Просмотр содержимого документа
«"Законы нашей страны" интеллектуальная игра »
Классный час
Тема: Интеллектуально-правовая игра «Законы нашей страны»
Цели:
- воспитание уважения к правам и свободам человека, правовым нормам, институтам государства и гражданского общества;
- воспитание патриотизма, гражданственности, законопослушности у учащихся основной школы.
Задачи:
- в игровой форме проверить знания школьников по правоведению и умение применять их на практике;
- способствовать укреплению классного коллектива на основе совместной деятельности;
- развивать чувство сопереживания за свою команду и толерантного отношения к соперникам.
Ход классного часа:
Слайд 1
1. Организационный момент.
– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово «здравствуйте»? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)
2. Вступление
- Как видите в руках у меня две нити.
(нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)
- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)
- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?
(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)
- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)
- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица «от сумы и от тюрьмы не зарекайся».
- Ребята, вы подростки. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь!
Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
- И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
Притча.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?
- Жители стали жить по законам.
- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс», «Административный кодекс».
3. Игра
Ведущий представляет команды по очереди.
Слайд 1
Первый тур «Разминка – Покажем знания» по теме Гражданское право.
Ведущий приглашает капитанов к столу жюри за заданиями. На листочке написано текст задания и количество баллов. Команда если отвечает правильно, соответственно получает данное количество баллов. Если ответ дают неверный, то не получают. Команда в первом туре набирает баллы, а во втором туре ставит свои ставки из заработанных баллов.
Тексты заданий.
1. 9-летний Сережа сочинил стихотворение и хотел послать его в детский журнал. Но старший брат Дима сказал: «Напрасно посылаешь. Ты несовершеннолетний, не можешь быть автором, и поэтому твое стихотворение не напечатают». Прав ли Дима?
(Ответ: не прав. Автором произведения может быть человек в любом возрасте.)
2. Григорий А., 16 лет, работал на заводе и получал минимальную зарплату, которая составляла 20000 тенге. Он купил у товарища компьютер за 55000 тенге в рассрочку на 4 месяца. Родители Григория обратились в суд с требованием признать сделку недействительной, так как она лишает Григория средств к существованию на 4 месяца. Какое решение должен вынести суд?
( Ответ: суд должен в иске родителям отказать. Григорий имеет право самостоятельно распоряжаться своим заработком.)
3. Двоюродный брат Марины подарил ей в день свадьбы свой цветной телевизор стоимостью 75000 тенге, не оформив договора дарения в письменной форме. Но через год, ссылаясь на материальные затруднения , попросил вернуть подарок. Какое решение вынес бы суд, если ему пришлось рассматривать иск о возврате подарка?
(Ответ: суд признал бы такой договор дарения недействительным и обязал бы Марину вернуть подарок. В соответствии с ГК РК договор дарения должен заключаться в письменной форме.)
4. Трое ребят нашли на пустынной дороге коробку, выпавшую из кузова грузовика. В коробке оказались детские игрушки. «Отнесем их в детский сад и подарим детям», - решили друзья. Оцените их поступок с точки зрения морали и права.
(Ответ: С точки зрения морали – правы, с точки зрения права – нет, нести нужно в полицию.)
5. Собираясь переехать в другой город , бабушка подарила десятилетней внучке дом. Кто-то уговорил девочку обменять дом на красивую куклу. Девочка согласилась на обмен, потому что ей очень понравилась кукла, а дом был не нужен. Признает ли гражданское право такой обмен действительным?
(Ответ: нет, гражданское право обмен признает недействительным, потому что дети и подростки до 14 лет не имеют дееспособности.)
6. После смерти К. открылось наследство, включающее квартиру и машину. Завещание К. не оставила. У К. был муж, совершеннолетние сын идочь, а также несовершеннолетняя племянница, находившаяся на иждивении. Кто будет являться наследниками К.?
(Ответ: Муж и дети. Племянники по праву представления не наследуют).
7. Как называется способность лица иметь права и нести обязанности?
(Ответ: правоспособность.)
8. Какие отношения регулирует гражданское право?
(Ответ: имущественные отношения и личные неимущественные права.)
9. Как называется способность лица своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности?
(Ответ: дееспособность).
Слайд 3, 4
Второй тур «Своя игра»
Слайд 5-9
Первый уровень
1.Назовите должностное лицо, защищающее ваши права в суде.
(Адвокат.)
2. Назовите международный юридический документ, защищающий права ребенка?
(Конвенция о правах ребенка.)
3. С какого возраста наступает юридическая ответственность за тяжкие преступления?
(С 14 лет.)
4. В каком документе записаны основные права и обязанности гражданина Казахстана?
(В Конституции.)
5. В каком году принята ныне действующая Конституция Казахстана?
(В 1995 г.)
Слайд 10-14
Второй уровень
6. В какой стране, в 18 веке была принята первая Декларация прав человека и гражданина?
(Франции.)
7. Это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять?
(Права человека.)
8. Со скольки лет гражданин Казахстана может пользоваться активным избирательным правом?
(С 18 лет.)
9. Назовите международную организацию, принимающую основные документы по защите прав человека.
(ООН.)
10. Какими правонарушениями занимается уголовное право?
(Самыми серьезными и общественно опасными.)
Слайд 15-19
Третий уровень
11. Вы нарушили правило дорожного движения. Каким нарушением это является: дисциплинарным, административным или дорожным?
(Административным.)
12. Перечислите обязанности гражданина Казахстана.
(Защита Отечества, охрана Природы и культурных памятников страны, уплата налогов.)
13. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка?
(В 1989 году.)
14. Что относится к гражданским правам?
(Неприкосновенность личности, право на частную жизнь, передвижение и выбор места жительства.)
15. Назовите права и обязанности родителей по отношению к своим детям.
(Обеспечить получение общего среднего образования. Обязанность заботиться о здоровье, психическом и нравственном развитии своих детей.)