Просмотр содержимого документа
«Особенности программированного обучения»
Программированное обучение — метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером в 1954 г. и получивший развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных.
В разработке отдельных положений концепции участвовали Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, В. И. Чепелев и другие. В то же время считается, что элементы программированного обучения встречались уже в древние времена. Их использовали Сократ и Платон, их обнаруживают в работах И. Ф. Гербарта и даже Дж. Дьюи. В СССР элементы программированного обучения можно обнаружить, например, в работе Центрального института труда
В своей основе программированное обучение подразумевает работу учащихся по некой программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы.
Алгоритмы программированного обучения —
прямолинейная,
разветвлённая,
смешанная
другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов.
Скиннер, разработав собственную концепцию программированного обучения, заложил в неё следующие принципы:
малых шагов
низкого уровня трудности порций
открытых вопросов
немедленного подтверждения правильности ответа
индивидуализации темпа учения
дифференцированного закрепления знаний
единообразного хода инструментального учения
Б. Ф. Скиннер
Разветвлённый алгоритм(алгоритм Кроудера)
Основным отличием подхода, разработанного Норманом Кроудером в 1960 году, является введение индивидуальных путей прохождения по учебному материалу. Путь для каждого учащегося определяет сама программа в процессе обучения, основываясь на ответах учащихся. Н. А. Кроудер заложил следующие принципы в свою концепцию:
сложность порций поверхностного уровня и их упрощение при углублении
использование закрытых вопросов
наличие разъяснений по каждому варианту ответа
дифференцированный ход инструментального учения
Норман Аллисон
Кроудер
Адаптивный алгоритм
Обучающая программа поддерживает оптимальный уровень трудности изучаемого материала индивидуально для каждого обучаемого, тем самым автоматически адаптируясь к человеку. Идеи адаптивного программированного обучения были заложены Гордоном Паском в 1950-х годах.
Комбинированный алгоритм
включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного алгаритмов.
Преимущества программированного обучения
Примененение алгоритмизированных предписаний помогает обучающимся находить верные решения определенного круга задач кратчайшим путем
Приобщение к использованию в обучении современных информационных технологий
Индивидуализации учебного процесса
Обеспечение эффективной организации и управление учебным процессом
Возможное обучение любых категорий обучаемых (вплоть до детей с умственными и речевыми ограничениями по специальным программам)
Недостатки программированного обучения
Преобладание репродуктивных методов и регламентации деятельности обучаемого
Использование только для алгоритмически разрешимых познавательных задач
Ограничение живого общения с обучающим
Торможение развития внешней речи обучаемого
Необходимость технических устройств или специальных пособий и умениями ими пользоваться
Роль программированного обучения в образовании
В целом программированное обучение можно рассматривать как попытку формализации процесса обучения с максимально возможным устранением субъективного фактора непосредственного общения между преподавателем и обучающимся. В настоящее время считается, что этот подход не оправдал себя. Его использование показало, что процесс обучения не может быть полностью автоматизирован, а роль преподавателя и общение с ним учащегося в процессе обучения остаются приоритетными. Тем не менее, развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теории программированного обучения в образовательной практике.