kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профессиональная ориентация обучающихся как педагогическая проблема

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы классного руководителя по профессиональной ориентации обучающихся: подготовка обучающегося к осознанному выбору профессии, удовлетворяющему личные интересы, общественные потребности и запросы рынка труда

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная ориентация обучающихся как педагогическая проблема»

«Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на уровень выше…. Ведь то, чего мы не знаем гораздо интереснее того, что мы знаем»  /Альберт Эйнштейн/ Профессиональная  ориентация обучающихся  как педагогическая проблема Коркина Наталья Юрьевна учитель математики и информатики классный руководитель 7 класса МБОУ «Селезянская СОШ»

«Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на уровень выше…. Ведь то, чего мы не знаем гораздо интереснее того, что мы знаем»

/Альберт Эйнштейн/

Профессиональная ориентация обучающихся как педагогическая проблема

Коркина Наталья Юрьевна

учитель математики и информатики классный руководитель 7 класса

МБОУ «Селезянская СОШ»

Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Глава 7, статья 66.   2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучаю-щегося  (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение  основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социаль-ному самоопределению ).

Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Глава 7, статья 66.

  2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучаю-щегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социаль-ному самоопределению ).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  (ФГОС ООО) устанавливает требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, … способность ставить цели и строить жизненные планы .  Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования  определяет общее содержание основного общего образования и включает …программу воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация , формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) устанавливает требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, … способность ставить цели и строить жизненные планы .

Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования определяет общее содержание основного общего образования и включает …программу воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация , формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Требования рынка труда со всей очевидностью ставят перед региональной системой образо-вания новые стратегические задачи в области подготовки высококва-лифицированных кадров для региональной экономики. Вполне очевидно, что процесс  под-готовки таких кадров имеет пролонгированный характер и должен начинаться еще в общеобразовательной организации .

Требования рынка труда со всей очевидностью ставят перед региональной системой образо-вания новые стратегические задачи в области подготовки высококва-лифицированных кадров для региональной экономики. Вполне очевидно, что процесс под-готовки таких кадров имеет пролонгированный характер и должен начинаться еще в общеобразовательной организации .

Центр социально-профессионального самоопределения молодежи Института содержания и методов обучения Российской Академии Образования 67%  обучающихся выпускных классов не имеют представлений ни о содержании дальнейшего образования, ни о предстоящей работе. 27% считают, что об их дальнейшей трудовой и жизненной карьере должны позаботиться родители. 4% высказывают предположение, что в решении этих важных вопросов им может помочь школа.

Центр социально-профессионального самоопределения молодежи Института содержания и методов обучения Российской Академии Образования

67% обучающихся выпускных классов не имеют представлений ни о содержании дальнейшего образования, ни о предстоящей работе.

27% считают, что об их дальнейшей трудовой и жизненной карьере должны позаботиться родители.

4% высказывают предположение, что в решении этих важных вопросов им может помочь школа.

Цель работы классного руководителя по профессиональной ориентации обучающихся : подготовка обучающегося к осознанному выбору профессии, удовлетворяющему личные интересы, общественные потребности и запросы рынка труда. Поставленной цели соответствует ряд задач: формирование у обучающегося ценностного отношения к труду, его роли в жизни человека и общества; развитие у обучающегося личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; выявление у обучающегося  склонностей, интересов в различ-  ных сферах познавательной и про-  фессиональной деятельности; формирование у обучающегося  потребности в профессио-  нальном самоопределении и  выборе сферы будущей про-  фессиональной деятельности.

Цель работы классного руководителя по профессиональной ориентации обучающихся : подготовка обучающегося к осознанному выбору профессии, удовлетворяющему личные интересы, общественные потребности и запросы рынка труда.

Поставленной цели соответствует ряд задач:

  • формирование у обучающегося ценностного отношения к труду, его роли в жизни человека и общества;
  • развитие у обучающегося личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
  • выявление у обучающегося

склонностей, интересов в различ-

ных сферах познавательной и про-

фессиональной деятельности;

  • формирование у обучающегося

потребности в профессио-

нальном самоопределении и

выборе сферы будущей про-

фессиональной деятельности.

Вопросы для обучающихся:

Вопросы для обучающихся:

  • Какое образование в школе ты планируешь получить основное (9 классов), среднее (11 классов) или еще не решил?
  • Кем ты хочешь стать в будущем?
  • Знаешь ли ты, где для этого нужно учиться?
  • Почему ты выбрал эту профессию?
  • Знания по каким предметам необходимы для твоей будущей профессии?
  • Где и что вы читали о выбранной профессии?
  • Какие профессии нашего села ты знаешь?
Анкета для родителей: 1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе. 2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках. 3. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю. 4. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь). 5. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.       6. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома 7. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы рассказывать о ней своему ребенку. 8. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно. 9. Мне кажется, что заставлять ребенка участвовать в работе по дому не нужно, еще успеет в жизни наработаться

Анкета для родителей:

1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.

2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.

3. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.

4. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).

5. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.      

6. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома

7. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы рассказывать о ней своему ребенку.

8. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.

9. Мне кажется, что заставлять ребенка участвовать в работе по дому не нужно, еще успеет в жизни наработаться

Программа классного руководителя по профориентационной работе № Содержание деятельности Организационная работа в классе 1 Оформление классного стенда по профориентации 2  «Профессии моего села» (5 класс) Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными интересами. Работа с педагогическими кадрами «В мире профессий» (6 класс) 3 «Профессии будущего» (7 класс) Консультации для педагогов по результатам изучения личности обучающегося. Привлечение педагога психолога и социального педагога к проведению анкетирования педагогов-предметников, обучающихся и их родителей. «Я б в … пошел, пусть меня научат» (8 класс) «Моя будущая профессия» (9 класс)

Программа классного руководителя

по профориентационной работе

Содержание деятельности

Организационная работа в классе

1

Оформление классного стенда по профориентации

2

«Профессии моего села» (5 класс)

Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными интересами.

Работа с педагогическими кадрами

«В мире профессий» (6 класс)

3

«Профессии будущего» (7 класс)

Консультации для педагогов по результатам изучения личности обучающегося.

Привлечение педагога психолога и социального педагога к проведению анкетирования педагогов-предметников, обучающихся и их родителей.

«Я б в … пошел, пусть меня научат» (8 класс)

«Моя будущая профессия» (9 класс)

Программа классного руководителя по профориентационной работе № Содержание деятельности Работа с родителями 4 Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий обучающихся. 5 Проведение индивидуальных бесед с родителями по вопросам профориентации 6 Родительское  собрание по теме: «Я и моя семья» (5 класс). «Учебный труд подростка. Помощь родителей в учении шестиклассникам » (6 класс). «Переходный возраст: 5 советов родителям» .(7 класс)

Программа классного руководителя

по профориентационной работе

Содержание деятельности

Работа с родителями

4

Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий обучающихся.

5

Проведение индивидуальных бесед с родителями по вопросам профориентации

6

Родительское  собрание по теме:

«Я и моя семья» (5 класс).

«Учебный труд подростка. Помощь родителей в учении шестиклассникам » (6 класс).

«Переходный возраст: 5 советов родителям» .(7 класс)

Программа классного руководителя по профориентационной работе № Содержание деятельности Работа с обучающимися 7 Организация внеурочной деятельности. Помощь в выборе направлений. 8 9 Привлечение обучающихся к оформлению уголка по профориентации Проведение классных часов 10 «Мир профессий» (5 класс) , «Интересы и склонности в выборе профессии» (6 класс), «Угадай профессию» (7 класс) Организация и проведение экскурсий: «А знаете ли вы свои способности?» (8 класс) на предприятия села (5 класс); на предприятия района (6 класс); «Основы профессионального самоопределения» (9 класс) на предприятия области (7 класс); в учреждения среднего и высшего профессионального образования (8-9 классы)

Программа классного руководителя

по профориентационной работе

Содержание деятельности

Работа с обучающимися

7

Организация внеурочной деятельности. Помощь в выборе направлений.

8

9

Привлечение обучающихся к оформлению уголка по профориентации

Проведение классных часов

10

«Мир профессий» (5 класс) , «Интересы и склонности в выборе профессии» (6 класс), «Угадай профессию» (7 класс)

Организация и проведение экскурсий:

«А знаете ли вы свои способности?» (8 класс)

на предприятия села (5 класс); на предприятия района (6 класс);

«Основы профессионального самоопределения» (9 класс)

на предприятия области (7 класс); в учреждения среднего и высшего профессионального образования (8-9 классы)

Программа классного руководителя по профориентационной работе № Содержание деятельности Работа с обучающимися 11  Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся, Работа социумом выявление направленности познавательных интересов с использованием различных методик соответственно возрастным особенностям.  Создание карты интересов 12 Проведение школьного теста умственного развития школьников (6 и 9 классы) Привлечение организаций к профориентационной работе в классе 13 Подведение итогов по профориентационной работе в классе за прошедший учебный год.

Программа классного руководителя

по профориентационной работе

Содержание деятельности

Работа с обучающимися

11

Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся,

Работа социумом

выявление направленности познавательных интересов с использованием различных методик соответственно возрастным особенностям. Создание карты интересов

12

Проведение школьного теста умственного развития школьников (6 и 9 классы)

Привлечение организаций к профориентационной работе в классе

13

Подведение итогов по профориентационной работе в классе за прошедший учебный год.

Анкетирование пятиклассников в конце учебного года: Посещение какого предприятия села тебе понравилось больше всего? Поделился ли ты с родителями своими впечатлениями? О каких новых для себя профессиях ты узнал в этом учебном году? О каких профессиях ты  хотел бы узнать больше? Как ты думаешь, нужно ли  в школе знакомить обуча-  ющихся с различными  профессиями? Почему?

Анкетирование пятиклассников

в конце учебного года:

  • Посещение какого предприятия села тебе понравилось больше всего?
  • Поделился ли ты с родителями своими впечатлениями?
  • О каких новых для себя профессиях ты узнал в этом учебном году?
  • О каких профессиях ты

хотел бы узнать больше?

  • Как ты думаешь, нужно ли

в школе знакомить обуча-

ющихся с различными

профессиями? Почему?

Обучающиеся посетили следующие предприятия, расположенные в селе Селезян:

Обучающиеся посетили следующие предприятия, расположенные в селе Селезян:

  • ООО «ИМПУЛЬС», занимается производ-ством гофрированного картона, бумажной и картонной тары, познакомились с профессией фасовщицы, упаковщика, экспедитора;
  • Пожарная часть, познакомились с профес-сией пожарного;
  • Филиал ООО ПП ЗИМ, занимается производ-ством ножей на отвалы для дорожно-строительной техники, познакомились с профессией токаря, фрезеровщика, бухгалтера;
Обучающиеся посетили предприятия, расположенные в селе Селезян:

Обучающиеся посетили предприятия,

расположенные в селе Селезян:

  • Селезянская Павленковская модельная сельская библиотека, познакомились с профессией библиотекаря, узнали, где ее можно приобрести, познакомились с профессией режиссера, кинооператора;
  • Фельдшерско-акушерский пункт, познакомились с профессией медсестры, врача общей практики, физиотерапевта
Итоги 2015-2016 учебного года

Итоги 2015-2016 учебного года

  • Участвовали в уборочной кампании, помогали индивидуальным предпринимателям.
  • Оформили уголок «Профессии моего села».
  • Провели родительское собрание с детьми « Я и моя семья », классный час « Мир профессий ».
  • Участвовали в общешкольной конференции, где защищали проекты по внеурочной деятельности. Примеры тем проектов « Математика в профессии моих родителей », « Необходимые факторы для поднятия уровня жизни в селе Селезян », « Село Селезян и его предприятия », « Развитие спорта в селе Селезян »
Схема карты-характеристики обучающегося

Схема карты-характеристики обучающегося

  • Описание семьи учащегося (занятие и образование родителей, материальная обеспеченность, отношение родителей к ребенку, отношение их к школе).
  • Состояние здоровья (данные медицинского обследования и заключение школьного врача о противопоказаниях к тем или иным профессиям).
  • Успеваемость (успехи по отдельным предметам отношение к школе).
  • Интересы (к школьным предметам и внешкольным занятиям, к профессиям, к формам проведения досуга).
  • Отношения с коллективом (место в коллективе, участие в делах коллектива, притязания на роль в коллективе).
  • Умения и навыки трудовой деятельности.
  • Психологические качества личности ученика (мышление, внимание, память, воображение и другие).
  • Уровень развития речи (запас слов, точность, образность и т. п.).
  • Эмоциональное развитие.
  • Типичные моральные качества.
  • Способности (общие и по отдельным предметам).
  • Отношение к физическому и умственному труду.
Итоги 2016-2017 учебного года Выполняли проекты на тему «Новая для меня профессия», в которых освещались следующие вопросы:

Итоги 2016-2017 учебного года

Выполняли проекты на тему «Новая для меня профессия», в которых освещались следующие вопросы:

  • что нужно знать и уметь специалисту этой профессии;
  • общая характеристика профессии (ее специфика, значение, распространенность, современное положение и перспектива развития);
  • выпускаемый продукт труда;
  • степень механизации;
  • гигиенические условия труда;
  • психофизиологические требования к специалистам;
  • материально-экономические условия труда;
  • возможности повышения квалификации и творческого роста
2017-2018 учебный год

2017-2018 учебный год

личностные характеристики ( склонности, способности, наличие профессионально важных качеств, уровень самооценки и др. ),  экономическая целесообразность выбора ( востребованность профессии на рынке труда в настоящее время и в перспективе, уровень заработной платы, возможность трудоустройства и т.д. ),  сформулировать профессионально обусловленные цели получения образования  разработать индивидуальную образовательную траекторию, способствующую достижению поставленных целей и задач

личностные характеристики

( склонности, способности, наличие профессионально важных качеств, уровень самооценки и др. ),

экономическая целесообразность выбора

( востребованность профессии на рынке труда в настоящее время и в перспективе, уровень заработной платы, возможность трудоустройства и т.д. ),

сформулировать профессионально обусловленные цели получения образования

разработать индивидуальную образовательную траекторию, способствующую достижению поставленных целей и задач

Профессиональная  ориентация обучающихся  как педагогическая проблема Коркина Наталья Юрьевна учитель математики и информатики классный руководитель 7 класса МБОУ «Селезянская СОШ»

Профессиональная ориентация обучающихся как педагогическая проблема

Коркина Наталья Юрьевна

учитель математики и информатики классный руководитель 7 класса

МБОУ «Селезянская СОШ»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профессиональная ориентация обучающихся как педагогическая проблема

Автор: Коркина Наталья Юрьевна

Дата: 07.04.2019

Номер свидетельства: 506363

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Методическая статья Метод проектов как средство реализации профессиональной ориентации школьников "
    ["seo_title"] => string(111) "mietodichieskaia-stat-ia-mietod-proiektov-kak-sriedstvo-riealizatsii-profiessional-noi-oriientatsii-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "189572"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426955629"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "«Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников»"
    ["seo_title"] => string(102) "psikhologhopiedaghoghichieskoiesoprovozhdieniieprofiessionalnoghosamoopriedielieniiastarshieklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "310380"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459006920"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(124) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-mladshikh-shkol-nikov-soghlasno-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "139575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758342"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА"
    ["seo_title"] => string(122) "razvitiie-profiessional-nogo-samosoznaniia-sovriemiennogo-piedagoga-i-opriedielieniie-putiei-iego-profiessional-nogo-rosta"
    ["file_id"] => string(6) "254546"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447776540"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Профессиональное образование и социальная адаптация обучающихся  с нарушенным слухом "
    ["seo_title"] => string(100) "profiessional-noie-obrazovaniie-i-sotsial-naia-adaptatsiia-obuchaiushchikhsia-s-narushiennym-slukhom"
    ["file_id"] => string(6) "199756"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428645422"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства