Классный час «Каждый выбирает для себя»
Михайлин Антон Геннадьевич
учитель физической культуры
МАОУ СОШ №45, Калининград
Мои нравственные ценности.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий
Цель:
способствовать формированию нравственно-патриотических чувств у молодого поколения.
Задачи:
дать представление о понятиях «нравственность», «мораль», «толерантность», обсуждение проявления толерантности и нетолерантности в обществе:
развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства другого, развитие способности к самоанализу, самопониманию:
способствовать воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к Родине.
Класс делится на группы по 4- 5 человек.
Каждая группа в течение 2-3 минут обсуждает эпиграф, написанный на доске. Объясняют высказывание Н.Заболоцкого «Мои нравственные ценности»
Одной из важнейших ступеней развития личности является самоутверждение в нравственной сфере. Человеку необходимо осознавать то, что он правильно живет, трудится, отдыхает. Без этой нравственной основы личность не обладает цельностью и логикой своего существования, является жертвой ситуации и, в конце концов, деградирует. Как же понять и узнать свою нравственную основу? Об этом нам с вами хотелось бы поговорить на нашем классном часе. Что же означают термины «нравственность, «мораль»
1 ученик
Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка человека действовать согласно своей совести и свободной волею.
2 ученик
Мораль (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению человека. Именно с нравственностью связано различение добра и зла.
Работа в группах
Отличие морали от нравственности
Нравственность связана с духовной, а мораль – с социальной сферой.
Нравственности свойственно постоянство, мораль же крайне изменчива.
Нравственность едина для всех, а моральных устоев великое множество.
Нравственные устои абсолютны, а моральные – условны (зависят от места и времени).
Мораль стремится соответствовать некому образцу (обычно где-то прописанному), нравственность основывается на «внутреннем законе».
Ребята, как вы думаете, почему человек ведет себя правильно? Из ответов найдите тот, который вам подходит больше всего: почему человек ведет себя правильно
Чтобы избежать наказания и получить награду
Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества
Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам
Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах
Психологи, изучающие становление морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.
1-й уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).
2-й уровень. Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).
3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).
4-й (высший) уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).
Работа в группе
Заповеди» Современного общества
У Современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах были далеко не на первом месте (и даже рассматривались как отрицательные): КАЖДАЯ ГРУППА ДОЛЖНА ОБСУДИТЬ ЭТИ ЗАПОВЕДИ И ПРОРАНЖИРОВАТЬ ИХ ПО СТЕПЕНИ ВАЖНОСТИ
- «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;
- «саморазвивайся, учись, становись умнее — тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»;
- «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке — тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»;
- «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность»
Между добром и злом идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо научиться находить “золотую середину”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.
(чтение китайской притчи «Ладная семья»).
Материал для справок
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
ЗАДАНИЕ ГРУППАМ: КАКИЕ ТРИ СЛОВА НАПИСАЛ СТАРИК?
Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
Игра «Купи – продай».
Цель: определить, что имеет ценность, а что – цену.
Условия игры: игра в парах, задача одного – уговорить продать вещь. Другой должен как можно дольше сопротивляться, выдвигая веские аргументы.
Материал для справок
Названия вещей:
печатная машинка дедушки,
бутерброд с красной икрой,
кошка, живущая в доме 10 лет,
старое военное фото бабушки и дедушки,
медали деда-фронтовика,
норковая шуба,
1 кг конфет «Белочка».
Подведение итогов разговора
Ценность – это все то, что значимо для жизни человека и людей в этом обществе,
цена – это стоимость чего – либо, выраженная в денежных единицах.
Есть вещи, которые не продаются – они дороги как память.
В крайнем случае, можно отдать в музей.
Игра «Я – волшебник»
«Я все могу, я – волшебник, я в вашем доме могу поменять все неживое, но я добрый волшебник, поэтому одну-единственную вещь я могу оставить неизменной. Выбирайте, какую».
Вещи, которые ребята не поменяли бы никогда:
1 группа
Духовно-нравственные заповеди
академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:
люби людей – и ближних, и дальних;
твори добро, не видя в том заслуги;
люби мир в себе, а не себя в мире.
будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам;
учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь;
чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух;
будь совестлив: вся мораль в совести;
чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее!
Время эти понятия не стёрло.
2 группа
Баллада о времени. В.Высоцкий ( прослушивание песни)
Нужно только поднять верхний пласт.
И дымящейся кровью у горла
Чувства вечные хлынут из нас.
Ныне присно, во веки веков, старина,
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если духом надёжно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берём,
Саги, сказки из прошлого тащим
Потому, что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем.
Давайте вместе обобщим все сказанное. Я изобразила солнце. Мне бы хотелось сказать, что наш класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно, мы уже разместили на нашем солнце.
3 группа
(участники закрывают глаза и прослушивают чтение молитвы по строчкам)
Молитва о встрече:
Я пришел в этот мир
не для того , чтобы оправдывать твои надежды ,
не для того , чтобы отвечать твоим интересам ,
не для того , чтобы соответствовать твоим ожиданиям .
И ты пришел в это мир
не для того , чтобы соответствовать моим ожиданиям ,
не для того , чтобы отвечать моим интересам ,
не для того , чтобы оправдывать мои надежды .
Потому что я - это я , а ты - это ты .
Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно !
А если нет - ну что ж , ничего не поделаешь
4 группа
(стихи поэта Юрия Левитанского. Прослушивание песни.)
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.. .
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! У вас на столах лежат открытки с пожеланиями. Это мой подарок для Вас.
ПОЖЕЛАНИЕ
Не забывай дарить тепло, пока ты дышишь,
Не забывай творить добро, пока живёшь!
Всё с чистого листа, не перепишешь,
Со временем ты это всё поймёшь.
Жизнь невозможно повторить сначала,
Прошедшего нам тоже не вернуть...
И как бы жизнь не била, не качала,
Пройди достойно этой жизни путь!
Люби людей, и будешь ты любимым,
Всегда прощай, и будешь сам прощён,
Ведь жизни срок летит неумолимо!
И добрым словом будешь ты польщён!
Идти старайся в ногу вместе с веком,
Не спотыкайся, на ногах держись.
Остаться постарайся ЧЕЛОВЕКОМ,
В круговороте под названием "Жизнь"!
ВСЕМ СПАСИБО, ВСЕГО ДОБРОГО!