Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы. В последние годы отношения между учителями и учениками, так же как между взрослыми и детьми, стали значительно сложнее и напряженнее, о чем свидетельствуют частые публикации на эту тему в печати.
Школа - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми.
Реальный механизм установления нормальных отношений с учениками – в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе. Беда современной школы - это отсутствие у взрослого интереса к личности ребенка, нежелание и неумение познать его внутренний мир, а отсюда и конфликты между педагогами и учениками, школой и семьей.
Ситуация, когда один человек воздействует на другого - это ситуация взаимодействия, а потому эффект воздействия связан с характером соотношений особенностей, имеющихся и у учителя, и у ученика.
Проблема психологического влияния может быть успешно решена только в том случае, если рассматривать воздействие как процесс взаимодействия, при котором меняются обе стороны.
Следует помнить, что именно характер отношений между участниками коллективных дел изменяет личность учеников, а не слова, и даже не конкретные результаты работы.