«Человек не свободен от условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним»
(В. Франкл).
Актуальность темы
Общий контекст : существенно расширяется пространство педагогической деятельности ( Профессиональный стандарт педагога,
Е.А. Ямбург)
Противоречие между современными требованиями к профессионально-личностной компетентности педагога и актуальным уровнем этой компетентности
Проблема профессионально-личностного роста педагога (в том числе, в процессе получения профессионального образования)
Проф.-личн. рост педагога (этапы, кризисы)
Профессиональные нормы и требования
Цель проф.-личн. роста (идеальный уровень проф.-личн. компет.)
100%
Препятствия роста
Проблемы роста
Поле возможностей (объективных ресурсов) проф.-личн. роста педагога
Ресурсы роста
50%
Актуальный уровень развития проф.-личн. компетентности педагога
1. Личность педагога
В современных условиях образование требует полноценных личностей педагогов , поскольку основное «орудие» труда учителя – его собственная личность , профессиональная зрелость которой позволяет находить оптимальные решения в постоянно меняющейся «производственной ситуации»» (К.М. Левитан).
Интегративные характеристики личности педагога:
Профессиональное самосознание («Я-концепция» как система представлений о себе и отношений к себе);
Профессиональная направленность (система ведущих мотивов и ценностных ориентаций);
Профессиональные способности (проектировочные, организаторские, коммуникативные и др.);
Саморегуляция психо-эмоционального состояния и профессионального поведения;
и др.
Личностно-профессиональная компетентность - способность и готовность человека к продуктивной жизнедеятельности в целом и к профессиональной деятельности; личностная зрелость человека.
Личностно-профессиональные компетенции – свойства личности, обеспечивающие успешное решение задач личностного и профессионального развития.
2. Педагогическая деятельность как поле возможностей для профессионально-личностного роста
Полифункциональность педагогической деятельности:
Воспитательно-развивающая
Обучающая
Методическая
Управленческая
Научно-исследовательская
Коммуникативная
Социально-коммуникативная
И др.
Образовательная среда как система возможностей для…
Образовательная среда - система условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся (В.А. Ясвин) –
УКЛАД ЖИЗНИ В КОНКРЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Компоненты ОС (В.А. Ясвин)
Пространственно-предметный — помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория и т.п.;
Социальный — характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.);
Психодидактический — содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.
НО!!! Характер влияний и условий может быть разным:
Среда может позитивно влиять на личность;
Среда может негативно влиять на личность;
Среда может быть нейтральной (то есть не оказывать на личность значимого влияния)
3. Профессионально-личностный рост
Профессиональное развитие – прогрессивно-регрессивный процесс, имеющий определенную стадиальность, сопровождающийся кризисами, предполагающий расширение сферы социального, профессионального и личностного опыта и приводящий к качественным изменениям личности
Основные аспекты развития:
Количественный (экстенсивный) - «наращивание» личности через расширение опыта и освоение ролей (проблема «Я и маска», «Самость и Персона» …)
Качественный (интенсивный) - изменения в личности – ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ
Рост – актуализация внутренних ресурсов человека.
Рост – мера «использования» человеком своих личностных свойств в целях развития личности (мера владения своей личностью как психологическим инструментом решения социальных, профессиональных, личностных задач).
Рост – формирование своего «лица» в деятельности, выработка индивидуального стиля деятельности.
Этапы и кризисы профессионального развития (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк)
Этапы
Кризисы
1. Профессиональный выбор
Кризис профессионального выбора
2. Профессиональное образование
Кризис ревизии и коррекции профессионального выбора
3. Профессиональная адаптация
Кризис профессиональных экспектаций
4.Первичная профессионализация
Кризис профессионального роста
5.Вторичная профессионализация
Кризис профессиональной карьеры
6. Мастерство
Кризис профессиональной самоактуализации
7. Подведение итогов («время собирать камни»)
Кризис утраты профессии
Кризисы профессионального развития – непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального сознания, сопровождающиеся изменением вектора профессионального развития (Э.Э. Сыманюк).
В основе кризиса – противоречие между актуальными потребностями личности и объективными возможностями их удовлетворения.
Препятствия и проблемы профессионально-личностного роста
Препятствия – объективные факторы, затрудняющие профессионально-личностный рост педагога и повышение его профессионально-личностной компетентности (отсутствие поддержки близких, недостаток опыт, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, низкий уровень материальной компенсации и др.)
Проблемы – субъективные факторы, затрудняющие профессионально-личностный рост педагога и повышение его профессионально-личностной компетентности
(неадекватная самооценка, низкий уровень персональной ответственности, неадекватные ожидания и требования, стереотипы восприятия и ригидность мышления и др.)
Ресурсы профессионально-личностного роста-
субъективные факторы, обеспечивающие человеку успешное решение проблем, преодоление препятствий, решение задач профессионально-личностного роста и, соответственно, повышение уровня его профессионально-личностной компетентности
Ресурсы:
Одиночество (позитивное одиночество, уединение)
Свобода и ответственность
Творчество
Вера
Смыслы
Способ отношения к другому человеку
И др.
4. От чего зависит, будут ли реализованы возможности, потенциально содержащиеся в ОС для развития личности педагога?
От личности педагога
От характера связи (взаимодействия) личности с образовательной средой (И.Н. Емельянова)
Механизмы взаимодействия личности с образовательной средой (актуализации возможностей среды)
Адаптация (пассивное подчинение обстоятельствам)
Реализация в непрофессиональной сфере
Защита («уход в себя», агрессия, профессиональная дезориентация и нравственная деградация)
Активное взаимодействие (целенаправленность действий, ответственность)
Творчество (продуктивное взаимодействие, «обогащение» среды, И.Н. Емельянова)
Задание: Разработать идеальную модель профессионально-личностного роста педагога
Отразить в модели следующие основные параметры:
Компоненты образовательной среды (возможности для профессионально-личностного роста)