обучающимися 1 классов и их родителями следует: у ребят средний уровень готовности к школьному обучению, что составляет 80%. Преобладает высокая школьная мотивация и учебная активность с наличием познавательных учебных мотивов. Ребята чувствуют себя комфортно в школе и классе. Барьера между учителем и учениками нет. Им нравятся учительница, класс, в котором они учатся. Учитель создает атмосферу доброжелательности и сотрудничества с детьми, что в дальнейшем будет способствовать повышению интереса к предметам и качеству знаний. В школу ходят охотно, вполне приспособились к школьному режиму, справляются с учебной нагрузкой без перенапряжения.

Адаптационный период обучающихся 1 класса проходит удовлетворительно. Они внимательно слушают взрослых, осмысленно отвечают на заданные вопросы, полным предложением. На занятиях дисциплина стала лучше, дети стали собраннее, из отдельно взятых детей постепенно формируются школьный коллектив.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется и через внеурочную деятельность, которая организована на базе ДДТ.

Предложения:

    1. Эффективнее внедрять личностно ориентированные технологии

2. Учитывая возрастные особенности обучающихся, использовать более разнообразные формы работы на уроках в целях предотвращения повышенной тревожности детей уделять внимание каждому ребенку, создавать обстановку, способствующую формированию у ребенка уверенности в своих силах;

3. На этапе формирования коллектива, улучшения межличностных отношений проводить занятия, способствующие ускоренному знакомству первоклассников друг с другом и созданию благоприятного психологического климата в классе; 

4. Создавать оптимальные условия для обеспечения единства урочной и внеурочной деятельности учащихся. 

5. Дети, у которых готовность к школьному обучению ниже нормы нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотивационных качеств.

С результатом проверки ознакомлены:

  1. Демочко Г.Я. ________ __________



29 сентября 2017 г

Составил заместитель директора по УВР: _______ /Г. Я. Демочко/






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Адаптация учащихся 1 класса к обучению на I ступени школы в условиях реализации ФГОС НОО

Автор: демочко галина яковлевна

Дата: 03.12.2018

Номер свидетельства: 488663

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа факультативного курса  « Истоки» класс:1-4"
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-istoki-klass-1-4"
    ["file_id"] => string(6) "296779"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456077305"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "220909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434960765"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Познай себя" 5-6 класс "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-poznai-siebia-5-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234135"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443355195"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "О преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования"
    ["seo_title"] => string(99) "oprieiemstviennostifiedieralnykhghosudarstviennykhobrazovatielnykhstandartovobshchieghoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "283853"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453893547"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства