Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "КВН "Мы в космосе!"»
Методическая разработка
внеклассного занятия
КВН «Мы в космосе!»
Автор: Голубева Наталья Алексеевна
Место работы: ГБОУ ООШ с. Жемковка
Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы
Цель:
обобщить и углубить представление детей о первом в мире космонавте Ю.А. Гагарине;
прививать чувство гордости за величайшие достижения русского народа в области космонавтики;
научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории.
Задачи:
формирование качеств активного гражданина;
способствование формированию правил самовоспитания личности;
развитие познавательного интереса и устной речи учащихся, коммуникативных способностей;
воспитание духовно-нравственных качеств личности, самоуважения и национальной гордости за наш народ.
Ход занятия.
Учитель.
На рубеже двух столетий – 19-го и 20-го – наш соотечественник, основоположник современной космонавтики К. Э. Циолковский стал рассматривать космос как возможную среду обитания человека, исследовать условия, в которых он окажется, совершая межпланетный полёт. В 1957 году, 4 октября, впервые в мире на орбиту был выведен искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра в истории человечества. А 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин проложил людям дорогу в космическое пространство, совершив первый полёт в космическое пространство. С того дня прошло уже 55 лет… Сегодня космонавтика развивается стремительно, в космос отправляются даже туристы. Возможно, наступит время, когда в космосе сможет побывать любой человек, поэтому давайте представим, что сегодня нам выпала возможность совершить путешествие в космос. Приготовились? Поехали!
(В класс входит ученик, одетый в костюм космонавта)
Космонавт.
Мне пора…
Я мечтал о больших скоростях.
Ведь если меня испугает бездонная синь,
Ты первая скажешь:
«Он трус. Он мне больше не сын».
Живые и мёртвые этого мне не простят.
И всё это правда, как то, что секунды спешат.
Как то, что завтра опять заалеет восток…
В атаке всегда кто-то делает первый шаг.
И это не подвиг, а просто-напросто долг!
Ты будешь жить, как и прежде, часы торопя.
Но скоро поймёшь, для чего, ты поймёшь, что не зря
Люди – земнее земных – покидали тебя
Во имя бессмертья и славы твоей, Земля!
Я заново память свою пред тобой пролистал.
Глазастые звёзды мерцают, дразня и маня.
Диктор: «До старта четыре секунды.
Внимание. Старт!..»
Человек: «Прощай, Земля…
Земля, до свиданья, гордость моя!..»
Р. Рождественский
(Классу предлагается разделиться на две-три команды в зависимости от количества человек)
Учитель.
Объявляется первый конкурс нашего мероприятия – «Визитная карточка».
(Команды представляют название, девиз, костюмы, выбирают капитанов)
Космонавт.
Следующий конкурс «Разминка». (Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. После окончания конкурса баллы подсчитываются.)
1. Кого считают отцом космонавтики?
а) К. Э. Циолковского
б) Н. Е. Жуковского
в) С. П. Королёва
2. Галактика – это…
а) Солнце и вращающиеся вокруг него планеты
б) несколько звёзд
в) гигантское скопление звёзд
3. Что означает слово «космос»?
а) планета
б) небо
в) Вселенная
4. Как называется наука о строении и развитии космических тел, их систем и Вселенной в целом?
а) космонавтика
б) астрономия
в) астрология
5. Какая из планет самая большая?
а) Сатурн
б) Меркурий
в) Юпитер
6. Назовите самое близкое к нам космическое тело.
а) Солнце
б) Луна
в) комета Галлея
7. Как звали собаку, которая первой полетела в космос вместе с искусственным спутником земли?
а) Стрелка
б) Белка
в) Лайка
8. Когда был совершён первый полёт человека в космос?
а) 12 апреля 1961 г.
б) 4 октября 1957 г.
в) 16 июля 1969 г.
9. Как назывался космический корабль, на котором стартовал Ю. А. Гагарин?
а) «Восход»
б) «Восток»
в) «Союз»
10. Какой позывной был у Ю. А. Гагарина?
а) клен
б) кедр
в) земля
11. Как называется космонавт в США?
а) астрофизик
б) астронавт
в) астролог
12. Кто первым побывал на Луне?
а) СССР
б) США (Нил Армстронг, Эдвин Олдрин)
в) Китай
13. Кто из женщин-космонавтов впервые вышел в открытый космос?
а) Валентина Терешкова
б) Салли Райд (США)
в) Светлана Савицкая
14. Кто первый для исследования небесных тел стал использовать телескоп?
а) Николай Коперник
б) Джордано Бруно
в) Галилео Галилей
15. Самая дальняя планета от Солнечной системы?
а) Меркурий
б) Марс
в) Плутон
16. Кто первым предложил, что Земля – шар?
а) Аристотель
б) Пифагор
в) Птолемей
17. Из чего состоит комета?
а) ядра, хвоста и газовой оболочки
б) ядра и хвоста
в) ядра
18. Какая планета земной группы имеет самую плотную облачную атмосферу?
а) Марс
б) Венера
в) Земля
Учитель.
А сейчас небольшая пауза. Немного о том, кто открыл новую страницу в истории освоения космоса.
Юрий Алексеевич Гагарин. Легенда. Первый человек, увидевший космос во всей красе. Он родился 9 марта 1934 года в деревеньке Клушино Смоленской области. Ребенок военных лет, он формировал свою личность и характер в тяжелое для страны время, но неизменно Юрий Гагарин стремился к знаниям и поставленным целям. Как и все дети, он окончил школу. Затем с отличием окончил училище, его специальность формовщик-литейщик. После чего, в августе 1951 года он поступает в Саратовский индустриальный техникум, где находится саратовский аэроклуб. Возможно, именно тогда он мысленно устремил свой взор к небу.
Так же с отличием Гагарин оканчивает техникум, к тому времени в аэроклубе он уже совершил 196 полетов, налетав около 42 часов. После этого Гагарин уходит в армию, в 1-е военно-авиационное училище, обучаясь у лучших летчиков страны. Та учеба так же была закончена с отличием.
9 декабря 1959 года произошло поворотное событие в жизни Гагарина – он подал заявление о зачислении его в группу кандидатов на космический полет. И был принят. Начались тяжелые тренировки и постоянная проверка здоровья. Никто не знал, как организм человека поведет себя в непривычной среде.
Историческое событие произошло 12 апреля 1961 года. С космодрома Байконур, впервые в мире, стартовал космический корабль “Восток”, а на борту был наш советский парень Юрий Алексеевич Гагарин.
Космонавт.
Продолжаем наше мероприятие. Объявляется конкурс «Домашнее задание».
Таинственный мир звёзд издавна манил людей. В сказаниях, эпосе, религиозных произведениях, мифах разных народов рассказывается о возникновении Вселенной. Мы предложили нашим участникам рассказать некоторые мифы, приложив все свои творческие силы. Итак, давайте посмотрим, что у них получилось.
Материал для команды 1.
Согласно одному китайскому древнему мифу однажды на небе появилось сразу десять солнц. От чудовищного жара расплавились скалы и засохли растения. Но лучник И спас землю от гибели, поразив волшебными стрелами девять лишних солнц. Он оставил лишь одно, которое и сияет нам сейчас.
Материал для команды 2.
Древние индейцы полагали, что Земля плоская и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе. Огромная черепаха стоит на змее, которая олицетворяет небо и как бы замыкает земное пространство.
Материал для команды 3.
Многие африканские мифы гласят, что на заре времён люди жили на небесах вместе с верховным богом Веле. Но затем они чем-то рассердили его и были изгнаны на Землю. Верховный бог сначала сотворил небо, а потом создал Солнце и Месяц, которые стали его помощниками в обустройстве мира. Но вскоре Солнце и Месяц поссорились. Месяц сбросил Солнце с небес, а Солнце в отместку закидало Месяц грязью. Увидев это, Веле объявил, что отныне его помощники не должны встречаться друг с другом. Поэтому солнце светит только днём, а месяц ночью.
(Команды по очереди показывают свои сценки. Жюри оценивает конкурс «Домашнее задание»)
Учитель.
А теперь настало время наших уважаемых капитанов: они должны показать свою находчивость и смекалку. Итак, «Конкурс капитанов». Капитанам команд предлагается решить «космический» кроссворд. Те капитаны, которые справились с заданием быстрее, побеждают в этом конкурсе.
Учитель.
И снова немного отдохнём. Вашему вниманию предлагается послушать воспоминания дублёра Ю. А. Гагарина – Германа Титова.
«…Нас, будущих космонавтов, поселили под Москвой, в месте, которое сейчас называется «Звёздный городок». Быстро пришлось убедиться: предстоит немало трудиться и учиться. К полётам нас готовили специалисты в различных областях. Мы изучали основы ракетной и космической техники, конструкцию корабля, геофизику, астрономию, медицину. Кроме теории много времени уходило на физическую подготовку. Гимнастику сменяли игры с мячом, прыжки в воду с трамплина, велосипед. Регулярно, в любую погоду, под наблюдением врачей.
Готовился и космический корабль. Его мы увидели впервые летом 1960 г., за 9 месяцев до старта. Тогда же мы увидели, что его оболочка разогревается до нескольких тысяч градусов.
- Гагарину хорошо, - шутили космонавты, - он литейщик, привык стоять у раскалённой печи».
Космонавт.
Продолжаем наше мероприятие. Следующий конкурс – «Необычный гость».
В необъятной Вселенной пока что известен один крохотный уголок, где может жить человек. Это наша Земля, средняя по размерам и массе планета с воздушной оболочкой, кружащая не слишком далеко и не слишком близко от своей звезды – Солнца. Здесь мы в безопасности – атмосфера защищает нас от грозного невидимого дыхания космоса и ударов метеоритов, нам не грозят ни испепеляющий жар, ни смертельный мороз. Маленький островок жизни в беспредельном космическом океане, колыбель человечества, его единственное пристанище…
Но представьте на мгновение, что вдруг на одной из космических трасс вы встретились с кораблём дружественных инопланетян. Во время переговоров они захотели узнать, кто вы, откуда и что же это за планета Земля? Что вы сможете рассказать о нашей родной прекрасной планете пришельцам из космоса?
(В этом конкурсе жюри оценивает не только быстроту ответа, но и его оригинальность)
Учитель.
А сейчас переходим к конкурсу «Музыкальный». Много песен сложено и спето о покорении космоса. Предлагаем нашим командам вспомнить и исполнить эти песни.
(Звучат песни «Я – Земля!», «Трава у дома» и другие)
Учитель.
Ну что ж, дорогие ребята, можно считать, что наш первый «полёт» в космос прошёл успешно. И может быть, в скором будущем наше путешествие покажется самым обычным, повседневным делом, недаром говорил К. Э. Циолковский: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство». Отныне и навсегда мы тесно связали свою жизнь и своё будущее с космосом, стали на путь, ведущий к овладению неисчерпаемыми ресурсами Вселенной.