Просмотр содержимого документа
«Проблемы адаптации молодых педагогов в школе»
Профессиональная адаптация, повышение профессиональной компетентности молодого педагога(в рамках «Декады молодых специалистов»).
Светлана Владимировна Юрченко
педагог-психолог МБОУ СОШ №3
2025 год
Молодые педагоги нуждаются в профессионально-психологической помощи в период адаптации к образовательной организации
В учебные заведения приходят не специалисты, а бакалавры, хуже подготовленные к педагогической деятельности
Разочарованию в выбранной профессии способствует отсутствие должной поддержки со стороны администрации образовательных организаций и коллег
Возникает несогласованность между растущей потребностью образования в новых кадрах , их наличием и постоянной потребностью в переучивании выпускников педвузов на другие специальности в связи с поиском места работы с более достойными условиями.
Цели и задачи адаптации:
Трудности личностной и профессиональной адаптация начинающего педагога:
сложности в вопросах дисциплины и порядка на уроке ;
владение методикой преподаваемого предмета ;
слабое представление об оформлении документации;
неумение правильно рассчитать время на уроке , логически выстроить его этапы;
затруднения при объяснении нового материала;
отсутствие владения приемами дифференцированного подхода к студентам;
большая загруженность мешает заниматься самосовершенствованием, что приводит к нехватке профессиональной информации;
трудности в организации воспитательной работы и классного руководства
трудности в организации работы с родителями
В ходе интернет-опроса молодые обозначили следующие проблемы:
низкий уровень составления календарно-тематического планирования,
недостаточные навыки анализа урока,
слабый уровень речевого профессионального общения у молодых специалистов (отметили методисты),
Самая большая сложность - отсутствие мотивации к учению у студентов, неумение педагогов создавать ее.
Профессиональное становление педагога –это не кратковременный акт, а длительный, динамичный, многоуровневый процесс
Личностно-профессиональное развитие педагога -
Самоопределение – Саморазвитие- Самоактуализация
Осваивая профессию, молодой педагог проходит путь профессионального самоопределения.
Цель самоопределения - постепенное формирование у личности внутренней готовности к осознанному самостоятельному построению, корректировке и реализации своего развития , самостоятельному поиску личностно значимых смыслов конкретной профессиональной деятельности
Условие личностно-профессионального развития педагога – субъектность процесса
Актуальными в методической работе с молодыми кадрами становятся:
создание условий для адаптации и
закрепления молодых специалистов в образовательном учреждении
создание условий для личностно-профессионального развития молодого педагога
развитие перспектив профессионального роста педагогов
Начиная профессиональную деятельность в образовательном учреждении, молодой педагог должен свободно владеть:
педагогическими технологиями такого типа, как диагностика, целеполагание, прогнозирование;
методами и средствами педагогического воздействия и взаимодействия;
навыками организации различных видов деятельности учащихся;
умением связывать личностный и дифференцированный, индивидуальный подходы в образовательном процессе;
преодолевать трудности в общении с обучающимися, родителями, коллегами, администрацией.
Формы работы с молодыми педагогами ( по итогам устного опроса руководителей и методистов муниципальных методических служб )
Школы молодого педагога
Наставничество
РМО, ШМО, творческие группы
Научно-практические конференции
Фестиваль «Моя инициатива в образовании». Презентации наработанных разработок уроков по номинациям «Мои первые уроки»
Психологическая помощь молодому педагогу, «Школа молодого психолога»
Лаборатория молодых специалистов«Центр поддержки молодых специалистов»
Муниципальная программа научно-методического сопровождения молодых специалистов
Союз молодых педагогов
Индивидуальная работа, консультации
Фестиваль «Первый дебют»
Семинары-практикумы
«Круглый стол»
Педагогический совет
Педагогические конференции «День молодого педагога»
Обзоры педагогической литературы
Какова роль наставничества в становлении молодого педагога?
платформа наставничества
«администрация - педагогический коллектив — наставник - методическая служба- методическое объединение »