Просмотр содержимого документа
«Занятие "Сходства и различия людей"»
Сценарий внеурочного мероприятия «Сходства и различия людей»
Цель: коррекция социальной адаптации ребенка с ОВЗ на основе специальных педагогических подходов в инклюзивном образовательном пространстве
Задачи:
1. Содействовать обучению восприятию себя одновременно как части человечества и как уникального, неповторимого человека.
2. Дать возможность учащимся оценить степень своей толерантности.
3. Создавать условия для воспитания уважительного отношения между учащимися.
Оборудование: магнитная доска, материалы для оформления доски (рисунок солнышка, слова, алгоритм написания синквейна ), листы А-4, мешочек, фрукты и овощи,
Ход занятия:
1. Организация начала занятия
2. Подготовка к основному этапу
Социальный педагог: Кто знает, какой сегодня праздник?
16 ноября – отмечается Международный день толерантности. Он был провозглашён согласно «Декларации», принятой странами-членами Юнеско 16 ноября 1995 года в Париже. У меня в руке солнышко – это символ толерантности. Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
В современном обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Но, к сожалению, мы всё чаще слышим слова: жертва насилия, беженец, теракт, война…
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на занятии?
Разогрев
1. Игра «У меня это есть»
Учитель предлагает поменяться местами тем:
- у кого длинные волосы;
- у кого хорошее настроение;
- кого есть домашние животные;
- у кого день рождения летом;
- у кого синие глаза;
-кто любит сладости;
- кто умеет танцевать и т.д.
Социальный педагог: Что вы чувствовали? Что вам понравилось? Что вы узнали о других? Какие выводы можно сделать?
Вывод: у людей есть много общего, есть и различия. Это разнообразие делает людей неповторимыми, с разными людьми интересно общаться, узнавать новое, чему-то учиться.
3. Усвоение новых знаний
Упражнение «Волшебный мешок»
Социальный педагог: предлагаю на ощупь, не подсматривая, определить предмет, который находится в мешке (это фрукты и овощи: яблоко, груша, лимон, картофель, свекла и т.д.)
На доске прикрепляются карточки: «одинаковый» и «разный». По описанию каждого участника игры схожие характеристики записывают в один столбик под карточкой слова «одинаковый», а различные - «разный». Давайте запишем, чем продукты схожи между собой и чем отличаются.
Социальный педагог:какой вывод можно сделать из этого упражнения?
Вывод: овощи и фрукты богаты витаминами, полезными для здоровья человека, однако у них разный вкус, способ употребления в пищу, они разные по цвету и строению
Социальный педагог: какие еще предметы схожи и одновременно различны между собой. (любая одежда согревает нас, но она может быть разной по цвету и фасону).
4. Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях.Упражнение «Новичок»
Социальный педагог: представьте, что к вам в класс пришел новичок из другой школы и будет, учиться в вашем классе. Разбейтесь на пары и разыграйте сценку, как- будто болтаете после уроков, обсуждая нового вымышленного одноклассника. В чем он похож на вас и чем отличается? Какие схожие и отличительные черты влияют на описание нового одноклассника?
Вывод: толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью.
Синквейн со словом «терпимость».
1. С помощью имен прилагательных объясните, каким должен быть человек, обладающий этими качествами.
2. С помощью глаголов объясните, какими должен быть человек, обладающий этими качествами.
3. С помощью законченной мысли в виде предложения объясните, каким должен быть человек, обладающий этим качеством.
4. С помощью ключевого слова в виде имени существительного (резюме высказанной мысли) назовите ассоциацию слова «терпимость».
Вывод: самоуважение и уважение к другим являются непременными свойствами терпимого человека, а так же как самосознание и понимание людей друг от друга характеризуют человека ответственного и уживчивого. В свою очередь, терпимость и ответственность- черты, без которых невозможно обойтись в справедливом и мирном обществе.
Социальный педагог: к сожалению, в нашем мире пока есть немало проявлений нетерпимости.
Упражнение «Будешь играть с нами?» поможет нам…
Социальный педагог: расскажите, каким образом они хотели бы выразить свое расположение к тем одноклассникам, которые отличаются от них. (Например, пригласить их вместе поиграть или обсудить что-то)
Вывод: разнообразие людей украшает и обогащает жизнь мудростью.
5. Рефлексия
Социальный педагог: Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания.
Упражнение «Пять добрых слов»
Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги на ладошке написать свое имя. Передайте свой лист соседу справа, а сами получите рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» напишите какое-нибудь привлекательно качество обладателя. Упражнение выполняется до тех пор, пока лист не вернется к владельцу.
Социальный педагог: расскажите, какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»? Все ли достоинства, о которых написали другие, были тебе известны.
Социальный педагог: человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Старайтесь дарить окружающим только самые тёплые, нежные слова, не смотря на то, что мы все такие разные. Мы разные, и этим мы сильны!