Просмотр содержимого документа
«"Работа учителя трудового обучения в коррекционной школе "доклад»
Костанайская область г.Аркалык
КГУ «Аркалыкская коррекционная школа»
Бекенова А.К. – учитель технологии
Доклад на тему:
Работа учителя трудового обучения в коррекционной школе
Главная задача трудового обучения в коррекционной школе состоит в том, чтобы максимально облегчить выпускникам школы их адаптацию в обществе. Правильным выбором и умелым применением методов обучения во многом определяется качество знаний, умений и навыков учащихся. Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют их ощущения и восприятие. При чувственном восприятии образы изучаемого материала формируются быстрее, дольше сохраняют в памяти, чем и объясняется эффективность использования средств наглядности. Именно по этой причине наглядность, ее функции, характер и приемы ее использования в учебном процессе коррекционной школы играют (или, по крайней мере, должны играть) ведущую роль. Без них трудно будет представить себе и повышение теоретического уровня знаний школьников в овладении ими практическими технологиями.
Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и другие известные педагоги подчеркивали важную роль наглядности в обучении. Сполна разделяют их точку зрения и авторы современных исследований проблемы наглядности. Особая роль отводится наглядности при обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрение, слух), средства наглядности обеспечивают разностороннее восприятие объекта и полное формирование какого-либо образа или понятия, способствуя, таким образом, более прочному усвоению знаний и поддерживая интерес учащихся к учебной деятельности. Наряду с этим, наглядность выполняет и такие важные функции в учебном процессе, как убедительности обучения и выработка у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.
Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом пособии. При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученикам вычленять, группировать существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор формы сочетания наглядности со словом учителя. Во многих случаях источником знания выступает наглядное пособие, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.
В коррекционной школе принцип индивидуального подхода в обучении приобретает значение особенное. Успех индивидуального подхода в обучении зависит от глубины изучения учителем особенностей своих учащихся. Знание индивидуальных особенностей учащихся, в свою очередь, помогает учителю правильно планировать и проводить уроки. Например, со слабыми учащимися я провожу обычно дополнительный инструктаж с показом раскладки выкроек. Учитываю степень утомляемости и темпы работы каждой ученицы, чтобы соответственно индивидуализировать объем учебных заданий. Непременно учитываю состояние слуха и зрения учащихся, так как особенности этих анализаторов известным образом влияют, прежде всего, на процесс усвоения знаний и выработку трудовых навыков и, следовательно, определяют подбор методических приемов обучения. С первых уроков с помощью наблюдений и диагностики я выделяю группы сильных, средних, и слабых учеников. Сильным ученикам даю большую самостоятельность и на занятиях предлагаю карточки-задания повышенной сложности. Слабые учащихся требуют постоянного контроля и помощи.
Многие учащиеся успешно овладевают одним из технологических приемов и слабее владеют другим. При распределении практических работ я учитываю как индивидуальные особенности, так и объем работы. К примеру, на уроках труда какая-то ученица хорошо усваивает теоретический материал, но отстает в практической работе. Что как раз и предполагает необходимость индивидуального подхода к учащимся. Рассмотрим это на примере изучения темы «Пошив юбки».
Объявлены тема и цель урока, ученицы повторили основные моменты соответствующего раздела «Машиноведение», проведен инструктаж по технике безопасности. После этого каждая ученица получает индивидуальную инструкционную карту соответствующей группы сложности, где предусмотрена последовательность выполнения операций. Наблюдаю, как одна ученица, не дожидаясь окончания теоретической части урока, прямо-таки жаждет поскорее начать практическую работу. Вот она начала работать. На инструкционную карту – ни малейшего внимания. Слежу за работой ученицы: движения излишне резкие, и стремительные, действует она напряженно, забывает об аккуратности и культуре труда. Заметив, что за ней наблюдают, вспыхнула, засуетилась и растерянно озирается. Выручает индивидуальный подход…
Одной из важных задач учителя труда является коррекция недостатков психического развития учащихся. Для того чтобы сформировать у учащихся соответствующие навыки планирования и самоконтроля, переноса ранее усвоенных знаний в новые условия, с ними необходимо проводить специальную коррекционно-воспитательную работу. Без нее учащиеся оказываются не подготовленными к сознательному усвоению трудовых знаний и самостоятельной трудовой деятельности.
На уроках труда я считаю нелишним учить школьников грамотно выражать свои мысли, поскольку их обиходная речь, как правило, отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности и выразительности. Для этого использую кодирование темы урока и его основных понятий, наименования инструментов зашифровываю шарадами, ребусами, загадками. Детям это интересно. Приведу пример использования подобного приема. Вывешивается плакат, где нарисовано дерево, на нем птицы, каждая из которых держит в клюве слог. Задание: «Давайте все вместе «соберем» из «птичьих» слогов нужное нам сейчас слово и напишем его на доске». Я постоянно учу детей правильно строить предложения и давать на вопросы полные ответы. Как говорится, плавать можно научиться только в воде. Речь – один из действенных способов познания действительности, она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Язык усваивается ребенком в общении, в процессе и речевой деятельности, и трудовой.
На уроках трудового обучения я веду работу по профориентации. По причине особенностей умственного и физического развития учащихся профориентационная работа в условиях коррекционной школы отличается большим своеобразием, что, в свой черед, лишает ученика возможности свободного выбора профессии. Наши ученики, разумеется, знакомятся с профессиями воспитателя, учителя, врача, шофера и другими, но в этом ряду присутствуют и рабочие специальности, необходимые на прядильной, ткацкой, швейной фабриках. Отдельные наши школьницы - и в принципе, и в перспективе - этими специальностями овладеть смогут вполне.
В своей практической работе по обучению учащихся профессии я вижу три направления:
коррекцию развития учащихся через посредство швейного дела;
обучение непосредственно профессии (выработка качественных и скоростных показателей и выносливости в труде);
У некоторых наших учащихся по причине снижения интеллекта заметно снижена и работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы в условиях преодоления физических нагрузок. Объясняется это не только недостатками физического развития, но и дефектами эмоционально-волевой сферы, в результате чего дети не способны проявить волевые усилия там, где это требуется.
В заключение стоит сказать о том, что большого внимания к себе требует организация и проведение заключительного занятия, когда ученики оценивают свою работу не по качеству, а по количеству усилий, которые были вложены ими в осуществление трудовых операций. Предвидеть возможные конфликты в таких ситуациях мне помогает индивидуальный подход к учащимся. Пусть каждая ученица уйдет с урока удовлетворенной.
Индивидуальная работа на уроках трудового обучения
Наша методобъединение работает над проблемой «Подготовка учащихся школы к производственному труду и самостоятельной работе». Я обучаю школьников с 4-го по 9-й классы, то есть от начала их профессиональной деятельности и до выпуска, когда им надо будет определиться с выбором профессии. Работа над моей темой по самообразованию «Индивидуальная работа на уроках трудового обучения» помогает совершенствовать методику проведения уроков.
Специальной задачей коррекционной школы является исправление дефектов развития умственно отсталого ребенка. Решение этой задачи происходит в процессе разностороннего воспитательного воздействия на ход развития учащихся и в процессе обучения детей трудовым навыкам. Во вспомогательной школе обучаются дети с нарушениями функций высшей нервной деятельности, что выражается в умственной отсталости. Методы и приемы работы с детьми во вспомогательной школе должны обеспечить не только сообщение знаний и навыков, но и одновременно должны оказать влияние на ход умственного развития детей. Поскольку формы умственной отсталости весьма разнообразны, особо важной значение во вспомогательной школе приобретает принцип индивидуального подхода в обучении. Успех индивидуального подхода в обучении и воспитании зависит от глубины изучения учителем особенностей своих учащихся. Знание индивидуальных особенностей помогает учителю правильно планировать и проводить уроки. Учитель должен знать состояние утомляемости и темпы работы каждого ученика, чтобы соответственно индивидуализировать объем учебных заданий. Изучение индивидуальных особенностей учащихся будет более успешным, если учитель будет знать наиболее характерные особенности различных типов умственной отсталости. Учет различий в умственном развитии ребенка с ранним поражением мозга и ребенка с более поздним поражением (например, нарушения в результате травматизма или заболевания) дает учителю ключ к пониманию индивидуальных особенностей ученика и помогает сделать оправданный выбор педагогических средств воздействия на его развитие.
Успех обучения и воспитания зависит не только от того, как обучает учитель, но и от того, как учится сам ученик, каково его психическое состояние на уроке при усвоении знаний, от выработки умений и навыков. В основе индивидуального подхода непременного компонента любой прогрессивной системы учебно-воспитательных мероприятий лежит учет своеобразия психических процессов и индивидуально-психологических особенностей ученика.
Индивидуальные особенности, которые проявляются в поведении ученика в его знаниях и навыках в известной мере объясняются типами его нервной системы и теми системами нервных связей, которые сформировались у школьника под действием жизненных условий и воспитания. Вот почему учителю трудового обучения, независимо от класса, где он работает, так важно овладеть известными навыками, позволяющими ему не только фиксировать определенные явления в психическом состоянии ученика, но и управлять им. Исследования восприимчивости к обучению детей-олигофренов показывают, что учащиеся коррекционной школы распределяются на группы по различным параметрам.
Индивидуальный подход к учащимся на уроках труда рассмотрим на примере освоения по темы «Пошив юбки-солнца». После того, как будет объявлены и объяснены тема и цель урока, проведен инструктаж по технике безопасности, повторив машиноведение, каждый ученик получил свою индивидуальную инструкционную карту, в которой предусмотрена последовательность операций. Но при этом обязательно учитывается объем рабочего задания для сильного, среднего и слабого ученика.
Необходимо различать такие понятия, как индивидуальное обучение и индивидуальный подход в обучении. Индивидуальное обучение предполагает занятия с отдельными учащимися по особой программе, индивидуальный подход в обучении ставит целью создание оптимальных условий обучения для каждого учащегося группы, занимающейся по общей программе. Такой подход учитывает индивидуальные способности и другие особенности личности каждого ученика. В трудовом обучении учащихся коррекционной школы рекомендуется применять бригадно-звеньевые формы работы, которые по коллективному характеру выполнения заданий наиболее близки к производственным условиям. Эти формы работы должны применяться с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. Например, при пооперационном выполнении задания более способным учащимся поручают операции сложнее. Участие школьников в кружковой работе не обходится без индивидуального подхода, важно правильно организовать работу кружка. Таким образом, индивидуальный подход к учащимся в коррекционной школе - не самоцель, а путь к подведению детей к нормальным формам учебной деятельности. Путь преодоления негативных индивидуальных особенностей в умственном развитии детей.