kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Диагностика умственного развития школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика умственного развития школьника- материал для проведения педсовета

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика умственного развития школьника»

Диагностика умственного развития школьника

Диагностика умственного развития школьника

  • ü     Низкий – ребенок не умеет  слушать другого человека, выполняет логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;
  • ü     Ниже среднего – ребенок не умеет слушать другого человека, допускает ошибки в выполнении логических операций в форме словесных понятий;
  • ü    Средний – ребенок не умеет слушать другого человека, простые логические словесные операции – сравнение, обобщение в форме словесных понятий – выполняет без ошибок. В выполнении более сложных логических операций – абстракция, конкретизация, анализ, синтез – допускает ошибки;
  • ü    Высокий – возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослых;
  • ü    Очень высокий – характеризуется тем, что ребенок может слушать другого человека, выполнять любые логические операции в форме словесных понятий
Результаты диагностики познавательной активности, проведенной показали, что неуспевающие ученики:

Результаты диагностики познавательной активности, проведенной показали, что неуспевающие ученики:

  • что они не умеют различать существенные и несущественные признаки понятий, они в равной мере стремятся запомнить и те, и другие; в результате новое понятие оказывается весьма слабо связанным в памяти с другими понятиями. А забываются существенные и несущественные признаки у неуспевающих учеников одинаково быстро.
  • усваивают меньшее количество операционных структур (это, например,  предписания для выполнения действий сравнения и умозаключения, а также эвристические стратегии), у них недостаточно развиты приемы рационального учения, решения учебных задач.
  • плохо организуют самостоятельную деятельность, недостаточно управляют собственными психическими процессами (т. е. их регуляцией).
Постепенно у неуспевающих учеников:      1) образуется пробел в знаниях, который препятствует усвоению нового материала;                                                                                2) замедляется развитие качеств умственной деятельности, таких, как активность, подвижность, самостоятельность;                                                              3) закрепляются дефекты внутренней организации и управления учебной деятельностью, самоконтроля и оценки  требований к успеваемости;                               4) падают познавательная мотивация и интерес к изучаемому предмету;                   5) постепенно формируется иная мотивация, ее появление сочетается с уклонением от активной умственной деятельности;                                                    6) теряется вера в себя, ученику начинает казаться, что ему не под силу понять новый материал, и все его усилия обречены на провал;                                               

Постепенно у неуспевающих учеников:     

  • 1) образуется пробел в знаниях, который препятствует усвоению нового материала;  

                                                                            

  • 2) замедляется развитие качеств умственной деятельности, таких, как активность, подвижность, самостоятельность;

                                                          

  •   3) закрепляются дефекты внутренней организации и управления учебной деятельностью, самоконтроля и оценки  требований к успеваемости;  

                         

  •   4) падают познавательная мотивация и интерес к изучаемому предмету;  

               

  • 5) постепенно формируется иная мотивация, ее появление сочетается с уклонением от активной умственной деятельности;    

                                              

  • 6) теряется вера в себя, ученику начинает казаться, что ему не под силу понять новый материал, и все его усилия обречены на провал;  

                                            

  • 7) ухудшается социальный статус ученика в классе.
Применение активных методов обучения на уроках

Применение активных методов обучения на уроках

Стратегия активного обучения разработана группой специалистов «Фонда Образования для Демократии», центр которого находится в Польше, базируется на теории американского исследователя профессора Д. Колба. Белоруссия, Украина, Польша, Германия и др. страны Евросоюза применяют активные методы обучения для тренировки космонавтов, разведывательных групп, для умения принимать групповые решения в разных условиях, в том числе и экстремальных. Есть различные варианты применения активных методов обучения в средней школе.

Стратегия активного обучения разработана группой специалистов «Фонда Образования для Демократии», центр которого находится в Польше, базируется на теории американского исследователя профессора Д. Колба. Белоруссия, Украина, Польша, Германия и др. страны Евросоюза применяют активные методы обучения для тренировки космонавтов, разведывательных групп, для умения принимать групповые решения в разных условиях, в том числе и экстремальных. Есть различные варианты применения активных методов обучения в средней школе.

Целесообразность применения технологии «Активные методы обучения» в процессе обучения в том, что она позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и  учебно-организационных умений.

Целесообразность применения технологии «Активные методы обучения» в процессе обучения в том, что она позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

  • Американские социологи проводили исследования и обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, и предложили ряд вопросов из разных областей наук.
! 10% то, что читаем Вос- приятие слов. 20% то, что слышим словесная расшифровка Иллюстрация. 30% то, что видим визуальная расшифровка 50% то, что видим и слышим Фильмы, выставки, экскурсии . восприятие и  участие 70% то, что говорим Участие в дискуссиях. Имитация участия в реальном процессе. деятельность 90% то, что говорим и делаем

!

10% то, что

читаем

Вос- приятие

слов.

20% то, что слышим

словесная

расшифровка

Иллюстрация.

30% то, что

видим

визуальная

расшифровка

50% то, что

видим и

слышим

Фильмы, выставки, экскурсии .

восприятие

и

участие

70% то, что

говорим

Участие в дискуссиях.

Имитация

участия в реальном процессе.

деятельность

90% то, что

говорим и

делаем

Вывод:

Вывод:

  • Объяснение простое: только 10% людей способны учиться с книгой в руках. Значит, только десяти процентам учащихся приемлемы методы в традиционной школе, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, по-другому: своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств , т.е. способы познания у разных людей разные.
Человека можно сравнить с айсбергом, который только на 1/8 выступает над водой, а 7/8 которого скрыта под водой. Большинство кораблей, плывущих в океанах, разбиваются чаще всего об эту невидимую часть айсберга. Большинство неудач педагогов бывает оттого, что забывает о чувствах и эмоциях ученика.
  • Человека можно сравнить с айсбергом, который только на 1/8 выступает над водой, а 7/8 которого скрыта под водой. Большинство кораблей, плывущих в океанах, разбиваются чаще всего об эту невидимую часть айсберга.
  • Большинство неудач педагогов бывает оттого, что забывает о чувствах и эмоциях ученика.
Активные методы обучения предполагают групповую форму работы.  Технология активных методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена на:

Активные методы обучения предполагают групповую форму работы.

Технология активных методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена на:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций;
  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;
  • обмен способов действия для решения проблемы;
  • взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Активные методы предусматривают проведение занятий через организацию игровой деятельности учащихся.

Активные методы предусматривают проведение занятий через организацию игровой деятельности учащихся.

  • Принципы педагогики игры:
  • 1.Добровольность участия.
  • 2. Избегать соперничества и освобождать положительные эмоции.
  • 3. Разнообразие используемых форм.
  • 4. Обращение внимания на все уровни коммуникации.
Методика деления на группы.

Методика деления на группы.

  • Деление на группы заранее планируется учителем. В группах не более 9 человек.
  • Деление на группы должно быть разнообразным, интересным. Недопустимо, чтобы образовывались группы «лучшие» и «худшие », а также работали одним составом, чтобы не выделился один лидер. На уроке работают группы сменного состава .
  • Цель: научиться делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились отношения, т. е. учиться налаживать контакт и совместно создавать новые творческие идеи.
Методика «Дерево решений».   «Дерево решений» является техникой принятия решений в ситуациях трудных и неоднозначных.

Методика «Дерево решений». «Дерево решений» является техникой принятия решений в ситуациях трудных и неоднозначных.

Перед началом занятий учитель обозначает проблему, которая будет обсуждаться, подготавливает таблицы для групп. Во время домашнего задания, полученного на предыдущем уроке, дети узнают конкретные факты, связанные с данной проблемой, историческими или природными условиями. Далее на уроке учитель предлагает группам исследовать проблему. Ученики выявляют плюсы и минусы поставленной проблемы, затем подробно анализируют все возможные варианты решений. Во время занятий учащиеся выполняют таблицу:
  • Перед началом занятий учитель обозначает проблему, которая будет обсуждаться, подготавливает таблицы для групп. Во время домашнего задания, полученного на предыдущем уроке, дети узнают конкретные факты, связанные с данной проблемой, историческими или природными условиями. Далее на уроке учитель предлагает группам исследовать проблему. Ученики выявляют плюсы и минусы поставленной проблемы, затем подробно анализируют все возможные варианты решений. Во время занятий учащиеся выполняют таблицу:

Проблема

+ (преимущества) - (недостатки)

Методика 6 х 6 х 6  («Шесть на шесть»).   Работа проходит в два этапа.

Методика 6 х 6 х 6 («Шесть на шесть»). Работа проходит в два этапа.

На первом этапе каждая группа получает отдельное задание. В результате работы участники в группах получают новые знания и умения, при этом каждый из них готовится представить результаты работы своей группы участникам других групп.  На втором этапе
  • На первом этапе каждая группа получает отдельное задание. В результате работы участники в группах получают новые знания и умения, при этом каждый из них готовится представить результаты работы своей группы участникам других групп.

  • На втором этапе идёт смена групп таким образом, чтобы в каждой из новых групп были представители всех групп с первого этапа. Сначала каждый участник в новой группе представляет результаты работы своей группы с первого этапа, а потом вся группа вместе выполняет задания, используя знания или умения, полученные на первом этапе, т. е. рассматривают один вопрос с трёх позиций и вырабатывают общий вывод трёхстороннего сотрудничества.
Канадские ученые выяснили, что смеяться людей побуждает юмор, и даже выделили три его вида. Смех у людей вызывает юмор, который, во-первых, наполняет человека чувством собственного превосходства. Во-вторых, юмор, помогающий отвлечься от рутины и проблем. Наконец, смех провоцируют шутки, основанные на нелепости, каламбуре (например,  «Откройте, это милиция!» -  «А кто вас там закрыл?»).

Канадские ученые выяснили, что смеяться людей побуждает юмор, и даже выделили три его вида. Смех у людей вызывает юмор, который, во-первых, наполняет человека чувством собственного превосходства. Во-вторых, юмор, помогающий отвлечься от рутины и проблем. Наконец, смех провоцируют шутки, основанные на нелепости, каламбуре (например, «Откройте, это милиция!» - «А кто вас там закрыл?»).

Методика «Ковёр идей». «Ковёр идей» - один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.

Методика «Ковёр идей». «Ковёр идей» - один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.

Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».  Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.  Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.  Четвёртый этап
  • Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».
  • Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.
  • Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.
  • Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.
Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика. В тоже время не надо использовать эти методы без поиска ответа на вопрос : для чего их используем и какие в результате этого могут быть последствия (как для учителя, так и для учеников).  Применять данные методики не обязательно все на одном уроке.
  • Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика. В тоже время не надо использовать эти методы без поиска ответа на вопрос : для чего их используем и какие в результате этого могут быть последствия (как для учителя, так и для учеников).
  • Применять данные методики не обязательно все на одном уроке.
На уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем: иногда в силу своих психологических возрастных особенностей дети не могут совладать со своими эмоциями. Поэтому эти методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.
  • На уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем: иногда в силу своих психологических возрастных особенностей дети не могут совладать со своими эмоциями. Поэтому эти методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.
Гипотеза :  «Уровень умственного развития  зависит от количества и качества выполняемых заданий, направленных на развитие психических процессов».  Она подтвердилась, на самом деле, чем раньше выявить отклонение и провести ряд мероприятий: выполнение заданий и тестов, тем выше будет уровень развития ребенка в дальнейшем

Гипотеза : «Уровень умственного развития зависит от количества и качества выполняемых заданий, направленных на развитие психических процессов».

Она подтвердилась, на самом деле, чем раньше выявить отклонение и провести ряд мероприятий: выполнение заданий и тестов, тем выше будет уровень развития ребенка в дальнейшем

  • Все выше сказанное позволяет сделать вывод:

если вся работа была спланирована с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка, то коэффициент усвоения учебных знаний, формируемых умений будет максимально высок для каждого конкретного ученика. А эффекта можно добиться в том случае, если диагностика будет проводиться в системе, то есть будет вестись целенаправленное отслеживание развития ребенка. В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:

  • во-первых, достигается ли цель образовательного процесса;
  • во-вторых, существует ли динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;
  • в-третьих, существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя;
  • в-четвертых, соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося.
  • Кроме того, мониторинг формирует у преподавателя способность к рефлексии, умению прогнозировать результаты, делать корректировку самим преподавателем собственного практического опыта. И, наверное, он может помочь решить, казалось бы, неразрешимую проблему “Как научить каждого?”.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Диагностика умственного развития школьника

Автор: Баратова Тельмира Тельмановна

Дата: 29.03.2017

Номер свидетельства: 404499

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Психологический мониторинг в работе с учащимися "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(72) "psikhologhichieskii-monitoringh-v-rabotie-s-uchashchimisia-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "116950"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412667074"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КАК ПОМОЧЬ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ В ОБУЧЕНИИ?»"
    ["seo_title"] => string(60) "roditielskoiesobraniiekakpomochmladshimshkolnikamvobuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "334177"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465752140"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "ШТУР в формате exel "
    ["seo_title"] => string(21) "shtur-v-formatie-exel"
    ["file_id"] => string(6) "184001"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1425984757"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Выявление и развитие одарённых детей класса через урочную и внеурочную деятельность» (из опыта работы)"
    ["seo_title"] => string(103) "vyiavlieniieirazvitiieodarionnykhdietieiklassachieriezurochnuiuivnieurochnuiudieiatielnostizopytaraboty"
    ["file_id"] => string(6) "271300"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451449744"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(152) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii-chieriez-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121586"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413998548"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства