на заседании МО протокол №1 Директор школы – интерната
воспитателей от « ____»______________2016 Н.Ф. Шевченко ____________
протокол № _____/__________________/
от «____»________________2016 г.
______/_________________/
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«МЫ И ЗДОРОВЬЕ, МЫ И СПОРТ»
год внедрения 2016
1 этап внедрения
Составители:
Воспитатель: Кохтенко М.А.
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
“Воспитание — великое дело: им решается участь человека”.
В.Г. Белинский.
Нормативно - правовой базой для составления программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобразования России и науки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Приказ Минобразования России и науки РФ от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России и науки РФ от 17.12.2010 N 1897 "
Федеральный государственный стандарт основного общего образования
Основная образовательная программа основного общего образования Новошахтинской школы-интерната на 2016-2017 учебный год для 5, 6, 7 классов.
Цель и задачи программы воспитания
Цель программы:
Развитие физических способностей ребенка и формирование личности, имеющей нравственные идеалы, исполненной достоинства, уважения к другим людям.
Задачи:
Формировать негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме.
Развивать способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию.
Развивать способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.
Создавать условия для развития физических, творческих и интеллектуальных способностей детей.
Формировать самостоятельность обучающихся, вовлекать школьников в массовый спорт, в регулярные систематические занятия физической культурой.
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
Мотивировать личные спортивные достижения каждого воспитанника.
Создавать атмосферу общности интересов, сплоченности, сопричастности.
Принципы воспитательного процесса:
воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной средой: потребности и мотивы ребёнка, определение того, что является главным для ребёнка на данный момент.
единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений…
эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.
Таким образом, осуществляются основные требования организациив целом образовательного процесса в классе:
Личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, опора на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
Педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребёнка.
Природосообразность: воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психологических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения.
Введение в жизнь ребёнка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцом и участником этих дел.
Интеграция и дифференциация совместной деятельности классного руководителя, воспитателя и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе — определение общих целей педагогов и обучающихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Основные требования к организации и содержанию воспитательного процесса
Что такое воспитание? Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию ребёнка, самоопределению в социуме. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком в начале с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.. Воспитание происходит и на прошлом, и на устремлённом в будущее. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью. Особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы: от дошкольного детства к школьному, от детства к подростковому возрасту, от него к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В Федеральных государственных стандартах общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и других ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.
Личностная культура:
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — »становиться лучше«;
развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.
Социальная культура
готовность молодых россиян солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;
доверие к другим людям, общественным и государственным институтам;
забота о преуспевании и целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.
Семейная культура
сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших; бережное отношение к жизни человека, продолжение рода
В воспитательном процессе используются разнообразные средства воспитания: игра, познание, предметно-практическая и профессиональная деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры, элементы духовно-нравственной культуры.
В воспитательном процессе выделяются факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстники) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура).
Формы организации воспитания:
урочная;
внеурочная;
внешкольная.
В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного общения.
Критерии качества воспитательной работы
Перечень основных критериев:
Самочувствие ребёнка в школе (критерий отношений).
Уровень воспитанности (критерий факта).
Воспитательный коллектив (критерий коллектива).
Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
Подготовленность к жизни (критерий времени).
Единство воспитания и диагностики (критерий системности работы).
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, взаимоуважения и принятия мира ребенка как равного.. Разработана для обучающихся 5 – 7 классов и рассчитана на три года. Оценка личностных достижений школьников в процессе духовно-нравственного развития может осуществлять с помощью портфолио. Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития
Программа рассчитана на три года и реализуется в три этапа.
I этап (5 класс)
« Мы и здоровье, мы и спорт»
Цель: сплочение коллектива класса, формирование физической активности учащихся;
Основные задачи развития:
- овладение базовыми знаниями и умениями;
- - формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение основ техники по виду спорта;
- укрепление здоровья воспитанников.
I I этап (6 класс)
«Дорога к успеху»
Цель:выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои действия.
Основные задачи развития:
- устранение недостатков физического развития;
- формирование устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом;
Цель: создание условий для самореализации учащихся.
Основные задачи развития:
- формирование устойчивого интереса занятиями спортом;
- обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности); профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;
Изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование); организация групповых занятий со школьным психологом
Планируемые результаты:
Сплоченность коллектива
Лидерские качества
Тяга к спорту
Направления воспитательной программы:
Гражданско-патриотическое воспитание;
Правовое воспитание, профилактика правонарушений и преступлений среди подростков;
Структурными составляющими настоящей программы являются следующие компоненты:
пояснительная записка; основные требования к содержанию и организации воспитательного процесса; критерии качества воспитательной работы; условия реализации программы; возрастные особенности младших подростков (учащихся 5-7 классов); содержание программы; планирование работы с классным коллективом по ступеням; диагностика изучения личности воспитанника; приложения.
Работа с родителями:
тематические родительские собрания;
классные часы – пресс-конференции с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;
индивидуальные беседы;
совместные детско-родительские профориентационные игры.
Критерии эффективности воспитательной работы
Способность эффективно и целенаправленно влиять на развитие личности воспитанника;
Защищенность и комфортность воспитанника;
Удовлетворенность родителей и педагогов жизнедеятельностью в данном классе;
Сформированность коллектива;
Эффективность реализации индивидуальных спортивных и образовательных навыков;
Список литературы
Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,2010.
Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. – Красноярск, 2007
Петухов А.А. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения. 2006 г.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(181) "Использование элементов национальных видов спорта народов Севера на занятии физической культуры "
["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-eliemientov-natsional-nykh-vidov-sporta-narodov-sieviera-na-zaniatii-fizichieskoi-kul-tury"
["file_id"] => string(6) "134308"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1416734026"
}
}