Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пожарная безопасность"»
ГКОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа – интернат»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
зам.директора по УВР Директор:______Т.С.Кононова
_________С.Н. Резинкова от «__»________2017г.
от « »________2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Дружина юных пожарных»
Катаускас Яна Александровна
Рассмотрено на заседании ШМО «Росток»
руководитель ШМО: Е.Е.Максимова
_______________________
Протокол №____
от «__»________2017г.
2017 год
Пояснительная записка
Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.
А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача взрослых - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников.
Цель программы:
обучение учащихся мерам пожарной безопасности, умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, помогать себе и окружающим, а также пропаганда пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров.
Исходя из данной цели, основными задачами программы являются:
1. Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
- развитие детского технического творчества,
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:12 – 16 лет
Реализация программы: программа разработана на 4 года, в год - 68 часов, 2 часа в неделю.
Формы и виды работа: беседы, инструктажи, экскурсии в ПЧС, игры, выставки, турниры, викторины, соревнования, выступления агитбригады.
Уровни воспитательных результатов
1 уровень
Приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни - инициативное участие в социальных акциях, организованных взрослыми.
2 уровень
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом – участие в КТД (коллективное творческое дело).
3 уровень
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия - социально-образовательный проект.
Ожидаемый результат
Выполнение задач, стоящих перед программой позволит получить:
повышение уровня теоретических знаний по ПБ;
правила пожарной безопасности в общественных местах;
умение пользоваться огнетушителями;
умение оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
повышение ответственности учащихся за свое поведение.
Методы и средства обучения
словесные – рассказы, беседы, круглые столы и т. д.;
наглядные - показ иллюстрационного материала (плакатов, схем, мультимедийных пособий и т.д.);
практические - выполнение практических заданий, участие в тренинговых и игровых формах проверки знаний по ПБ, решение задач, кроссвордов, тестов, экскурсии;
исследовательские - работа с книгой и иными источниками информации по тематике программы.
Методы достижения цели
Направление внеурочной деятельности – общекультурное. Ребята не только обучаются сами, они передают свои знания другим: участвуют в общешкольных мероприятиях по безопасности, выступают с агитационной программой. Внеурочная деятельность направлена на формирование у обучающихся основных знаний, умений и навыков по пожарной безопасности. Таким образом, дети овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПБ среди детей и подростков. В рамках программы учащиеся школы приобретают знания по технике безопасности и жизненно важным навыкам; усваивают правила оказания первой доврачебной медицинской помощи. У учащихся формируется интерес к регулярным занятиям спортом, улучшается физическая и психологическая подготовка. Полученные результаты позволяют оценивать состояние работы по формированию правил безопасного поведения, развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения. Программа способствует решению проблемы обеспечения безопасности детей и подростков, а также воспитанию здорового поколения. Она оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств детей, обогащение их положительного опыта.
Содержание программы
Первый год обучения
Раздел
Часы
Введение. Цели и задачи юных пожарных.
1
Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций
4
Огонь и друг, и враг человека.
4
От чего происходят пожары?
4
Берегите жилище от пожаров.
14
Противопожарный режим в школе
3
Прикладной спорт юных пожарных
12
Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование
3
Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности.
6
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации
3
Оказание первой помощи пострадавшим.
8
Профилактика пожаров.
6
Итого:
68
Введение. Цели и задачи юных пожарных (1 ч.):
Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка.
Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций (4 ч.):
История создания пожарной охраны в России.
Огонь и друг, и враг человека (4 ч.):
Огонь. Физико-химические основы горения.
Источники воспламенения. Виды строительных материалов.
Виды горючих веществ.
Треугольник огня.
Берегите жилище от пожаров (14 ч.):
Правила поведения при пожаре (общие).
Правила поведения при пожаре в квартире.
Правила поведения при пожаре на даче.
Правила поседения при пожаре в общественных зданиях.
Правила поведения при лесных пожарах.
Как вызвать пожарную охрану.
Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате.
Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным.
Что делать, если на тебе загорелась одежда.
Противопожарный режим в школе (3 ч.):
План эвакуации школы, система оповещения при пожаре.
Прикладной спорт юных пожарных (12 ч.):
Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту.
Разучивание полосы препятствий по этапам.
Учебно-тренировочные занятия.
Комплексное преодоление полосы препятствий.
Проведение соревнований. Пожарная эстафета
Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование (3 ч.):
Оборудование, используемое при пожарах, пожарный щит, автомобили пожарных.
Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности (6 ч.):
Чем тушат пожары.
Виды огнетушителей. Виды костров.
Правила разведения костра.
Знаки безопасности.
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Обслуживание АПС.
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации (3 ч.):
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Обслуживание АПС.
Оказание первой помощи пострадавшим (8 ч.):
Понятие о травмах. Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы.
Правила наложения повязок. Виды повязок, наложение повязок на различные места тела.
Переломы костей. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах.
Термические поражения и обморожения. Виды ожогов, ПМП при ожогах.
Электротравмы. Травматический шок и его профилактика.
Профилактика пожаров (6 ч.):
Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности. Как оформить стенгазету. Как оформить тревожную информацию. Как вести себя на сцене. Как заставить себя слушать.
Учащиеся должны знать, уметь:
- основные направления, формы и методы ДЮП;
- основные правила пожарной безопасности в жилье, в школе, в лесу;
- причины возникновения пожаров и меры предупреждения пожара при обращении с огнем и электрическими приборами;
- основные направления работы государственная противопожарная служба;
- специфику применения первичных средств пожаротушения;
- порядок оказания первой помощи при пожаре;
- правила разведения костра в лесу;
- значение профилактической работы с учащимися образовательного учреждения с целью предупреждения пожаров по вине детей, гибели и травматизма детей при пожарах.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной безопасности;
- предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия;
- оказывать первую помощь при пожаре;
- убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитию им навыков пожаробезопасного поведения;
- планировать профилактическую деятельность с ровесниками и младшими школьниками;
- применять на практике методы и формы пропаганды пожарной безопасности;
- реализовывать свои творческие способности при проведении профилактической работы по ППБ;
- изготовлять материалы и оборудование для проведения различных мероприятий по противопожарной профилактике (карточки, газеты, плакаты, листовки, схемы);
- проводить игры, беседы, развлечения с детьми младшего возраста;
- взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы.
Второй год обучения
Раздел
Часы
Огонь-друг и враг человека
8
Пожары в мировой истории. Из истории развития пожарной охраны
6
Причины возникновения пожаров
9
Как действовать при пожаре?
10
Соблюдение пожарной безопасности в школе и дома
6
Средства пожаротушения
7
Возникновение пожаров в общественных местах.
10
Поражение электрическим током и молнией.
2
Итого:
68
Огонь-друг и враг человека (8 ч.):
Ознакомить детей с правилами ТБ. Значение огня в жизни человека. Польза и вред огня для человека. Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную. Шалости с огнем и их последствия. Профессия пожарного. Познакомить детей с профессией пожарного, учить ценить мужество и героизм людей этой профессии. Учить детей соблюдать правила пожарной безопасности, обучать действиям при возникновении пожара.
Пожары в мировой истории. Из истории развития пожарной охраны (6 ч.):
Погребальные костры. Лесные пожары. Пожар в степи.
Ознакомить детей с материалами, рассказывающими о событиях, связанных с пожарами в мировой истории, фрагментами широко известных литературных произведений, запечатлевших пожары, крупные катастрофы. Задача пожарной охраны. Предупреждение пожаров. Использование последних достижений техники. Убедить детей в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды. Прививать навыки осторожного обращения с огнем.
Причины возникновения пожаров (9 ч.):
От маленькой искры большой пожар бывает. Что нужно делать при пожаре.
Закрепить знания детей о правилах ПБ, развивать умение находить решения в ЧС. Познакомить детей с причинами возникновения пожаров, со степенью их опасности, развивать умение правильно действовать в случае обнаружения пожаров. Разгадывать загадки, ребусы, анализировать рисунки опасных ситуаций.
Как действовать при пожаре? (10 ч.):
Пожарная служба 01. Предвидение и прогнозирование небезопасной ситуации. Отрабатывать последовательность действий в случае возникновения пожара, вызов по телефону пожарной службы 01.
Соблюдение пожарной безопасности в школе и дома (6 ч.):
Если возник пожар (игра-загадка). Отработать последовательность действий в случае возникновения пожара. Учить детей правильно действовать в ЧС, закреплять знания правильного поведения при пожаре, прививать навыки осторожного обращения с огнем. «Это я, это я, это все мои друзья!» (игра-загадка). Учить детей соблюдать правила ПБ, обучать действиям при возникновении пожара.
Средства пожаротушения (7 ч.):
Если возник пожар. Выработать представление о способах тушения пожара, закрепить знания о вызове пожарной службы 01.
Возникновение пожаров в общественных местах (10 ч.):
Возникновение пожара в помещении, в транспорте, на природе. Правила безопасного обращения с огнем.
Разобрать причины, по которым может возникнуть пожар в помещении, в транспорте, на природе, учить детей правилам безопасного обращения с огнем.
Поражение электрическим током и молнией (2 ч.):
Изучить правила безопасного поведения с электроприборами, показать, чем опасно поражение электрическим током, научить оказывать первую помощь при поражении электрическим током.
Что такое молния и как вести себя во время грозы. Правила электробезопасности. Научить детей предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с поражением молнией.
Учащиеся должны знать, уметь:
-правила пожарной безопасности;
- последовательность действий во время пожара;
-назначение профессии пожарного;
- телефон пожарной службы 01;
- основные способы тушения пожара;
- противопожарные объекты в здании;
- меры предосторожности при обращении с предметами с предметами бытовой химии, аэрозолями;
- основные типы огнетушителей;
- правила безопасного обращения с электроприборами;
- причины получения ожогов.
- осторожно обращаться с электроприборами;
- находить решение в ЧС;
- правильно действовать в случае обнаружения пожаров;
- вызвать по телефону пожарную службу 01;
- прогнозировать и предвидеть небезопасные ситуации;
- правильно пользоваться газовым оборудованием;
- оказывать первую помощь при поражении электрическим током, молнией;
- оказывать помощь при ожогах.
Третий год обучения
Раздел
Часы
Становление пожарного дела
5
Отчего происходит пожары
3
Сигарета - яд и пожар
2
Сколько стоит пожар?
3
Пожарная безопасность. Общие понятия
5
Люди огненной профессии
5
Летний пожароопасный сезон
7
Главное - самообладание. Практические занятия по эвакуации
4
Тайны огня. Огонь- друг, огонь – враг
6
С огнем не шути
6
Служба 01
6
Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге
4
Дым над лесом
7
Обобщение изученного
5
Итого:
68
Становление пожарного дела (5 ч.):
Опустошительные пожары на Древней Руси. Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами.
История создания противопожарной службы.
Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Медали “За отвагу” , “ За спасение погибавших”.
Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”.
Экскурсия в пожарную часть, районную пожарно-техническую выставку. Дружины юных пожарных.
Отчего происходит пожары (3 ч.):
Пожар как сложный физико-химический процесс горения.
Основные причины пожаров: неосторожность обращения с огнём, неисправность или неправильная эксплуатация электрооборудования, детская шалость с огнём и др. Самовозгорание.
Характерные примеры пожаров.
Сигарета - яд и пожар (2 ч.):
Курение - самая распространенная из вредных привычек. Вред курения. Причины курения подростков.
Опасность курения в постели и неосторожного обращения с не затушенной сигаретой. Примеры пожаров.
Пожарная безопасность-комплекс организованных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращения пожара. Инженерно-технические мероприятия.
Противопожарный режим. Правила содержания и эксплуатации первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов.
Технические и автоматические средства противопожарной защиты.
Уголовная, административная дисциплинарная ответственность в отношении виновных лиц.
Люди огненной профессии (5 ч.):
Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь.
Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный. Работа с пожарно-техническим вооружением.
Государственная противопожарная служба. Структура. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных. Специализированные пожарно-технические группы.
Телефон “01”. Создание региональных спасательных отрядов.
Встреча с сотрудниками пожарной охраны. Посещение пожарно-технической выставки.
Летний пожароопасный сезон (7 ч.):
Необходимость сохранения лесных массивов. Большой материальный ущерб от лесных пожаров.
Защита населённых пунктов, производственных объектов, линий электропередач и др.
Большая трудоемкость работ.
Основные способы тушения. Опасность для людей, находящихся в лесу.
Административные меры взыскания за нарушения противопожарного режима в лесу.
Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа. Лесные пожары в Подмосковье 1972, 1976, 1981, 1992, 1999, 2002 годов.
Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров. Экскурсия в лес на место бывшего пожара.
Главное - самообладание. Практические занятия по эвакуации (4 ч.):
Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности.
Действия по сохранению личной жизни до прибытия пожарных подразделений.
План эвакуации людей в случае возникновения пожара, как обязательное организационное мероприятие по упорядоченному, эффективному, самостоятельному спасению жизни.
Практические занятия по отработке плана эвакуации из школы.
Тайны огня. Огонь - друг, огонь – враг (6 ч.):
Огонь - одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который похитил огонь и принес его людям.
Огонь как целительная сила и защита от болезней. Применение огня и пара в промышленности.
Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для людей. Опустошительная сила атомного огня.
Основные причины пожаров. Конкретные примеры пожаров в области, районе, городе.
Человек сильнее огня.
Демонстрация видеофильмов
С огнем не шути (6 ч.):
Костер - как источник пожара. Игра с фейерверками, самопалами, ракетами, хлопушками, бенгальскими огнями, предметами бытовой химии.
Пожаровзрывоопасные свойства легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Пожарная опасность телевизоров. Первоочередные действия при его загорании. Газовая плита.
Тушение пожаров подручными средствами. Правила содержания и использования огнетушителей.
Служба 01 (6 ч.):
История создания противопожарной службы. Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования.
Пожарная техника. Внутренний распорядок в пожарных частях. Телефон “01”.
Пожарный - одна из наиболее опасных профессий. Необходимые качества.
Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге (4 ч.):
Причины загорания одежды. Действия человека, если на нём загорелась одежда. Первая доврачебная помощь при ожогах.
Практические занятия: отработка приёмов тушения одежды. Первая медицинская помощь при ожогах.
Дым над лесом (7 ч.):
Необходимость сохранения лесных массивов, продолжительность восстановления уничтоженного леса. Экологические последствия. Опасность для людей, оказавшихся в горящем лесу.
Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров. Экскурсия в лес на место бывшего пожара.
Обобщение изученного (5 ч.):
- демонстрация видеофильмов.
- тестирование по изученному.
- игры на пожарную тематику.
Учащиеся должны знать, уметь:
- основные положения нормативных документов по организации тушения пожаров и ведения аварийно-спасательных работ;
- особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудование, приборов, инструментов, приспособлений;
- приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
- способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах.
- основные правила пожарной безопасности в жилье, в школе, в лесу;
- причины возникновения пожаров и меры предупреждения пожара при
обращении с огнем и электрическими приборами;
- специфику применения первичных средств пожаротушения;
- порядок оказания первой медицинской помощи при пожаре;
- правила разведения костра в лесу;
- применять первичные средства пожаротушения;
- применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
Четвертый год обучения
Раздел
Часы
От чего происходят пожары
3
История создания пожарной охраны
7
Противопожарный режим в жилом доме
5
Безопасное использование бытовой техники
5
Правила безопасного поведения на кухне
4
Оказание помощи при ожогах
4
Главные причины лесных пожаров
3
Правильные действия во время грозы
3
План пожарной эвакуации в школе, дома и на даче
4
Противопожарный режим в школе
4
Назначение и оборудование пожарного щита
4
Первичные средства пожаротушения
3
Что делать, если квартиру покинуть нельзя
5
Причины возгорания телевизора и способы его тушения
4
Действия при пожаре в доме
4
Подведение итогов
6
Итого
68
От чего происходят пожары (3 ч.):
Детские шалости с огнем. Небрежность – основная причина возникновения пожаров. Почему курильщика называют «поджигателем».
Практическая работа: причины пожаров по неосторожности.
История создания пожарной охраны (7 ч.):
Создание первых частей российской пожарной охраны. Переход пожарной охраны на Профессиональную основу. Типовой штат пожарной команды 18 века. Что принес научно-технический прогресс 20 века в оснащении частей пожарной охраны.
Практическая работа: я пожарный.
Структура государственной противопожарной службы. Основные задачи государственной противопожарной службы. Кто занимается пожарной охраной в микрорайоне школы. Где находится служба пожарной охраны.
Противопожарный режим в жилом доме (5 ч.):
Назвать основные причины пожаров в быту. Основные обязанности граждан по соблюдению ППБ. Что делать при утечке газа в квартире. Что делать при возникновении пожара. Действия жителей дома при наличии пострадавших. Телефоны экстренной помощи.
Практическая работа: пожар в газифицированной квартире.
Безопасное использование бытовой техники (5 ч.):
Соблюдение правил пожарной безопасности при использовании бытовых электронагревательных приборов. В чем заключается опасность для человека при неаккуратном использовании бытовой техники. Какие меры пожарной безопасности надо применять при украшении новогодней елки и проведения новогодних праздников.
Практическая работа: пожар дома в новый год.
Правилабезопасного поведения на кухне (4 ч.):
Правила безопасного использования газовых плит и других устройств для приготовления пищи. Как обращаться с открытым огнем на кухне. Чем опасен для человека дым и огонь. Назвать признаки отравления угарным газом. Способы защиты органов дыхания.
Практическая работа: я готовлю обед сам или как пользоваться бытовыми электроприборами и газовой плитой на кухне.
Оказание помощи при ожогах (4 ч.):
Что может вызвать ожоги. Правила оказания первой доврачебной помощи при ожогах кипятком. Правила оказания помощи при ожогах на пожаре. Что нельзя делать при ожогах.
Практическая работа: ожоговый госпиталь.
Главные причины лесных пожаров (3 ч.):
В чем заключается опасность массовых лесных пожаров. Кто и что становится жертвой огненной стихии. Как вести себя при пожаре в лесу. Основные причины возгорания лесных массивов по вине человека. Почему нельзя оставлять стеклотару в лесу после сбора березового сока. Что делать, если от костра произошло возгорание хвои деревьев.
Практическая работа: работа лесного патруля.
Правильные действия во время грозы (3 ч.):
Воздействие молнии на человека. Меры безопасности во время грозы. Правила безопасного поведения в автомобиле во время грозы. Действия мотоциклистов и велосипедистов во время грозы. Правила поведения городских жителей во время грозы. Способы защиты от поражения молнией, ели вас окружают высокие объекты.
Практическая работа: если грянул гром или правила поведения при грозе для профилактики пожаров и других неприятных последствий.
План пожарной эвакуации в школе, дома и на даче (4 ч.):
Эвакуация людей как возможность спасения от воздействия опасных факторов пожара. Назначение эвакуационного и аварийного выходов и пути эвакуации. Назначение и место расположения плана эвакуации. Что нельзя делать во время экстренной эвакуации. Для чего проводится перекличка учащихся по классным журналам. Как составить продуманный план эвакуации на случай пожара в доме или на даче. Где можно приобрести огнетушители для автомобиля, квартиры, дома или дачи.
Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении, дома, в автомобиле.
Противопожарный режим в школе (4 ч.):
Как обеспечивается противопожарный режим в вашей школе. Где расположены указатели безопасного выхода при эвакуации. Ответственность учителей и детей за соблюдение ППБ во время проведения мероприятий массовым участием школьников.
Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении.
Назначение и оборудование пожарного щита (4 ч.):
Установка пожарного щита вне помещений. Комплектация пожарных щитов. Правила пожарного щита.
Практическая работа: укомплектовать пожарный щит.
Первичные средства пожаротушения (3 ч.):
Что относится к первичным средствам пожаротушения. Назначение огнетушителей и правила работы с ними. Правила содержания и обслуживания огнетушителей.
Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе и т.д.
Что делать, если квартиру покинуть нельзя (5 ч.):
Порядок экстренных действий в случае возникновения пожара в квартире, которую невозможно самостоятельно покинуть. Наиболее безопасные места в квартире для ожидания помощи. Правила поведения на балконе во время пожара. Что делать, если нет балкона.
Практическая работа: пожар в квартире без балкона при возгорании входной двери.
Причины возгорания телевизора и способы его тушения (4 ч.):
Назвать причины возгорания телевизора. Почему телевизор нельзя оставлять без присмотра. Где нельзя устанавливать телевизор. Что делать при возгорании телевизора. Что делать при взрыве телевизора и пожаре в квартире.
Практическая работа: если загорелся телевизор в доме на стене.
Действия при пожаре в доме (4 ч.):
Что делать, если в доме большой пожар. Почему нужно срочно эвакуироваться и как. Почему нельзя спускаться из горящего здания на лифте. Что делать, если вы застряли в лифте. Что делать в ожидании лифтера.
Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения.
Подведение итогов (6 ч.):
Демонстрация видеофильмов
Тестирование по пройденному материалу
Игры на противопожарную тематику.
Учащиеся должны знать, уметь:
- Правилам пожарной безопасности на природе.
- Правилам пожарной безопасности в быту.
- Правилам безопасного поведения при пожаре в доме.
- Правилам безопасного поведения при панике во время пожара.
- Использовать первичные средства пожаротушения и правила пользования ими.
(Переносные огнетушители (химические пенные, воздушно-пенные, углекислотные, порошковые и др.). Передвижные огнетушители.
- Использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные и др.)
- Грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;
- Сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;
- Спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;
- Тушить костёр, выключать электроприборы.
Календарно-тематический план
№
Тема
Общее
кол- во
часов
Тео-
рия
Прак-
тика
План
Факт
Виды деятельности
Содержание
Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка.
1
1
0
4.09
4.09
Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка.
Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
4
2
2
История создания пожарной охраны в России
1
4.09
4.09
Презентация, мультимедиа, беседа
Значение ленинского декрета от 17 апреля 1918 года "Об организации государственных мер борьбы с огнем".
История создания пожарной охраны в России
1
11.09
11.09
Практикум
Предупреждение пожаров - основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций
Подвиги пожарных
1
11.09
11.09
Практикум
Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью "За отвагу на пожаре" и другими правительственными наградами.
Будущее пожарной охраны
1
18.09
18.09
Презентация, мультимедиа, беседа
Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров. Учебные заведения.
Огонь и друг, и враг человека.
4
4
0
Огонь. Физико-химические основы горения.
1
18.09
18.09
Презентация, мультимедиа, беседа
Какой вред огонь наносит человеку. Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Источник тепла + горючее + кислород. Виды пожаров и горючих веществ. Классификация.
Треугольник огня.
1
25.09
25.09
Источники воспламенения
1
25.09
25.09
Виды горючих веществ.
1
2.10
2.10
Причины происхождения пожаров
4
4
0
Причины пожаров в быту. Небрежность.
1
2.10
2.10
Презентация, мультимедиа, беседа
Роль детей в возникновении пожаров. Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, керогазы, керосинки, примусы и т.д.).
Электричество.
1
9.10
9.10
Презентация, мультимедиа, беседа
Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления - основная причина пожаров в электрохозяйствах. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.д.
Печное отопление.
1
9.10
9.10
Презентация, мультимедиа, беседа
Пожары, происходящие в результате неправильного устройства и нарушения правил эксплуатации печей.
Молнии и статическое электричество.
1
16.10
23.10
Презентация, мультимедиа, беседа
Пожарная опасность молнии и статического электричества. Понятие о пожарной профилактике.
Правила пожарной безопасности.
14
9
5
Правила поведения при пожаре (общие).
1
16.10
23.10
Мультимедиа, беседа
Недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых, сжигания мусора вблизи строений и т.д. Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении.
Правила поведения при пожаре в квартире.
1
23.10
30.10
Мультимедиа, беседа
Правила поведения при пожаре в квартире.
1
23.10
30.10
Мультимедиа, беседа
Правила поведения при пожаре в квартире.
1
30.10
13.11
Мультимедиа, беседа
Правила поведения при пожаре в общественных зданиях.
1
30.10
13.11
Практикум
Эвакуация при пожаре.
1
13.11
2
Практикум
Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности
1
13 .11
Практикум
Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности.
1
20.11
Практикум
Незадымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.
Правила поведения при пожаре в здании
1
20.11
Мультимедиа, беседа
Правила поведения при пожаре в здании.
1
27.11
Мультимедиа, беседа
Основные способы тушения лесных пожаров. Предупреждение лесных пожаров. Понятие о пожароопасном сезоне в лесах. Меры по предупреждению пожаров в пожароопасный сезон
Правила безопасного поведения при возникновении лесных пожаров: в зоне лесного пожара; в лесу, где возник пожар. Правила безопасного тушения небольшого пожара в лесу. Правила безопасного поведения при возникновении торфяного пожара
Правила поведения при лесных пожарах.
1
27.11
Мультимедиа, беседа
Правила поведения при лесных пожарах.
1
4.12
Мультимедиа, беседа
Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным.
1
4.12
Практикум
Обучение населения правилам пожарной безопасности по месту жительства.
Как вызвать пожарную
охрану. Что делать, если на тебе загорелась одежда.
1
11.12
Мультимедиа, беседа
Противопожарный режим в школе
3
0
3
Противопожарные требования к территории и помещениям школы.
1
11.12
Практикум
План эвакуации школы, система оповещения при пожаре.
План эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в производственных мастерских.
1
18.12
Практикум
Задачи юных пожарных во время проведения киносеансов, спектаклей, новогодней елки и других массовых мероприятий, а также во время пребывания в летних пионерских лагерях.
Меры предосторожности при проведении массовых мероприятий.
1
18.12
Практикум
Прикладной спорт юных пожарных
12
1
11
Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту.
1
25.12
Мультимедиа, беседа
Учебно-тренировочные занятия.
1
25.12
Практикум
Преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице; пожарная эстафета (5 х 80; 4 х 100); двоеборье; боевое развертывание.
Учебно-тренировочные занятия.
1
15.01
Практикум
Учебно-тренировочные занятия.
1
15.01
Практикум
Учебно-тренировочные занятия.
1
22.01
Практикум
Учебно-тренировочные занятия.
1
22.01
Практикум
Учебно-тренировочные занятия.
1
29.01
Практикум
Учебно-тренировочные занятия.
1
29.01
Практикум
Учебно-тренировочные занятия.
1
5.02
Практикум
Учебно-тренировочные занятия.
1
5.02
Практикум
Учебно-тренировочные занятия.
1
12.02
Практикум
Участие в соревнованиях «А ну-ка, огнеборцы!»
1
12.02
Практикум
Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование
3
0
3
Марки и назначение пожарных автомобилей
1
19.02
Экскурсия
Автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д. Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле.
Снаряжение пожарных.
1
19.02
Экскурсия
Боевая одежда, защита органов дыхания пожарного.
Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране.
1
26.02
Экскурсия
Пункт связи части, его оборудование.Виды приспособленной и переоборудованной сельскохозяйственной и другой техники для целей пожаротушения.
Средства пожаротушения, знаки безопасности
6
2
4
Чем тушат пожары.
Первичные средства тушения пожаров.
0,5
0,5
26.02
Мультимедиа, беседа
Практикум
Область применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря.
Виды огнетушителей.
1
5.03
Практикум
Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители.
Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения зданий и помещений.
0,5
0,5
5.03
Мультимедиа, беседа
Практикум
Места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.
Виды костров.
0,5
0,5
12.03
Правила разведения костра.
Знаки безопасности.
0,5
0,5
12.03
Предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки.
Знаки безопасности.
1
19.03
Практикум
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации
3
1
2
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.
1
19.03
Мультимедиа, беседа
Основные сведения об установках пожаротушения: спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.
1
2.04
Практикум
Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации.
Обслуживание АПС.
1
2.04
Практикум
Оказание первой помощи.
8
4
4
Понятие о травмах.
1
9.04
Мультимедиа, беседа
Виды травм.
Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы.
0,5
0,5
9.04
Мультимедиа, беседа
Практикум
Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти.
Капиллярное, венозное, артериальное. Признаки внутреннего кровотечения. ПП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки).
Правила наложения повязок.
0,5
0,5
16.04
Мультимедиа, беседа
Практикум
Виды повязок, наложение повязок на различные места тела.
Переломы костей. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах.
0,5
0,5
23.04
ПП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени.
Транспортировка пострадавших.
1
23.04
Практикум
Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска).
Термические поражения. Виды ожогов, ПП при ожогах.
0,5
0,5
30.04
Мультимедиа, беседа
Практикум
ПП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела.