Просмотр содержимого документа
«"Классный руководитель - второй родитель"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Номинация «Воспитание во внеучебной деятельности»
Классный руководитель – второй родитель
Автор: Матюхина Марина
Николаевна,
учитель русского языка
и литературы
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - совершенный учитель».Л.Н.Толстой
Аннотация Школа и семья – партнеры, и они всегда должны вместе плыть в одном направлении к определенному пункту движения – Счастью ребенка. И доплывут, если объединят общие усилия. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет классный руководитель. Ключевые слова: школа, семья, дети, родители, классный руководитель.
Сроки реализации проекта
1. Разработка показателей коммуникативной компетентности при обучении русскому языку и литературе.
2.Адаптация образовательных технологий, формирующих коммуникативную компетентность, диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности компетентности.
3. Апробация разработанных элементов образовательных технологий и диагностического инструментария в отдельных классах и занятиях.
4.Фиксация накопленного опыта в технологических схемах, дидактическом материале, методических рекомендациях.
Этапы
Содержание деятельности
1 –й этап – подготовительный
1. Утверждение темы проекта.
2- й этап –
(2017-2018гг.)
Разработка показателей уровня развития воспитанности.
Разработка индивидуальных маршрутов личностного роста.
3-й этап –
2. Изучение нормативной документации, ориентированной на повышение значимости внеурочной работы в образовании.
экспериментально-практический
(2018 -2019гг .)
3. Разработка модели по теме проекта.
рефлексивно-обобщающий.
Проведение исследований по выявлению уровня воспитанности школьников.
Размещение материалов и методических наработок на различных сайтах Интернета.
3. Организация внеурочной деятельности.
(2019-2020 гг.)
4. Внедрение в практику работы всех учителей школы опыта по формированию условий для создания благоприятного микроклимата класса и семей обучающихся, оптимизирующего процесс воспитания.
Проблема
Проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный классный руководитель, воспитывающий школьников наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика.
Актуальность проекта
Обновление качества образования, введение новых ФГОС требуют от нас новых подходов в обучении, новых технологий.
Главное – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять и в урочное, и во внеурочное время.
Стандарты предполагают повышение значимости внеурочной работы, которая ориентирует педагога на ребёнка – главную цель и ценность образования.
Классный руководитель должен помочь детям и родителям правильно организовать внеурочную деятельность.
Основные целевые группы
Учителя – предметники и дополнительного образования
Ученики 6-го класса
Классный руководитель
Педагог - психолог
Детские объединения
Семья
Цель проекта:
Формирование условий для создания благоприятного микроклимата класса и семей обучающихся, оптимизирующего процесс воспитания и содействующего счастливому развитию ребенка, для успешной социализации и самореализации детей.
Задачи проекта:
создать оптимальные условия для конструктивного взаимодействия с родителями учащихся;
организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций;
организовать совместное проведение досуга детей и родителей через мероприятия интеллектуального, спортивного и пр. характера;
через формирование социально-бытовых, хозяйственно- экономических, правовых, обще трудовых и пр. компетенций подготовить учащихся к самостоятельной жизни;
сформировать у учащихся устойчивую гражданско-патриотическую позицию через привитие чувства дома, любви и ответственности не только по отношению к собственной семье, но и по отношению к школе как ко второму дому, своей малой родине и т.д
Методы реализации проекта
Развитие системы отношений: организация совместных мероприятий, создание классных традиций.
Использование приемов, связанных с применением наглядных, дидактических и технических средств, игровых форм, сценариев мероприятий, опора на семейные традиции.
Использование приемов, учитывающих внутри коллективные отношения, организация коллективной работы, применение сочетания различных форм совместной работы, создание ситуации успеха, эмоционального фона.
Использование приемов, стимулирующих социальную активность.
Использование средств положительной мотивации для предоставления родителям и учащимся возможности активного проявления себя в различных видах совместной деятельности.
Диагностика участия родителей в учебно-воспитательном процессе.
Опыт реализации проекта
Чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, необходимо соблюдать правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся:
не беседуйте с родителями второпях, на бегу;
разговаривайте спокойно, доброжелательно, избегая назиданий и поучений – это вызывает раздражение и негативную реакцию;
умейте терпеливо слушать родителей;
то, что Вам поведали родители, не должно стать достоянием других;
обсуждать проблему, а не личностные качества ученика;
всегда помнить, что мы вместе против проблемы, а не против друг друга.
Воспитание может быть успешным в том случае, если ведётся мониторинг деятельности классного руководителя:
Диагностика уровня воспитанности обучающихся;
Сформированность ученического самоуправления;
Диагностика психологических особенностей личности;
Экран общественной активности обучающихся;
Социометрия;
Экран поведения.
Применяемые формы воспитания во внеучебной деятельности
Кружки: «Проба пера», «Умелые ручки»
Олимпиады, интеллектуальные конкурсы
Дополнительное образование «Секреты орфографии»
Исследовательская работа
Спорт
Досуг
Внеурочная деятельность: «Шахматы», «Я в мире, мир во мне »
Волонтерское движение
Результаты проекта
Оценка уровня развития воспитанности по методике Н.П. Капустина
100
100
90
90
80
80
70
70
60
60
50
50
40
40
30
30
20
20
10
10
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
2019-2020 гг.
2018-2019 гг.
Наши достижения
Наша школьная жизнь
Выводы
Индивидуальность ребенка изначально складывается в семье. Воспитательная работа не может строиться без учета этого фактора развития школьника. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать возможно высокое достижение планируемых результатов. Работа с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника: надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия, чтобы семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдают, в первую очередь, ученик и его развитие.
http://kopilkaurokov.ru/ Интернет-проект «Копилка уроков – сайт для учителей»
http://www.openclass.ru Открытый класс сетевые образовательные сообщества
http://oostaro43.68edu.ru/ Сайт отдела образования администрации Староюрьевского района
http://imcstaro.68edu.ru/kraevedenie.html Сайт муниципального казённого учреждения Информационного методического центра Староюрьевского района Тамбовской области
http://spasos43.68edu.ru/str_10.htm Школьный сайт
http://www.proshkolu.ru/user/marinamat2015/ Портал для учителей – ПроШколу. Ru