kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика девиантного поведения в студенческой среде (на примере Хоринского филиала ГБ ПОУ «Бурятский республиканский индустриальный техникум»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних существует комплекс проблем. Актуальным и тревожным остается рост семей и детей с девиантным поведением, ноходящихся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении. В решении проблемы наряду с профилактическими мероприятиями в масштабах государства по прежнему большое значение играет первичная профилактика, основной задачей которой является донесение информации о ПАВ. Основная задача профилактики заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с наркотиками, сколько в том, чтобы предупредить возникновение у подростка установки на наркотизацию - желания попробовать дурман.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика девиантного поведения в студенческой среде (на примере Хоринского филиала ГБ ПОУ «Бурятский республиканский индустриальный техникум»)»

Тема: Профилактика девиантного поведения в студенческой среде (на примере Хоринского филиала ГБ ПОУ «Бурятский республиканский индустриальный техникум»)





Автор: социальный педагог

Бухтиярова Оксана Михайловна





Актуальность темы. Характерной чертой российской социальной действительности последних десятилетий стало увеличение масштабов и форм разнообразных девиаций на всех уровнях: социально-институциональном, социально-психологическом, личностно-психологическом. Социальная фактография, подтверждающая этот тезис огромна. Это и девиации в сфере межполовых отношений, угрожающие репродуктивному здоровью нации, в том числе огромное (более 1 млн. в год) количество абортов. И количественный и качественный рост уровня душевого употребления алкоголя (является одним из самых высоких в мире), в том числе кратное увеличение масштабов подросткового и женского алкоголизма. И угрожающие масштабы наркопотребления. И один из самых высоких в мире уровень самоубийств среди подростков1.

Одной из самых тревожных и опасных проблем нашего времени является алкоголизация детской и молодежной среды. Неконтролируемые информационные потоки, алкогольные традиции ближайшего окружения – все это не может не оказывать влияния на формирование позитивного отношения детей и молодых людей к алкоголю2.

Спайс  - новый синтетический наркотик, уверенно занимающий одну из первых позиций среди веществ, употребление которых очень распространено среди подростков. Его доступность и относительно низкая стоимость с каждым днём всё увеличивают масштаб проблемы. Сейчас в крупных городах России и ближнего зарубежья практически нет молодежи, которая хотя бы раз не слышала о таком виде курительных смесей. И, к сожалению, наша страна занимает первое место по смертности среди подростков, ведь зачастую употребление наркотиков приводит к суицидальным попыткам. Курительные смеси, или спайсы, для России явление довольно новое (в отличие от европейских стран), однако уже ставшее серьезной проблемой, особенно среди молодежи в возрасте от 18 до 25 лет.  Легкодоступность и мнимая безвредность, а также отсутствие полноценной законодательной базы, препятствующей распространению, привели к тому, что в настоящее время формируется целый пласт зависимых, образуется новая форма наркомании3.

В России на фоне снижения на 36,6% за последние 5 лет числа  несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН,  в 1-ом полугодии 2015 года за совершение  правонарушений в органы внутренних дел доставлено более 175,6 тыс. подростков, к уголовной ответственности привлечено более 25 тыс. подростков, что на 9,9 % больше, чем в 1-ом полугодии 2014 года.

Сохраняется высокая противоправная и криминальная активность малолетних в возрасте до 14 лет, что может привести к росту и омоложению контингента несовершеннолетних преступников. Так, доля малолетних в общем числе подростков, состоящих на учете в ПДН, увеличилась с 22,6% в 2010 году до 23,8% в 2014 году.

Несмотря на снижение за последние 5 лет на 11,8% количества преступлений несовершеннолетних и сокращение на 10,4% числа судимых подростков, возросла доля осужденных в возрасте 14-15 лет, в том числе за изнасилование (с 21,9% до 26,9%); грабеж (с 33,1% до 34,6%); разбой (с 24,9% до 29,4%).

К тому же в 2014 году в России 4 446 подростков имели на момент совершения преступления неснятые и непогашенные судимости, 831 из них ранее осуждены к реальному лишению свободы, что свидетельствует о серьезных недостатках профилактики повторных преступлений среди несовершеннолетних.  

Согласно представленной информации МВД России за 8 месяцев 2015 г. несовершеннолетними или при их соучастии совершено 39 774 преступлений, что на 5,6 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года4.

Криминогенная обстановка с преступностью несовершеннолетних в Республике Бурятия на протяжении ряда лет продолжает оставаться напряженной. В производстве следственного управления в текущем году находилось 518 уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и при их участии. Большую часть этих дел составляют преступления против собственности. Из них подавляющее большинство - кражи с проникновением в жилище. Практически всегда это групповые преступления. Дела становятся многоэпизодными, объемными, потому что группы создаются несовершеннолетними спонтанно, их состав постоянно меняется, точно также как и районы республики, в которых совершаются преступления5.

Степень научной разработанности проблемы. Ряд ученых занимались изучением причин девиантного поведения, а также предлагали свои определения «девиантному поведению», такие как: Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю.6, Шипунова Т.В.7, Кокоренко В.Л., Кучукова Н.Ю., Маргошина И.Ю.8

Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношении, посвящены работы В.Г. Бочаровой9, Ю.Р. Вишневского10, А.Н. Елизарова11 и др.

Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить что, несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема подростковых девиаций в условиях рыночной экономики требует дальнейшего изучения.

В Хоринском филиале ГБ ПОУ «Бурятский республиканский индустриальный техникум» подростки имеют возможность получить общее среднее и профессиональное образование, а социально психологическая служба способствует их социализации в обществе.

Согласно данным социального паспорта техникума за 2014-2015 учебный год, самую большую часть обучающихся, требующих социальной защиты составляют подростки из малобеспеченных, многодетных и неполных семей, часть студентов филиала относятся к категории социально – незащищенных. Это, прежде всего студенты из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей - 15 человек. В минувшем году обучалось в филиале техникума студентов из неполных, 29%, многодетных семей, 22%. В тяжелом положении сегодня находятся студенческие семьи и студенты, имеющие детей, студенты, родители которых имеют доход меньше прожитого минимума 60%, это связано с тем, что 46% родителей являются безработными. Определенное беспокойство вызывают студенты с ослабленным здоровьем: 12 % имеют хронические заболевания.

Результаты социального паспорта являются достаточно информативными для педагогов, администрации филиала. В техникуме проводится большая работа по обеспечению обучающихся из малообеспеченных семей социальной стипендией, бесплатным горячим питанием один раз в день для всех студентов и для проживающих в общежитии трехразовым бесплатным питанием. Одним из основных условий обеспечения равноправного доступа студентов из различных социальных групп, получению качественного образования и успешной социализации в обществе является система социальной поддержки и совершенствования методов в работе с такой категорией студентов.

Если сравним социальный паспорт за 2012-2013, 2013-2014 учебный год и настоящий период, то увидим: возросло количество многодетных семей в 2 раза, неполных семей в 1,5 раза, малообеспеченных семей. Возрастает количество безработных родителей. Не радует так же образование родителей - большинство имеют среднее образование, а в прошлом учебном году цифра была намного меньше.

Социальная профилактика (предупреждение, превенция) – деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и «групп риска»; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Под профилактикой девиантного поведения подростков в социальной работе понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

- предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; - содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала12

В настоящее время в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних существует комплекс проблем. Актуальным и тревожным остается рост семей и детей с девиантным поведением, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.13

В Хоринском филиале ГБ ПОУ «Бурятский республиканский индустриальный техникум» осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Ведётся учет пропущенных занятий, работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающих обучающихся, деятельность по выявлению необучающихся детей. В согласии с Законом РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” в филиале БРИТ сформирован Совет по профилактике правонарушений. Совет по профилактике создается по заведующего филиалом. План работы утверждается на учебный год. Совет по профилактике правонарушений организует и проводит работу с обучающимися и их родителями.

На административно-педагогической комиссии ведется работа:

  1. По предупреждению социально-негативных явлений.

  2. По предупреждению административных и уголовных преступлений.

  3. По ознакомлению учащихся со статьями 20.20 и 20.21 (распитие спиртных напитков и нахождение в нетрезвом виде в общественных местах) КоАП РФ по РБ, 228 ч.1 и 2 КоАП РФ по РБ и УК., 6.9 КоАП РФ по РБ.

  4. По ознакомлению с законом Республики Бурятия №118 IV о нарушении комендантского часа.

  5. По предотвращению нарушений устава техникума и правил проживания в общежитии.

  6. По факту открытого хищения чужого имущества (ст. 158 ч. 1 и 2 УК РФ).

  7. Все разбиравшиеся обучающиеся поставлены на внутритехникумовский учёт и на учёт в АПК.

  8. По контролю учащихся, поставленных на учёты в КДН, ПДН .

  9. По активному взаимодействию с сотрудниками ПДН, КДН и др.службами профилактики.

В течение всего учебного года ведется следующая работа:

Приоритеты:

  • создание необходимых условий для успешного обучения и воспитания обучающихся;

  • охранно-защитная деятельность;

  • предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения обучающихся, негативного воспитания;

  • пропаганда ЗОЖ;

  • организация обучения волонтеров.

С обучающимися «группы риска» проводится следующая работа: еженедельные индивидуальные беседы о профилактике пропусков занятий, о нарушении Устава ГБ ПОУ БРИТ, правил проживания в общежитии и др. Совместные рейды инспектора ПДН, социального педагога и мастеров производственного обучения с целью обследования жилищно – бытовых условий, занятость обучающихся во внеурочное и каникулярное время. Совместно с инспектором ПДН как индивидуально, так и с группой проводились беседы по следующим темам: «Права и обязанности обучающихся», «Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах», «Права ребенка», «Жизнь без вредных привычек», «Толерантность в отношениях между людьми» и т.д. Инспектором ГИБДД проведены беседы о правилах поведения на дорогах .

В рамках проведения правовой недели совместно со специалистами КДНиЗП, ПДН МО МВД «Хориснкий», УИИ, органами опеки и попечительства проводятся беседы в филиале, общежитии. Совместно со специалистами ПДН беседы на тему «Профилактика пьянства, табакокурения и наркомании». Волонтерское движение филиала принимает участие в районных акциях «Меняем сигарету на конфету», районное мероприятие «Мы выбираем жизнь» посвященное Дню борьбы со СПИДом и т.д. Мед.работниками районной больницы проводятся беседы с просмотром видеофильмов: «Наркомания и последствия», «Алкоголь, табакокурение», «Осторожно СПИД», «Венерические заболевания» и т.д.

В филиале техникума совместно с отделом молодежи по Хоринскому району, проводятся семинары для обучающихся и педагогов, направленные на пропаганду ЗОЖ, профилактику табакокурения, алкоголизма; антикриминальное просвещение и воспитание правопослушных граждан; возрождение общечеловеческих ценностей.

Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия включает в себя тесное сотрудничество всех специалистов органов системы профилактики в работе с семьей. Прежде всего, через социальный патронаж семей, в ходе которого семье оказывается информационная, психологическая, социальная, организационная, моральная и материальная помощь в решении конкретных проблем.

Задачей нашего исследования было проведение анкетирования среди обучающихся Хоринского филиала ГБ ПОУ «Бурятский республиканский индустриальный техникум» с целью выявления их отношения к ПАВ. Всего было опрошено 54 человека (24 — девушки и 30 — юношей), обучающихся по профессиям «Повар, кондитер», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Мастер столярно-плотничных работ» в возрасте от 15 до 22 лет.

Как показал анализ ответов опрошенных, студенты знают, что такое наркомания, алкоголизм (89%), знают о пагубном воздействии наркотиков и алкоголя на здоровье человека (91%). На вопрос предлагали ли тебе когда-нибудь наркотиков? Дали ответ «нет» 89%, пробовали наркотические вещества - 1%. Самым распространенными мотивами употребления наркотиков по мнению наших респондентов является любопытство (41%), безделье (37%), желание ощущать необычные ощущения (31%).

Наше исследование показало, что 24% студентов курят, 20% курят изредка. Начали курить до 7 лет – 4%, 8-10 лет – 4%; 11-12 лет – 5%; 13-15 лет – 17%; 16-17 лет – 15%. Пытались бросить курить 41%. Курят родители 67%. Самым распространенными мотивами курения по мнению наших респондентов является за компанию (59%), баловство (57%), хочется быть взрослым (44%), от нечего делать и любопытство (42%). По результатам анкетирования подростки больше доверяют и прислушиваются в вопросах употребления, наркотиков, алкоголя и курения к словам: родственников (59%); врачей-наркологов (35%). На вопрос, как действует информация о наркотиках, алкоголе и курении, которую ты получаешь из бесед в техникуме, телепередач, публикаций в газетах, ответы распределились следующим образом: вызывает негативное отношение к употреблению (54%); вызывает желание попробовать (1%); не влияет на отношение к употреблению (20%); затрудняются с ответом (24%).

В решении проблемы наряду с профилактическими мероприятиями в масштабах государства по прежнему большое значение играет первичная профилактика, основной задачей которой является донесение информации о ПАВ, их пагубном и деструктивном влиянии на здоровье человека, его личностное и социальное становление.

Среди всего многообразия рычагов воздействия, изучение которых не входит в задачу нашего исследования, важное место по-прежнему занимает формирование ценностной ориентации, культурных норм поведения, направленных на отказ от употребления ПАВ. Основополагающую роль в этом процессе должно играть учебное заведение. На вопрос От кого, Вы хотели бы получать информацию в первую очередь ответы распределились следующим образом: от родителей (39%), в техникуме (28%), затрудняются с ответом (28%). Следовательно, профилактическую работу по употреблению ПАВ в виде бесед, круглых столов, родительских собраний и т.д. необходимо проводить с родителями.

Полученные результаты в ходе анализа анкет почти полностью совпадают с результатами опроса в 2013-2014 учебном году. В ходе исследования в 2013-2014 учебном году, установлено, что юноши и девушки никогда не пробовавшие наркотических препаратов составляют 100% от общего числа опрошенных. Среди опрошенных респондентов 38% курят, курят изредка 7%. По данным исследований за два учебных года цифры заметно уменьшились.

Основная задача профилактики заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с наркотиками, сколько в том, чтобы предупредить возникновение у подростка установки на наркотизацию - желания попробовать дурман.

По-прежнему остается ряд проблем, которые возникают в процессе работы:

  • проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением

  • проблемы, связанные с неблагополучием семьи

  • проблемы детей, которые не находят себе места в нормальном социуме, дезадаптированные по отношению к нормам социальной жизни и к жизни в коллективе; это как правило, дети, имеющие криминальный контакт;

  • проблемы тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность и \ или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей.




Список использованной литературы

  1. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова . – М. : SvR-Аргус, 1994 . - 207 с.

  2. Вишневский Ю.Р. Социология молодежи : учеб. для студентов вузов - Организация работы с молодежью / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко ; Урал. гос. техн. ун-т - УПИ .- Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2006. – 289с.

  3. Воронцова И.П., Дубровская Т.А., Заостровцева М.Н. Особенности проявления девиантного и делинквентного повеления современных подростков/ Под ред. проф. Т.А. Дубровской. Монография. – Таганрог: Российский государственный социальный университет, 2008. – С. 74.

  4. Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм (концепции и исследования)/ Т. А. Хагуров, М. Е. Позднякова, В.Н.Ракачев, Л. Н. Рыбакова, Т.В.Чекинева, А.П.Резник, С.Ю.Любин, Е. А. Войнова, Н.В.Мелешко, Н. Е. Хагурова / – М.: Институт социологии РАН. 2014. – 200 с.

  5. Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие - М.: «Ось-89», 2003. - 336 с.
  6. Информационно-методологический журнал для тех, кто работает с молодежью: Инспектор по делам несовершеннолетних/ профилактика детского неблагополучия. № 1 (72), январь 2013г. М: - 48с.

  7. Информационно-методологический журнал для тех, кто работает с молодежью: Инспектор по делам несовершеннолетних/ профилактика детского неблагополучия. № 7 (89), июль 2014. М: - 48с.

  8. Информационно-методологический журнал для тех, кто работает с молодежью: Инспектор по делам несовершеннолетних/ профилактика детского неблагополучия. № 11 (93), ноябрь 2014г. М: - 48с.

  9. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. – М.: Владос., 2010. - 288с.

  10. Кокоренко В.Л., Кучукова Н.Ю., Маргошина И.Ю. Социальная работа с детьми и подростками. - М.: Академия, 2011. - 256 с.

  11. Следственный комитет Российской Федерации по Республике Бурятия [Электронный ресурс]: Информация об итогах работы следственного управления в 1 полугодии 2015 года. – URL: buryatia.sledcom.ru/ (дата обращения 26.11.2015г.)

  12. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка [Электронный ресурс]: Павел Астахов выступил на заседании Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, 2015-10-14 – URL: http://www.rfdeti.ru/ (дата обращения 21.11.2015г.)

  13. Шипунова Т.В. Технология социальной работы с лицами девиантного поведения. – М.: Академия, 2011. – 240с.


1 Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм (концепции и исследования)/ Т. А. Хагуров, М. Е. Позднякова, В.Н.Ракачев, Л. Н. Рыбакова, Т.В.Чекинева, А.П.Резник, С.Ю.Любин, Е. А. Войнова, Н.В.Мелешко, Н. Е. Хагурова / – М.: Институт социологии РАН. 2014. С.4

2 Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. - М.: Владос, 2010. С.5

3 Как определить употребление спайсов подростками [Электронный ресурс]: Петербургский нарколог – URL: http://www.spbnarcolog.ru/novosty-mediciny.html (дата обращения 21.11.2015г.)

4 Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка [Электронный ресурс]: Павел Астахов выступил на заседании Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, 2015-10-14 – URL: http://www.rfdeti.ru/ (дата обращения 21.11.2015г.)

5 Следственный комитет Российской Федерации по Республике Бурятия [Электронный ресурс]: Информация об итогах работы следственного управления в 1 полугодии 2015 года. – URL: buryatia.sledcom.ru/ (дата обращения 26.11.2015г.)

6 Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. – М.: Владос., 2010. - 288с.

7 Шипунова Т.В. Технология социальной работы с лицами девиантного поведения. – М.: Академия, 2011. – 240с.

8 Кокоренко В.Л., Кучукова Н.Ю., Маргошина И.Ю. Социальная работа с детьми и подростками. – М.: Академия, 2011. – 256с.

9 Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова . – М. : SvR-Аргус, 1994 . - 207 с.

10 Вишневский Ю.Р. Социология молодежи : учеб. для студентов вузов - Организация работы с молодежью / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко ; Урал. гос. техн. ун-т - УПИ .- Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2006. – 289с.

11 Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие - М.: «Ось-89», 2003. - 336 с.


12 Воронцова И.П., Дубровская Т.А., Заостровцева М.Н. Особенности проявления девиантного и делинквентного повеления современных подростков/ Под ред. проф. Т.А. Дубровской. Монография. – Таганрог: Российский государственный социальный университет, 2008. – С. 74.

13 Информационно-методологический журнал для тех, кто работает с молодежью: Инспектор по делам несовершеннолетних/ профилактика детского неблагополучия. № 11 (93), ноябрь 2014г. М: - с.16


4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Бухтиярова Оксана Михайловна

Дата: 13.01.2016

Номер свидетельства: 276013


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства