Презентация включает в себя понятие толерантности, компоненты толерантности, как социальной нормы развития общества, методы,которые могут использовать педагоги в своей деятельности для развития толерантности учащихся игры, трудотерапия, создание ситуации успеха, личные положительные примеры , а также описание факторов, котрые сдерживают развитие толерантности (социально - политические, социально - психологические, психологические, социально - педагогические).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание толерантности »
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,плавать под водой , как рыбы, нам не хватает только одного:научиться жить на земле как люди.Б.Шоу
Воспитание
толерантности
Толерантность – tolerare (лат.) переносить, выдерживать, терпеть Английский яз.- устойчивость, выносливость, терпимость, допуск, допустимое отклонение.Французский яз.- уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.Китайский яз. – проявление великодушия в отношении к другому.Арабский яз.– снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим
В русском языке– способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их ошибкам и промахам, быть к ним терпимыми.
Толерантность-это уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность- это значит признавать то, что люди различаютсяпо внешнему виду, положению. интересам, поведению и ценностям и обладаютправомжить в мире, сохраняя свою индивидуальность
Толерантность– не пассивная, неестественная покорность мнениям, взглядам и действиям других, не покорное терпение, аактивная нравственная позиция ипсихологическая готовность ктерпимостиво имя позитивноговзаимодействияс людьми иной культурной , национальной , религиозной или социальной среды.
Воспитание в духе толерантности способствует:-формированию у школьников навыков независимого мышления,- критического осмысления различных жизненных ситуаций,-выработки суждений , основанных на моральных ценностях
Факторы, сдерживающие развитие толерантности
1.СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ
*отсутствие в обществе устоявшихся традиций свободы (не вседозволенности, а именно свободы , выражающейся в известной формуле «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого»);
* отсутствие плюрализма (привыкания к многообразию взглядов и поведения людей);
*неуважение прав другого человека
Факторы ,сдерживающие развитие толерантности
2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
Рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, особенно, среди молодежи
Наличие стереотипов в отношении представителей других культур
Факторы, сдерживающие развитие толерантности
3.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Эгоцентричные установки сознания (эгоцентризм – видение мира через призму только своих интересов. Для эгоцентриста свойственно определение своего образа жизни, своих взглядов как единственно верных , отсутствие желания понимать других людей, менять свои взгляды и убеждения.)
Неумение детей понять и принять другого человека
Факторы, сдерживающие развитие толерантности
4.СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:
Проявление нетерпимости к собственным детям;
Нежелание и неумение понять детские проблемы;
Негативный стиль
взаимоотношений с детьми;
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
Создание пространства прямого или опосредованного взаимодействия с иными по взглядам и поведению людьми
Работа на уроках
Психологический климат
Внеурочная работа
Учебный материал уроков истории, чтения и т.д.
Коллективная творческая деятельность
Встречи с представителями других культур, выявление и отказ от собственных стереотипов, организация групповой коммуникации, поиск сходства культур, а не различий, осмысление собственной позиции, основанной на уважении к людям иной национальности…
Компоненты толерантности как социальной нормы развитого гражданского общества
Социальная восприимчивость и интерес к особенностям друг друга;
Признание равенства с другим человеком;
Отказ от превосходства и насилия;
Признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций;
Отказ от преобладания какой – то одной точки зрения;
Готовность принять другого таким, каков он есть;
Проявление доверия, умение слушать и выслушивать другого;
Способность к эмпатии (сочувствию и сопереживанию);
Способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия;
Готовность к пониманию и практическому взаимодействию на основе согласия, но без ущемления как собственных интересов, так и интересов партнера, с правом отстаивать эти интересы.
Деятельность педагогаповоспитанию толерантности
Воспитать толерантность – это значит помочь учащимся понять культуру своего и других народов, сформировать позицию терпимости и доверия как основы взаимопонимания и мирного сосуществования людей разных национальностей
Методы, используемые в воспитании толерантности: * Игра * Труд * Драматизация * Поручения * Состязания * Совет, поддержка * Показ образцов, примеров * Создание ситуации успеха
Методы, стимулирующие самооценку, саморефлексию, самовоспитание * Поощрение * Замечание * Самоанализ * Контроль * Самоконтроль * Ситуация доверия * Ситуация критики и самокритики
Учитесь терпению при общении с людьми… Терпение – это практическое упражнение в честности, надежде, мудрости, любви. Жизнь предоставляет нам огромное количество возможностей научиться терпению - от ожидания опаздывающего на встречу человека до умения терпеливо прислушиваться к чувствам ребенка, даже когда вам не до него. С.Коуви