Данная работа - материал у выступлению на педагогическом совете "ФГОС НОО И ООО". В 2011 году начался процесс внедрения ФГОС на ступени осного общего образования. Новы стандарты- новые измерительные материалы. Передо мной, как перед классным руководителем тогда 5 класса, встала проблема, как же можно оценить метапредметные результаты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Новые стандарты- новые измерительные материалы »
НОВЫЕ СТАНДАРТЫ – НОВЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Выступление на педсовете
Мокрушиной Ю.В.
Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАД предметности.
Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни (Аристотель, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского)
Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, различные научные школы трактуют его по-разному.
Метопредметное содержание и метапредметный подход
деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета.
Метапредметный подход - увеличение эффективности работы детей.
Модель выпускника школы
Умение учиться- выпускник начальной школы
Умеющий учиться – выпускник основной школы
Социально активный – выпускник среднего звена
Метапредметные образовательные результаты предполагают
уверенная ориентация в различных предметных;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера;
умениями организации собственной учебной деятельности;
информационным моделированием как основным методом приобретения знаний;
широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий;
базовыми навыками исследовательской деятельности;
проведения виртуальных экспериментов;
способами и методами освоения новых инструментальных средств;
основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Основной объект оценкиметапредметных результатов
способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
умение планировать собственную деятельность;
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск;
умение использовать знако-символические средства;
владение логическими операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам.
умение сотрудничать с учителем и сверстниками.
Система оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:
текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;
решение задач творческого и поискового характера (творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);
проектная деятельность;
защита итогового индивидуального проекта.
Метапредмет «Знак»
реализует основную цель - обучение детей технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов.
Метапредмет "Знание"
является одной из форм работы, нацеленной на формирование у школьников теоретического мышления посредством введения их в культуру работы со знаниями .
Содержание метапредмета "Проблема"
обеспечивает как развитие способности мышления, так и развитие личности учащегося, поскольку при попадании в проблемную ситуацию человек не только анализирует ее мысленно, но и обязательно вырабатывает свою собственную точку зрения по вопросу, порождающему проблему.
Метапредмет "Задача"
учащиеся осваивают обобщенные способы решения различных типов задач в различных предметных дисциплинах.
СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Особенности
комплексной работы
Комплексная работанаправлена на выявление у учащихся одного из основных метапредметных результатов обучения сформированности умений:
- читать и понимать различные тексты , включая и учебные;
- работать с информацией , представленной в различной форме;
- использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Особенности
комплексной работы
В работе оценивается сформированность трех групп умений ( 1 группа – 30%, 2 группа – 40%,
3 группа – 30%)
Группа 1.Общее понимание текста, ориентация в тексте (включает в себя поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной идеи).
Особенности
комплексной работы (три группы заданий)
Группа 2. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста (включает в себя анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений, например, определить, с какой целью написан текст.)
Особенности
комплексной работы (три группы заданий)
Группа 3. Использование информации из текста для различных целей (включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.)
Состав инструментария
Разработанный инструментарий включает следующие материалы:
1. Рекомендации по проведению комплексной работы для учащихся .
2. Комплексная работа для учащихся (4 варианта).
3. Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной работы для учащихся и вводу данных в электронные формы.
4. Формы для ввода и первичной обработки данных (на электронных носителях).
5. Формы представления результатов
Примеры заданий
Примеры заданий (группа 1)
1 балл – 33%, 2 балла – 57%
Основные показатели, по которым представляются результаты
Успешность сформированности умений работать с текстом . Его количественной характеристикой является общий балл за выполнение всей работы (по 100 балльной шкале).
Успешность сформированности отдельных групп умений работать с текстом: общее понимание текста, ориентация в тексте; глубокое и детальное понимание содержания и формы текста; использование информации из текста для различных целей. Его количественной характеристикой является общий балл за выполнение заданий каждой группы умений независимо от предметной области (по 100 балльной шкале).