kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дети блокадного Ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Недавно Россия праздновала годовщину освобождения города Ленинграда, ныне Санкт-Петербурга, от фашистской блокады. Уже 71 год все жители Ленинграда вспоминают и отдают дань великим и храбрым, мужественным и бесстрашным защитникам города,отстоявшим его в годы Великой Отечественной Войны.Тяжелее всего в эти годы пришлось детям, они наравне со взрослыми несли на своих хрупких плечах тяжкое бремя блокады.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дети блокадного Ленинграда »

Муниципальное общеобразовательное учреждение  Мировская основная общеобразовательная школа  п.. Алое Поле Панинского района Воронежской области  Выполнили: Классные руководительи Шатоха В.И., Шеменева Н.И.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Мировская основная общеобразовательная школа п.. Алое Поле Панинского района Воронежской области

Выполнили:

Классные руководительи

Шатоха В.И., Шеменева Н.И.

Цели: - формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.; - способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников; - воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.  - познакомить обучающихся с жизнью детей в блокадном Ленинграде.

Цели:

- формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.;

- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;

- воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

- познакомить обучающихся с жизнью детей в блокадном Ленинграде.

Задачи: - Пробудить в детях чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью документальных видео фрагментов; - Развивать познавательный интерес; - Расширять кругозор;

Задачи:

- Пробудить в детях чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью документальных видео фрагментов;

- Развивать познавательный интерес;

- Расширять кругозор;

Недавно Россия праздновала годовщину полного освобождения города Ленинграда, ныне Санкт - Петербурга, от фашистской блокады. Уже 71год все жители Ленинграда вспоминают и отдают дань великим и храбрым, мужественным и бесстрашным защитникам города, отстоявшим его в годы Великой Отечественной Войны. Общаясь и гуляя, учась и развлекаясь, нам тяжело представить, что могло быть по-другому…что ребята, такие же как вы, отчаянно боролись за право жить и возможность быть счастливыми. Тяжелее всего в эти годы пришлось детям, они наравне со взрослыми несли на своих хрупких плечах тяжкое бремя блокады. Свидетельств тому много: и рассказы выживших, и документальные хроники, и кинофильмы, и литературные произведения. Сегодня я предлагаю вам узнать, какими были ваши сверстники в то далёкое время.

Недавно Россия праздновала годовщину полного освобождения города Ленинграда, ныне Санкт - Петербурга, от фашистской блокады. Уже 71год все жители Ленинграда вспоминают и отдают дань великим и храбрым, мужественным и бесстрашным защитникам города, отстоявшим его в годы Великой Отечественной Войны. Общаясь и гуляя, учась и развлекаясь, нам тяжело представить, что могло быть по-другому…что ребята, такие же как вы, отчаянно боролись за право жить и возможность быть счастливыми. Тяжелее всего в эти годы пришлось детям, они наравне со взрослыми несли на своих хрупких плечах тяжкое бремя блокады. Свидетельств тому много: и рассказы выживших, и документальные хроники, и кинофильмы, и литературные произведения. Сегодня я предлагаю вам узнать, какими были ваши сверстники в то далёкое время.

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 по 27 января1944года (прорвана 18 января 1943) - 871 день.

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 по 27 января1944года (прорвана 18 января 1943) - 871 день.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек.

Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.

«Что ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил:

«Что ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил: "Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего". Они были такими же блокадниками, как взрослые». И погибали так же.

У детей было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Откройте сегодня монографию "Рисуют дети блокады". Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре.

Сегодня дневник выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища.  Таня Савичева Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. Трагедия семьи Тани Савичевой типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей!

Сегодня дневник выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища.

Таня Савичева

Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. Трагедия семьи Тани Савичевой типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей!

( из воспоминаний) «По льду Ладожского озера мы ехали в кузове грузовой автомашины. Вокруг, куда не посмотришь, до самого горизонта простирались снежные поля. Сильный ветер с мокрыми хлопьями снега пронизывал почти насквозь. Мы – дети прижимались к родителям, так было чуть-чуть теплее». Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала

( из воспоминаний)

«По льду Ладожского озера мы ехали в кузове грузовой автомашины. Вокруг, куда не посмотришь, до самого горизонта простирались снежные поля. Сильный ветер с мокрыми хлопьями снега пронизывал почти насквозь. Мы – дети прижимались к родителям, так было чуть-чуть теплее».

Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала "Дорога жизни", проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков

Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.  В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.

Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.

В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... " Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».

К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником .

Одна из учениц писала об этой новогодней елке : "6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти". Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: "Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение".

Но школы продолжали работать. В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуйки». Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпитале.

Но школы продолжали работать. В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуйки». Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпитале.

Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками:

Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!"

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – "сыновьями полков", получившими награды на полях сражени й.

Дети блокады. Их теперь совсем немного – Тех, кто пережил блокаду, Кто у самого порога Побывал к земному аду. Были это дети просто, Лишь мечтавшие о хлебе, Дети маленького роста, А душой почти на небе. Каждый час грозил им смертью, Каждый день был в сотню лет, И за это лихолетье Им положен Целый Свет. Целый Свет всего, что можно, И всего, чего нельзя. Только будем осторожней – Не расплещем память зря. Память у людей конечна – Так устроен человек, Но ТАКОЕ надо вечно Не забыть. Из века в век!

Дети блокады.

Их теперь совсем немного –

Тех, кто пережил блокаду,

Кто у самого порога

Побывал к земному аду.

Были это дети просто,

Лишь мечтавшие о хлебе,

Дети маленького роста,

А душой почти на небе.

Каждый час грозил им смертью,

Каждый день был в сотню лет,

И за это лихолетье

Им положен Целый Свет.

Целый Свет всего, что можно,

И всего, чего нельзя.

Только будем осторожней –

Не расплещем память зря.

Память у людей конечна –

Так устроен человек,

Но ТАКОЕ надо вечно

Не забыть. Из века в век!

Литература: 1.О. Адамович, Д. Гранин. Блокадная книга.  Сов. Писатель,1983г.   2.Непокаренный Ленинград. Краткий очерк истории города в период Великой Отечественной войны. – Л.: Наука, 1985   3.Д.В.Павлов. Ленинград в блокаде.  Л.: Лениздат, 1985г.   4.Интернет – ресурсы:  www. VikipediA.ru, HTTP// BLOKADA, OTROK.RU   5. « ДЕТИ БЛОКАДЫ».  С сайта: http://www.aforizmov.net/stihi/tags/blokada/

Литература:

1.О. Адамович, Д. Гранин. Блокадная книга. Сов. Писатель,1983г. 2.Непокаренный Ленинград. Краткий очерк истории города в период Великой Отечественной войны. – Л.: Наука, 1985 3.Д.В.Павлов. Ленинград в блокаде. Л.: Лениздат, 1985г. 4.Интернет – ресурсы: www. VikipediA.ru, HTTP// BLOKADA, OTROK.RU 5. « ДЕТИ БЛОКАДЫ». С сайта: http://www.aforizmov.net/stihi/tags/blokada/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Дети блокадного Ленинграда

Автор: Шеменева Нина Ивановна, Шатоха Валентина Ивановна

Дата: 24.10.2015

Номер свидетельства: 243303

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Исследовательский проект  "Дети блокадного Ленинграда" учеников 5 в класса МБОУ "СОШ № 13" г.Нефтеюганска "
    ["seo_title"] => string(113) "issliedovatiel-skii-proiekt-dieti-blokadnogho-lieninghrada-uchienikov-5-v-klassa-mbou-sosh-13-gh-nieftieiughanska"
    ["file_id"] => string(6) "202362"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429235450"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Технологическая карта классного часа.Тема: "Дети блокадного Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(72) "tekhnologicheskaia_karta_klassnogo_chasa_tema_deti_blokadnogo_leningrada"
    ["file_id"] => string(6) "647854"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1711308789"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Разработка классного часа " Дети блокадного Ленинграда" "
    ["seo_title"] => string(58) "razrabotka-klassnogho-chasa-dieti-blokadnogho-lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "229203"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441642223"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Сбор "Дети блокадного Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(35) "sbor-dieti-blokadnogho-lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "286511"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454345536"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Классный час на тему:"Дети блокадного Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(48) "klassnyi_chas_na_temu_deti_blokadnogo_leningrada"
    ["file_id"] => string(6) "598952"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1643229555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства