Классный час «Символы моей России»
Сюжет урока
Учитель
Здравствуйте, ребята. Тема нашего сегодняшнего классного часа - «Символы моей России». И начать хотелось бы с небольшого эпиграфа. А поможет мне в этом …
1-ый ученик
Владимир Степанов
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Учитель
Неслучайно в начале урока прозвучало именно это стихотворение. Оно напоминает нам о том, что в сознании каждого русского человека с образом Родины неразрывно связаны символы нашей страны; они сразу же всплывают в памяти, встают перед глазами, когда звучит это особенное для всех нас слово – «Россия».
А как вы считаете, так ли уж необходимо нам сейчас говорить о символах России, узнавать о них что-то новое? Это важно? Или, может быть, вполне достаточно того, что вы уже знаете?
Ученики
- Всем, кто живёт в России, нужно знать её символы, иначе они не могут считаться русскими людьми по-настоящему, в полном смысле этого слова.
- Символы России связывают, объединяют всех русских. Если ты их не знаешь – ты не русский.
- Стыдно ничего не знать о символах своей страны. И мало знать тоже стыдно.
Учитель
Хорошо, убедили. Тема урока действительно важна для всех. Что ж, приступим. Давайте для начала вспомним, какие символы России вы знаете. Предлагаю оттолкнуться от этого слайда (слайд №1). На нём «спрятаны» 6 символов нашей страны. Какие именно, найдите их.
Ученики
Герб, флаг, собор Василия Блаженного, красная площадь, Кремль, кремлёвские куранты.
Учитель
Какие ещё символы нашей Родины вам известны?
Ученики
Гимн, Москва, медведь, балалайка, матрёшка, самовар, берёза и т.д.
Учитель
Все перечисленные вами символы можно разделить на 2 группы: официальные и неофициальные. Поговорим сначала об официальных. Государственная символика – это триединство: …
Ученики
Герб, флаг и гимн.
Учитель
Что такое «герб»? Что обозначает это слово? Кто посмотрел в словаре?
2-ой ученик.
(Слайд №2) В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова говорится, что герб – это эмблема государства, города, сословия или рода. Герб изображают на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах. Например, герб России можно увидеть на паспорте каждого жителя нашей страны. (Слайд №3)
Учитель
Каждая деталь на гербе России оказалась там не случайно, каждая деталь важна, потому что имеет своё значение, свой символический смысл. Давайте вспомним, что же изображено на нашем гербе?
Ученики
Двуглавый орёл, 3 короны, скипетр, держава, всадник, поражающий змея.
Учитель
А какие цвета на нём преобладают?
Ученики
Красный и золотой.
Учитель
Какое же значение имеют все эти детали? Я буду начинать, а вы подхватывайте. (Слайд №4) Красный цвет…
3-ий ученик.
Неустрашимость, великодушие.
Учитель
Золотой цвет…
4-ый ученик
Сила, богатство, могущество, справедливость.
Учитель
Орёл…
5-ый ученик
Власть, прозорливость.
Учитель
Двуглавый орёл…
6-ой ученик
Наша страна расположена на двух континентах – в Европе и Азии. Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток.
Учитель
Три короны…
7-ой ученик
Символы трёх ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной.
Учитель
Скипетр…
8-ой ученик
Символ власти.
Учитель
Держава…
9-ый ученик
Символ единства, целостности государства.
Учитель
Всадник, поражающий змея…
10-ый ученик
Это герб Москвы. На нём изображён Георгий-Победоносец, поражающий змея. Георгий-Победоносец был христианским святым. После его смерти произошло чудо. Как гласит предание, ужасный дракон, или змей, разорял земли одного царя. Когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьём, избавив царевну от смерти. Этот герб символизирует победу добра над злом.
Учитель
Думаю, о гербе России мы с вами узнали достаточно. Теперь поговорим о флаге. Предлагаю его нарисовать: но не красками, и не карандашами, и даже не фломастерами, как вы привыкли, а словами.
Выходят три ученика
11-ый ученик
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете …
Ученики
Белом.
12-ый ученик
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в …
Ученики
Синий.
13-ый ученик
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко…
Ученики
Красной.
Учитель
(Слайд №5) Вот мы и нарисовали наш флаг – бело-сине-красный. Этот триколор впервые был утверждён очень давно, ещё Петром Первым. Но почему же выбраны именно эти цвета?
11-ый ученик
Белый – цвет свободы и независимости. А также это цвет мира, чистоты, непорочности, совершенства.
12-ый ученик
Синий – цвет Богоматери, покровительницы России. Он означает веру, верность и постоянство.
13-ый ученик
Красный цвет обозначает державность, то есть утверждение страны как великой, единой державы. Этот цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Ученики садятся на свои места.
Учитель
Хорошо, теперь понятно, почему у нас именно такой флаг. Последний официальный символ России – это государственный гимн. Вы слышали его не раз. Вспомните, когда, где? В каких случаях он звучит?
Ученики
Перед футбольными матчами нашей сборной. Когда наш спортсмен побеждает на Олимпийских играх и других состязаниях. В Новый год. И т.д.
Гимн звучит в особо торжественных случаях, затрагивающих весь народ.
Учитель
Кто написал музыку к нашему гимну?
Ученики
Александр Александров.
Учитель
А кто придумал слова?
Ученики
Сергей Михалков.
Учитель
(Слайд №6) Послушаем этот замечательный гимн. Вы помните, что во всех странах с исполнением национального гимна связан один и тот же ритуал. В чём он заключается?
Ученики
Гимн исполняют и слушают стоя.
Учитель.
Правильно. Давайте встанем. Надеюсь, слова вы знаете, подпевайте.
(Звучит гимн. Слайды №7-12)
Учитель.
К официальным символам России примыкают 2 «полуофициальных» символа. Без них также невозможно представить себе нашу страну.
14-ый ученик.
(Слайд №13) Первый «полуофициальный» символ нашей страны – Конституция. Конституция – это основной закон Российской Федерации. Она обладает высшей юридической силой. На основании Конституции строится вся система государственного управления. В частности, в конституции изложены права и свободы человека и гражданина РФ.
Учитель.
Ещё один бесспорный символ нашей страны – это её президент. Назовите, пожалуйста, имя президента нашей страны.
Ученики
Дмитрий Анатольевич Медведев.
Учитель.
(Слайд №14) Вы знаете, что скоро в России пройдут выборы нового президента. Кто же может возглавить нашу страну?
Ученики
Путин, Миронов, Жириновский, Зюганов.
Учитель.
(Слайд №15) Напоследок поговорим немного о неофициальных символах нашей страны, отражающих её историю, культуру, быт. Вы их уже называли: Москва, красная площадь, Кремль, кремлёвские куранты, медведь, балалайка, матрёшка, самовар, берёза и т.д. Хотелось бы подробнее остановиться на одном из них, а именно на соборе Василия Блаженного.
15-ый ученик
(Слайд №16) Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, чаще называемый Собор Василия Блаженного — это православный храм, известный памятник русской архитектуры 16 века. Его часто изображают на открытках с видами России, на сувенирах. Все туристы обязательно приходят посмотреть на него. Символом России он, наверно, стал, во-первых, из-за своего местонахождения. Этот собор стоит в Москве, прямо на Красной площади. А ещё он очень красивый: яркий, разноцветный, нарядный. Посмотрите, сколько галерей, арок, украшений… 11 куполов! А узоры везде разные, ни разу не повторяются. Неслучайно храм этот называют сказкой, чудом. Есть даже легенда, что царь Иван Грозный приказал ослепить его строителей, чтобы они не могли больше ничего построить и собор Василия Блаженного остался неповторимым, непревзойдённым по своей красоте.
Учитель
Очень интересный рассказ. А теперь небольшое задание. Я раздам вам карточки, работаем по группам. Вам необходимо будет сопоставить неофициальные символы России с тем, что они собой символизируют, обозначают.
Ученики работают 3-4 минуты
Учитель
Закончили? Прочитайте, что у вас получилось.
Ученики.
- Кремлёвские куранты – точность, надёжность.
- Собор Василия Блаженного – красота, непревзойдённое мастерство.
- Медведь – величие, сила.
- Самовар – гостеприимство.
- Москва – центр, сердце страны.
- Тройка – безудержная удаль.
- Матрёшка – загадочная русская душа.
Учитель.
(Слайд №17) Молодцы. Что ж, а закончим мы, как и начинали, чудесным стихотворением о нашей Родине, о неразрывной связи каждого человека с родной землёй.
16-ый ученик.
Анна Ахматова «Родная земля»
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно - своею.
8