Организационно-педагогические условия адаптации первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС
Организационно-педагогические условия адаптации первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС
Цель исследования: определить эффективные организационно-педагогические условия обеспечения адаптации первоклассников к школе в условиях реализации нового стандарта образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ ССОШ имени Е.Е.Протопопова
с. Кескил Томпонского района
Республики Саха (Якутия)
Булдакова Светлана Владимировна
Кескил 2015 г.
Цель исследования: определить эффективные организационно-педагогические условия обеспечения адаптации первоклассников к школе в условиях реализации нового стандарта образования.
Объект исследования: процесс адаптации первоклассников к школе
Предмет исследования: организационно-педагогические условия образовательного процесса в адаптационном периоде в 1 классе.
В основу исследования положена гипотеза о том, что адаптация к школе у первоклассников будет наиболее успешной в том случае, если будут обеспечены организационно-педагогические условия:
- внедрение стартового образовательного модуля для первоклассников;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения учащихся и родителей.
Задачи исследования:
раскрыть психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста;
выявить и классифицировать факторы, влияющие на процесс адаптации первоклассников;
изучить пути обеспечения адаптации первоклассников к школе в условиях ФГОС;
подобрать и апробировать социально-педагогические мероприятия по стабилизации адаптации первоклассников к школьной жизни.
Методологической основой исследования теории адаптационных возможностей детей младшего школьного возраста: Э.М. Александровской, Д.А. Андреевой, М.М. Безруких, Ф.Б. Березина, М.Н. Битяновой, Л.А. Гордон Н.В. Дубровиной, И.К. Кряжевой, В.И. Медведева, Н.В. Нижегородцевой, И.Н. Никитиной, В.Д. Шадрикова, В.Р. Цылева, М.С. Яницкой.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материалов, которые могут быть использованы при изучении вопроса адаптации к школе первоклассников.
Практическая значимость работы определяется тем, что разработанный материал, включающий содержание социально-педагогических мероприятий по обеспечению адаптации младших школьников, позволяет учителю пополнить свой методологический арсенал, расширить свои познания по данной проблеме.
При реализации цели и выдвинутых задач нами были использованы следующие методы: анализ методической и психологической литературы по данной проблеме; педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе; педагогический эксперимент в подтверждение выдвинутой гипотезы.
База исследования: МБОУ «Сасыльская СОШ им. Е.Е.Протопопова» с. Кескил Томпонского района.
Выявление уровня адаптации первоклассников на констатирующем этапе
В эксперименте участвовали два класса: 10 учеников 1 класса (5 девочек и 5 мальчиков) Сасыльской СОШ – экспериментальная группа, учитель Булдакова С.В. и 6 учеников 1 класса (2 девочки и 4 мальчика) Ынгинской СОШ – контрольная группа, учитель Захарова Е.И. Эти школы являются малокомплектными, обучение ведётся по УМК «Гармония».
Целью проведения эксперимента является:
- выявление уровня адаптации первоклассников;
- проведение занятий по обеспечению организационно-педагогических условий адаптации в экспериментальной группе;
-выявление уровня адаптации после специальных занятий.
Исследование было проведено в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Все эти этапы представляли собой неразрывную последовательность.
Констатирующий этап ориентировал нас на установление фактических состояний исследуемых учащихся, констатацию исходных параметров. Главная цель - зафиксировать реалии, которые были исходными для формирующего этапа. Целью формирующего этапа являлось разработать и апробировать занятия направленные на обеспечение организационно-педагогических условий адаптации, которые, по нашему мнению, должны были повысить достигнутый уровень. На контрольном этапе была проведена диагностика адаптации первоклассников, которая позволила судить об эффективности предложенной нами системы занятий.
В ходе эксперимента необходимо было отследить уровень адаптированности учащихся и предложить систему занятий для обеспечения адаптации к школе.
На констатирующем этапе были предложены:
Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керна–Я. Йирасека
Основная цель применения ориентировочного теста школьной зрелости – установить степень умственной зрелости ребенка для определения возможности поступления в школу.
Методика представляет собой модификацию теста школьной зрелости А. Керна: рисунок мужской фигуры, подражание письменным буквам и срисовывание группы точек. Все три задания данного теста носят графический характер и направлены на определение развития тонкой моторики руки и зрительно-моторной координации. Включение в структуру теста рисунка мужской фигуры по памяти позволяет проводить ориентировочную оценку общего умственного развития ребенка, а также получить косвенную информацию о его личностных особенностях (в данном случае интерпретация основывается на тесте К. Маховера «Нарисуй человека»).
.
Диаграмма 1. Показатели исследования по ориентировочному тесту школьной зрелости А. Керна–Я. Йирасека
По результатам, представленном на диаграмме видно, что общее умственное развитие детей у двух групп примерно одинаковое: в экспериментальной группе у 20% детей развитие выше среднего, у 20% детей – ниже среднего; в контрольной группе у 17% детей развитие выше среднего, у 17% - ниже среднего.
2. Методика Р.С. Немова «Какой Я?»
Методика направлена на определение уровня самооценки.
Детям предлагается оценить себя по десяти качествам. Полученные оценки затем переводятся в баллы.
Цель:определение самооценки.
Инструкция: спросить у детей, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным качествам личности.
Оценка результатов:ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа « не знаю», а также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 баллов.
Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий
-9 баллов - высокий
-7 баллов - средний
-3 баллов - низкий
-1 баллов - очень низкий
Из исследования мы увидели, что у многих ребят сильно завышена самооценка, они очень хорошо к себе относятся. В процессе проведения методики практически никто из учеников не испытывал никаких затруднений, отвечали долго не раздумывая. У большинства ребят завышена самооценка, у некоторых учеников необоснованно.
В экспериментальной группе у 4 детей очень высокая самооценка, высокая у 5 учащихся, средняя самооценка у одного учащегося.
В контрольной группе очень высокая самооценка у троих учеников, высокая у двоих, а средняя у одного.
Диаграмма 2. Показатели самооценки экспериментальной и контрольной групп
Из диаграммы 2, где наружный круг это результаты диагностики экспертной группы, а внутренний круг – контрольная группа, мы видим, что самооценка детей двух групп стоит почти на одном уровне.
Определение у младших школьников сформированности «внутренней позиции школьника»
Чтобы продиагностировать отношение ребенка к школе, выявить, сформировалась ли внутренняя позиция школьников и какой мотив в деятельности преобладает, были проведены две методики.
Первая методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цель и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.
Учитываются все ответы, кроме 6-го и 7-го.
В целом, ответы должны быть утвердительными. Отрицательный должен быть дан только на один - 2-й.
Каждое совпадение оценивается в один бал. Чем больше баллов, тем сформированнее позиция школьника.
Результаты диагностики сформированности
«внутренней позиции школьника» на констатирующем этапе
Группа
сформирована
сформирована частично
не сформирована
Экспериментальная
3
3
4
Контрольная
3
2
1
Диаграмма 3. Показатели сформированности внутренней позиции школьника
Из этого исследования мы узнали, что у большинства детей «внутренняя позиция школьника» сформирована и частично сформирована. У четырёх детей экспериментальной группы и у одного ребёнка контрольной группы ещё не сформировалась позиция школьника.
4. Определение доминирования познавательного или игрового мотива
Цель: определение психологической готовности к школе.
Интерпретация: выбор сказки говорит о доминировании познавательного мотива.
Детей приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают им в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор приглашает детей сесть и послушать сказку. Детям читают интересную сказку. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает детей, что им в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными игрушками или дослушать сказку до конца.
Результаты диагностики
«Определение доминирования познавательного или игрового мотива»
на констатирующем этапе
Группа
познавательный мотив
игровой мотив
Экспериментальная
2
8
Контрольная
1
5
В процессе чтения сказки были сделаны две паузы в наиболее интересных моментах. В экспериментальной группе оба раза практически все дети (за исключением двух человек) выбирали игру, а в контрольной группе только 1 ребёнок дослушал сказку до конца. Это говорит о доминировании игрового мотива над познавательным.
Диаграмма 4. Результаты исследования психологической готовности в экспериментальном классе на констатирующем этапе
Диаграмма 5. Результаты исследования психологической готовности в контрольном классе на констатирующем этапе
По результатам, представленным на диаграммах 4 и 5, мы видим, что уровень психологической готовности по всем четырём показателям у детей экспериментальной и контрольной групп средний. Умственная зрелость низкая у 3 детей, уровень самооценки у большинства детей высокая, детей с низкой самооценкой нет.
Подводя итог проведенному исследованию всех проведенных на данном этапе диагностик можно сделать следующие выводы:
Общее умственное развитие детей у двух групп примерно одинаковое: у большинства детей умственное развитие среднее, но есть дети с низким развитием;
У большинства ребят завышена самооценка, у некоторых необоснованно;
Позиция школьника у большинства учеников не сформирована;
На этом этапе доминирует игровой мотив над познавательным.
Полученные выводы говорят о необходимости разработки программы по сопровождению адаптационного периода и росту познавательного интереса детей.
Программа организации процесса адаптации первоклассников
к школьному обучению «Мы первоклассники»
Цель программы:создать организационно-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Планируемый результат:благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Деятельность учителя по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих организационно-педагогических условий:
Организация режима школьной жизни первоклассников.
Создание предметно-пространственной среды.
Организация оздоровительно-профилактической работы.
Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.
Организация внеурочной жизни первоклассников.
Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
Изучение социально-психологической адаптации детей к школе
Система организационно-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе
Работа с документами
Работа с детьми
Работа с педагогами
Работа с родителями
Выпуск из ДОУ
Изучение представлений дошкольных психологов
Протоколы диагностики
Журнал консультаций
Диагностика: определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей
Консультации и малые педсоветы с психологами и педагогами ДОУ
Консультации по результатам диагностики.
Родительское собрание “Скоро в школу”
Тестирование “Готов ли ваш малыш к школе?”
Анкетирование
Рекомендации консультаций у специалистов (логопед, невролог)
I четверть
Изучение медицинских документов, составление справки о состоянии здоровья детей
Анализ анкет
Сбор анамнеза
Учет посещения занятий и динамики поведения детей.
Журнал консультаций.
Организация занятий по программе сопровождения адаптации. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности.
Консультации в режиме динамического наблюдения
Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти
Родительское собрание “Хорошо ли вашему ребенку в школе?”
Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций детского психолога
II четверть
Учет посещения занятий и динамики поведения детей
Журнал консультаций
Занятия по программе сопровождения адаптации Динамическое наблюдение в разных видах деятельности
Консультации в режиме динамического наблюдения.
Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия
Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций детского невролога
III четверть
Анализ результатов протекания адаптации.
Учет посещения занятий и динамики детей.
Журнал консультаций
Коррекционно-развивающие
занятия с детьми с тяжелой формой адаптации.
Динамическое наблюдение в разных видах деятельности
Консультации в режиме динамического наблюдения.
Родительское собрание “Адаптация к школе – радости и трудности”.
Тест “Адаптировался ли ваш ребенок к школе?”
Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога
IV четверть
Анализ результатов динамики развития
Протоколы диагностики
Оформление представлений на ПМПК
Журнал консультаций
Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК
Подготовка представления на ПМПК
Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК.
Вводный курс «Мы первоклассники» позволяет развести во времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы.
Вводный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания.
Цель курса «Мы первоклассники»:
обеспечение психологической адаптации детей;
знакомство с основными школьными правилами;
привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
обучение элементарным приемам обратной связи;
знакомство с системой школьного оценивания;
развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
организация классного коллектива.
Содержание вводного курса строится на доступном практически всем первоклассникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования, элементарного экспериментирования.
Используются следующие программы:
1. Цукерман Г. А., Поливанова К.Н. «Введение в школьную жизнь».
2. Гин С.И., Прокопенко И.Е. «Первые дни в школе».
Адресованность действия при групповом взаимодействии.
Цель: Способствовать развитию у детей представлений о признаках предметов (размер, форма, цвет).
Задачи:
1.Отрабатываются требования к высказыванию, сообщению, реплике;
2. Научить детей с помощью вопросов полностью определять предмет.
3. Развивать подлинную смелость и самостоятельность.
2.
Ловушка
Цель: Научить детей, где надо следовать за ним, как «ниточка за иголочкой», а где, наоборот, спорить, возражать.
Задачи:
1. Введение знака «Ловушка»
2. Тренировка на дифференциацию заданий учителя: «правильные», «неправильные» задания (ловушки);
3. Работа с палочками.
3.
Развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности.
Цель: Продолжение знакомства с разнообразием критериев оценки.
Задачи:
1. Задание на воображение
2. Придумать несколько вариантов решения одной и той же сценки и изобразить их перед классом.
8.
«Адресованность действия»
1.
Спорь и возражай
Цель: Отработка знаков, введенных ранее.
Задачи:
1. Упражнения в умении аргументировать, доказывать свои суждения;
2. Применение знаков «+»,«-», «Л»,«?».
2.
Обращение за помощью
Цель: Научить анализировать имеющиеся в их распоряжении средства с целью решения какой-либо задачи
Задачи:
1. Анализ образца, соотнесения его с имеющимся набором деталей, мысленного или предметного соотнесения элементов образца с набором деталей, обнаружения «недостачи»;
2. Работа над умением обращаться к другому ребенку (к другой группе);
3. Оценка готовых работ (самооценка).
3.
Содержательные взаимодействия
Цель: Актуализирование навыков содержательного взаимодействия, которые отрабатывались ранее.
Задачи:
1.Отрабатывать умение работать в парах;
2. Ориентирование по плану местности;
3. Конкурс на лучшее имя для класса.
9.
«Последовательность ряда»
1.
Повторение
Цель: Отработка знаков, введенных ранее.
Задачи:
1. Упражнения в употреблении знаков «+», «-», «?»;
2. Знакомство с законом построения ряда;
3. Решение задачи
2.
Критерии оценки, точка зрения оценивающего
Цель: отработка у детей умения оценивать действия друг друга.
Задачи:
1. Действия по правилам. Оценка выполнения правил;
2. Взаимопомощь. Оценка за понятное исполнение рисунка;
3.Относительность оценок. Точка зрения оценивающего
10
Праздник «Посвящение в первоклассники»
1.
Праздник «Посвящение в первоклассники»
Таким образом, проведённая работа по организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению может использоваться в практической деятельности учителя, школьного психолога и пополняться в зависимости от их творческих способностей.
Динамика развития уровня адаптации первоклассников
На контрольном этапе было проведёно исследование, которое позволило судить об эффективности предложенной нами программы стартового образовательного модуля. С помощью методик предложенных на констатирующем этапе мы провели повторное исследование уровня адаптации первоклассников к обучению в школе.
Итоги последнего этапа экспериментального исследования изучения уровня умственной зрелости свидетельствуют о том, что уровень у учащихся значительно вырос. Результаты наглядно отображены в диаграмме 6.
Диаграмма 7. Показатели контрольного этапа исследования по ориентировочному тесту школьной зрелости
Из диаграммы видно, что в экспериментальной группе высокого уровня достигли 40% детей, среднего 60%, а детей с низким показателем не выявлено, что несколько выше показателей в контрольной группе.
Повторная диагностика по выявлению уровня самооценки
по методике Р.С. Немовой «Какой Я?»
Чтобы узнать какие изменения по уровню самооценки произошли в двух группах, мы провели повторную диагностику.
Диаграмма 8. Показатели контрольного этапа исследования по выявлению уровня самооценки
В диаграмме, где внутренний круг это показатели экспериментальной группы, а наружный контрольной группы мы видим, что в экспериментальной группе детей с необоснованно завышенной самооценкой стало намного меньше, а в контрольной группе показатели почти не изменились.
Повторная диагностика «Определение у младших школьников сформированности «внутренней позиции школьника»».
Также, чтобы узнать, как изменилось отношение ребенка к школе, выявить, изменилась ли внутренняя позиция школьников после проведённой работы, мы провели повторную диагностику.
Диаграмма 9 Показатели сформированности «внутренней позиции школьника»
Исследование показало, что показатели сформированности «внутренней позиции школьника» в контрольной группе не изменились, а в экспериментальной группе изменились в лучшую сторону: сформированность выросло на 20%, частичная сформированность тоже выросло на 10%, а не сформированность «внутренней позиции школьника» снизилась на 30%.
Повторная диагностика «Определение доминирования познавательного или игрового мотива»
На контрольном этапе мы провели повторное исследование, чтобы узнать, изменились ли у детей мотивы. Для этого мы предложили детям послушать сказку, но другую, чем в констатирующем этапе.
Таблица 5
Результаты повторной диагностики
«Определение доминирования познавательного или игрового мотива»
на контрольном этапе
Группа
познавательный мотив
игровой мотив
Экспериментальная
7
3
Контрольная
2
4
Из таблицы 5 мы узнали, что и в контрольной, и в экспериментальной группе изменились мотивы: в констатирующем этапе в двух группах доминировал игровой мотив, то на этот раз познавательный мотив доминирует над игровым. В экспериментальной группе процент детей с познавательным мотивом увеличилось на 50%, а в контрольной группе на 17%.
Также на контрольном этапе, чтобы исследовать динамику развития уровня адаптации первоклассников мы предложили детям педагогическую диагностику стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе Т.В. Бегловой, М.Р. Битяновой «Школьный старт».
В самом общем виде назначение данной программы (ее цель) – получение достоверной информации о готовности ребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат 1 класса. В дальнейшем данная информация может быть использована учителем для того, чтобы:
1) создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий и, соответственно, выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты к окончанию начальной школы;
2) обеспечить эмоционально-комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа прохождения и уровня сложности программы;
3) скорректировать формы и методы обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений;
4) спланировать индивидуальную педагогическую работу с каждым ребенком;
5) в случае необходимости получить консультацию по вопросам обучения детей у профильных специалистов (психологов, дефектологов).
Предлагаемые авторами критерии стартовой готовности ребенка вытекают из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и соответствуют запросу системы развивающего обучения Л.В. Занкова, но могут использоваться и в других УМК.
Основная процедура, которую нам предлагают для определения уровня стартовой готовности ребенка, – это письменное диагностическое задание. Для каждого показателя разработано свое задание, вместе они составляют индивидуальную диагностическую тетрадь для ученика.
Диагностика педагогической готовности проводится в сентябре, в течение третьей и четвертой недели обучения детей в школе. В определении ритма предъявления заданий учителю предоставляется значительная свобода. Задания можно предъявлять ежедневно, вначале 2 и 3 уроков в течение 5–10 минут. Можно организовать несколько специальных диагностических уроков.
Соотнесение показателей с номерами заданий
Инструментальный компонент
Показатель (умение)
Задание
Страница
в рабочей
тетради
1. Воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментарного предъявления
1
2
2. Выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи
2
3-5
3. Видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта
3
6
4. Придерживаться заданной последовательности в процессе наблюдения
4
7
5. Опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации
5
8,13
6. Устанавливать отношения типа «род-вид» между понятиями
6
9
7. Устанавливать логические связи типа «причина-следствие» между явлениями
7
10
8. Устанавливать количественные отношения типа «больше-меньше» между объектами и явлениями
8
11
9. Выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей
9
12
10. Оперировать информацией с помощью образа, слова, схемы и знаков при выполнении учебных заданий
10
14
11. Видеть закономерность в изучаемой информации
11
15-17
12. Анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий
12
18
13. Соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия
13
19
14. Следовать инструкции при выполнении учебных действий
14
20
15. Использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебных заданий
15
21
личностный компонент
16. Иметь позитивное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности
16
22
17. Иметь мотивационную готовность выполнять учебные задания высокого уровня сложности
2,11
3,15
Оценка уровня инструментальной готовности и личностного компонента
– осуществлять учебное наблюдение в рамках задачи, поставленной учителем;
– осуществлять мыслительную деятельность (логические операции) на наглядно-образном уровне;
– осуществлять оперативный контроль собственных действий на основе образца и инструкции, данных взрослым;
– вступать в целенаправленное учебное общение со взрослым и сверстниками, удерживая тему и основные направления ее развития.
Результаты исследования контрольного этапа в экспериментальном классе
Код ребёнка
Инструментальная готовность
Личностная готовность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Σ
1
16
17
Σ
2
Э-1
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
1
2
1
2
27
1
2
3
Э-2
2
1
1
2
2
2
1
2
2
2
2
1
1
2
1
25
1
1
2
Э-3
1
0
2
1
1
2
2
1
1
2
1
0
2
1
1
18
1
1
2
Э-4
1
2
1
1
2
1
1
2
1
2
1
1
1
2
1
20
1
0
1
Э-5
2
2
1
2
1
2
2
2
2
1
2
2
1
2
1
25
1
1
2
Э-6
2
2
2
2
1
2
2
1
2
1
2
1
2
2
2
26
2
2
4
Э-7
2
2
1
2
2
1
2
1
2
2
2
1
2
2
2
26
2
2
4
Э-8
2
2
1
2
1
2
2
2
1
1
2
2
2
2
1
25
1
2
3
Э-9
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
30
2
2
4
Э-10
2
1
2
2
1
1
2
1
2
2
2
1
2
1
1
25
1
1
2
Базовый уровень %
80
90
Низкий уровень %
20
-
-
10
Таблица 8
Результаты исследования контрольного этапа в контрольном классе
Код ребёнка
Инструментальная готовность
Личностная готовность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Σ
1
16
17
Σ
2
К-1
2
2
2
2
1
2
1
2
2
2
2
1
2
1
2
26
1
2
3
К-2
2
1
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
1
27
1
1
2
К-3
1
0
1
1
1
2
0
1
1
1
1
0
1
1
1
13
1
1
2
К-4
1
2
1
1
2
1
1
2
1
0
1
1
1
2
1
14
1
1
2
К-5
2
0
1
2
1
2
1
1
2
1
2
1
2
1
1
20
1
1
2
К-6
2
2
1
2
1
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
26
2
2
4
Базовый уровень %
50
70
Низкий уровень %
50
-
-
30
Из данных проведённого исследования мы узнали, что в экспериментальной группе 80% учеников имеют базовый уровень инструментальной готовности. Это говорит о том, что у большинства детей сформированы предпосылки к успешному обучению и готовность включаться в образовательные ситуации, создаваемые учителем на уроке. Низкий уровеньсформированности умений инструментального компонента у двоих детей может свидетельствовать о незрелости ребенка или о наличии проблем в психическом развитии. А то, что личностная готовность у 9 детей из 10 находится на базовом уровне, говорит нам о сформированности у детей ценностного отношения к знанию (познанию) и учебной деятельности, о эмоционально-положительном отношении к школе.
Диаграмма 10. Результаты педагогической диагностики стартовой готовности контрольной и экспериментальной групп
В экспериментальной группе показатели и инструментальной и личностной готовности значительно выше чем, у учащихся контрольной группы. Это говорит нам об эффективности стартового образовательного модуля.
Сравнительный анализ результатов исследования экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах
Чтобы сделать вывод по исследованию, в экспериментальной группе после проведения адаптационных занятий, мы сравнили показатели констатирующего и контрольного этапов всех проведённых методик.
Диаграмма 11. Сравнительный анализ результатов исследования экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах
Из диаграммы мы видим, что после формирующего этапа все показатели улучшились. Таким образом, среди первоклассников экспериментальной группы, после проведения адаптационных занятий, количество учеников адаптированных к школьному обучению увеличилось до 80%. Количество учащихся, испытывавших трудности в адаптации к школьному обучению, гораздо снизилось. Это говорит об эффективности данной опытно-экспериментальной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог рассмотрения всех этих критериев, можно прийти к выводу, что динамика развития адаптации у младших школьников, в процессе проведения адаптационных занятий, а также при условии активного участия учителя (влияние школьной системы) и помощи родителей (семьи), способствует успешной адаптации ребенка к школе.
Организационно-педагогические мероприятия по работе с первоклассниками получили положительную оценку, как педагогов, так и самих детей, и могут быть использованы в дальнейшей деятельности классного руководителя школы.
Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение в ходе проведения эксперимента, где нами учитывались все вышеуказанные условия и положения.