Программа развития классного коллектива "Совершенствуй себя сам"
Программа развития классного коллектива "Совершенствуй себя сам"
Программа может быть реализована в старших классах средней школы. Она предполагает работу по собственной самодиагностике и вооружение обучающихся приёмам саморегуляции и самосовершенствования собственной личности. Основные формы работы: анкетирование, самоанализ, тренинг, деловая игра, диспут, самопрезентация
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа развития классного коллектива "Совершенствуй себя сам" »
Формирование навыков самопознания и саморазвития старшеклассников.
Поиск себя лучшие люди Земли всегда начинали с решения главных вопросов: сначала – каким быть, а потом уже – кем быть. У человека нет никакого устройства, включив которое можно было бы обеспечить счастливую успешную жизнь, получить готовый характер, полезный для себя и для общества. У человека есть потребности, и он стремится их удовлетворить. А для этого каждый из нас должен уметь ставить перед собой реально достигаемые цели, знать методы и способы их реализации, уметь общаться, влиять друг на друга. Задача школы не просто научить человека, а помочь учащимся открыть в себе готовность познавать самого себя, развивать свой характер, разрабатывать для себя разумный план действий, реализовывать этот план на основе честности и добропорядочности в отношениях с другими людьми, ярко проявлять самостоятельность, зрелость и ценность человека.
Третий год 2 раза в четверть на классных часах я реализую свою программу, которая называется «Три С» - Совершенствуй Себя Сам» (программа прилагается) и предполагает обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности и уникальности человеческой жизни; формирование культуры миропонимания, развитие волевых качеств, способности к самоопределению и желанию действовать в жизни согласно нравственным законам.
Программа рассчитана на три года. На занятиях мы с ребятами занимались изучением своих личностных качеств, учились оценивать свои достижения и исследовали пути достижения успеха, учились эффективной коммуникации, работали над развитием мотивации к личностному росту.
Основными формами работы были анкетирование, самоанализ, тренинговые занятия, деловая игра, диспут, презентация.
Моей главной задачей было показать в процессе этих встреч, что каждый человек – автор своей собственной судьбы и смоделировать грамотные отношения с окружающим миром, когда Я – хороший и ВСЕ –хорошие.
Работая над развитием личности, ребята проходят путь от познания самого себя к постановке целей, поисков решения, развития своего характера, анализа и новой цели.
Основными принципами реализации программы являются принципы фейерверка, весов, рейтинга, успеха.
Итогом работы по программе стало создание учащимися своего портфолио успешной личности, которое создавалось поэтапно.
Работа по программе помогла мне донести до своих учеников мысль о том, что быть человеком – значит быть всегда направленным на что-то или на кого-то. Первоначально эта направленность должна идти на самого себя, на осознание того, каков ты и на желание стать лучше.
Тот, кто знает людей, мудр.
Тот, кто знает себя, ясен духом.
Тот, кто побеждает людей, силён.
Тот, кто побеждает себя, крепок.
Лао Цзы
«Совершенствуй себя сам».
(Три С)
(Программа развития классного коллектива.)
Пояснительная записка.
В школьном периоде жизни активно проявляются и требуют удовлетворения все потребности духовного развития ребёнка: самопознания, самовоспитания, самоутверждения, самоопределения, самообразования, саморегуляции, самореализации. Программа основана на принципах гуманно-личностного подхода. Она помогает воспитать веру человека в себя, принять смысл жизни как пути непрерывного самосовершенствования.
Программа предполагает вооружить учащихся приёмами изучения собственной личности, возможными стилями деятельности по самосовершенствованию, помочь в определении оптимального индивидуального стиля для каждого ребёнка.
Программа рассчитана на три года.
Основная цель программы:
обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своегосуществования и ценности существования других людей.
Задачи курса:
формировать культуру миропонимания;
развивать волевые качества, способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
формировать позитивное отношение к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы;
развивать желание понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных условиях.
Тематическое планирование
9 класс.
№п/п
Тема занятия
Форма занятия
1.
Что я знаю о себе? Какой я сын, дочь?
Анкетирование,анализ
2.
Я в мире профессий: хочу, могу, надо.
Деловая игра
3.
Я взрослый в настоящем
Самопрезентация
4.
Моя установка на любовь.
Беседа
5.
Индивидуалист или коллективист?
Анкета-самоанализ
6.
Что такое патриотизм? Могу ли я считать себя патриотом?
Беседа
7.
Мир досуговых занятий. Мои духовные интересы.
Презентация
8.
Жизненные планы
Деловая игра
10 класс.
№ п/п
Тема занятия
Форма занятия
1.
Определение уровня толерантности ( терпимости ) т. 5, стр.187. Валеология.
Тест, обработка результатов.
2.
Правила повышения уровня коммуникативной толерантности (стр. 203)
Беседа
3-4
Потребности человека и социология образа жизни.
Анкета
5.
Новый образ духовной жизни.
Беседа-дискуссия
6.
Мудрость умеренности – золотое правило здорового образа жизни.
Инсценировка
7.
Эмоции: оценка жизненных ситуаций.
Тест, анализ психологических задач, тренинг.
8.
Желания и возможности: как привести их в соответствие.
Тест, анализ результатов.
11 класс.
№ п/п
Тема занятия
Форма занятия
1.
Учитесь властвовать собой: психология поступков и образа жизни.
Беседа, тренинг
2.
Как жить? Зачем жить? Осознание общечеловеческих и собственных целей жизни и её смысла.
Анкета-обсуждение.
3.
Самопознание своего Я
Анкета – самоанализ
4.
Самовоспитание - «Моё лучшее Я»
Деловая игра
5.
Самовоспитание «Что в жизни зависит от меня?»
Тест с обсуждением
6.
Право выбора
Диспут, тренинг
7.
Личностный запас прочности. Есть ли он у меня?
Тест с обсуждением
8.
Модель выпускника – личное соответствие.
Самопрезентация.
Предполагаемые результаты.
Программа поможет создать систему целевых ориентаций выпускника школы, раскрыть истинные общечеловеческие ценности, научит определять ближайшие, средние и далёкие перспективы, создаст у учащихся установки – мотивации на самосовершенствование личности.
Степанова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №22» города Абакана.