Внеклассное мероприятия 7 класс
Тема: «550 лет образования Казахского ханства»
Цель: рассказать детям о возникновении государственности на территории Казахстана, ее особенностях, структуре и роли исторических деятелей в ее развитии.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, интерактивный, творческий, репродуктивный.
Оборудование: карта Казахского ханства и современного Казахстана, портреты ханов, раздаточный материал.
«Не зная прошлого, истории,
трудно знать настоящее время,
предположить будущее»
Абу Насыр Аль-Фараби.
Организационный момент:
– Добрый день ребята! Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии. Прочитав название вы наверное догадались о чем мы будем сегодня говорить? И так, мы начинаем!
Информационный материал по теме мероприятия
В этом году Казахстан празднует знаменательную дату. 550 лет исполняется Казахскому ханству. Я хочу рассказать немного об этом.
Ребята, перед вами карта Казахстана, государственность которого уходит далеко в прошлое. В 2015 году мы отмечаем 550 – годовщину создания Казахского ханства, о это было непростое время, тем не менее султаны Жанибек и Керей положили начало созданию государства в условиях кочевой цивилизации. Государственные образования на территории Казахстана существовали и до нашествия монголов. Так, на юге Казахстана еще в VI—VII вв. сложилось раннефеодальное государство — Западно-Тюркский каганат, позднее — государство Карлуков (VIII—IX вв.), в Х в. возникло феодальное государство Караханидов. На севере Казахстана в Х в. сложилось Кимакское феодальное государство, которое к Х 11 в. стало называться Кыпчакским. К середине XV в. в ханство Абулхайра входила обширная территория, от Сырдарьи до Сибирского ханства. Хотя ханство называлось «Кочевое узбекское», основная масса населения в нем были казахи.
Сегодня Казахстан это независимая страна, вы многое знаете о ней.
Мы должны вместе с вами раскрыть исторические условия появления независимого казахского государства. Мы разделились на 3 группы. И выпустим с вами журнал, посвященный образованию Казахского ханства. Но для начала определим роли в группе.
Капитан, дизайнер, контролер, спикер, генераторы идей.
Создание журнала группами
- 1 страница (1группа) «Причина образования Казахского ханства»
Учащиеся по таблице составляют кластер.
- 2 страница (2группа) – «Территория Казахского ханства».
Информационный материал к выполнению задания
Обратите внимание на территорию и дату образования Казахского ханства. Происхождение казахского народа можно разделить на две группы: лингвистические и антропологические. Первый период предстает перед нами с выраженными хоз-культурными традициями, этническими объединениями и рассовыми образованиями. Распространена так называемая андроновская культура эпохи бронзы. В его западной части наибольшее распространение получило срубленная культура, которая послужила основой для нового уклада жизни потомков в последующую эпоху раннего железного века
(учащиеся клеют картинки с территорией, указывают племена населявшие территорию ).
- 3 страница (3 группа) «Из истории»
Учащиеся рисуют картину территории современного Казахстана и сравнивают ее с территорией казахского ханства 1465 года.
Информационный материал к выполнению задания
«Современная территория Казахстана»
Нынешняя территория Казахстана не взялась из ниоткуда. За нее боролись наши ханы и батыры, проливал свою кровь народ. нашими предками, которые оставили нам, не самому многочисленному этносу, шикарное наследство - девятую в мире территорию, богатую полезными ископаемыми.
В 14-15 веках на территории современного Казахстана существовало несколько государств: Ногайская Орда, Ак Орда, ханство Абулхаира и Могулистан. Многие султаны были недовольны политикой хана Абулхаира и устраивали заговоры. Многие правители казахских племен и родов, устав от постоянных войн, решили вместе с кочевьями уйти из-под власти хана Абулхаира. Их возглавили султаны Жаныбек и Керей. В 40-50 годы 15 века Жаныбек и Керей объединили и сплотили десятки казахских родов, насчитывающих сотни тысяч человек. Чтобы спасти людей от обнисчания и гибели они повели их на юг, в Могулистан к хану Есен-Буга. Огромное количество людей, собрав свое имущество и погрузив его на лошадей и верблюдов, двинулось в путь. 10 лет свыше 200 тысяч казахов двигались на юг - в Семиречье. По дороге они страдали от холода и жары, их преследовали болезни. Нередко на переселенцев нападали отряды Абулхаира, и им приходилось вступать в бой. К началу 60 годов 15 века кочевья достигли Семиречья.
Общекомандные задания
4 страница – «Хронология»
На листах даны даты. Учащиеся должны написать событие, которое произошло в этом году, и вписать в журнал.
1465
1991
1992 1997
1993
1998
5 страница – « Поэтическая» Составить пятистишье о Родине, о Казахстане.
Вопросы для команд.
- Кто был основателем Казахского ханства? (Жанибек и Керей)
- От какого хана откочевали первые казахские правители? (Абулхаир)
- Кто из средневековых историков писал об образовании Казахского ханства? (Мухаммед Хайдар Дулати)
- Какой могульский хан поселил откочевавших султанов на своих землях? (Есен-Буга)
- Кто был первым казахским ханом? (Керей)
- Против кого из своих родственников рассчитывал использовать переселившихся казахских султанов могульский хан? (Йунус)
Ребята, в конце мероприятия, я хотела бы еще раз обратить внимание на карту нашего государства. И завершить словами Лидера Нации: «Есть великое понятие – Родина. Когда речь заходит о ее защите, каждый в первую очередь думает о родном шаныраке, об отце с матерью, братьях и сестрах, детях, внуках. И с праведными помыслами идет защищать Отечество. Поэтому надо знать свою историю. Будущее народа, который не знает и не чтит свою историю, весьма туманно. И свои слова подкрепил образным сравнением: "Не будь глубоки корни у старого дуба, не устоять ему в бурю".