Круглый стол « Преступление и наказание»
Цель: воспитание правовой грамотности школьников.
Задачи:
1. воспитывать у учеников чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание
2.развивать правовую грамотность
2. формирование навыков правового поведения.
3. профилактика правонарушений.
Оборудование:
1. Компьютер, экран с проектором.
2. Презентация
Ход мероприятия:
1.Здравствуйте дорогие старшеклассники, уважаемые гости!
Сегодня мы проводим круглый стол « Преступление и наказание».
2.От сумы и тюрьмы не зарекайся. Это суровое предупреждение пришло к нам в быт из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь за решетку никто не стремиться. Однако тысячи подростков ежегодно становятся клиентами воспитательно – трудовых колоний, приемников – распределителей, тюрем.
Именно поэтому мы решили поговорить на эту тему.
1.Каждый из вас может принять активное участие в работе круглого стола, задав интересующие вас вопросы по данной теме, различным специалистам. Сегодня мы пригласили на нашу работу следующих специалистов:
-Историка
-Работника ИДН
-Психолога
-Прокурора
2.Итак, мы открываем работу круглого стола. А начнем мы с определения, что же такое преступление. Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.
Преступления бывают разных видов:
- против личности
- против государственной собственности
- в сфере экономики
-против общественной безопасности
-воинские преступления
- против мира и человечества
1.Более подробно мы поговорим о преступлениях против личности. Самая большая ценность – человек. Именно поэтому закон охраняет человека, его жизнь, его здоровье. Однако с каждым днем растет численность преступлений против личности.
2.Что толкает на этот порочный путь этих людей? Почему они оказываются на скамьях подсудимых? На этот вопрос нам ответит психолог.
( выступление психолога о причинах преступлений)
Появляется маска откровения
« Впервые я попал на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних в возрасте 8 лет. Мы с друзьями унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Очень боялся, что поймают. Тогда не поймали. Деньги с друзьями прогуляли. Потом бродяжничал, дважды числился в официальном розыске, не учился, не работал, скитался по притонам, узнал дорогу в медвытрезвитель. Избил мужчину, не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал повоспитывают, ка всегда, и отпустят, не отпустили. Советую всем никуда не лезть. Все когда – нибудь попадутся. Здесь чувствуешь себя, как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к матери. Сидел бы рядом с ней и никуда бы не отходил. А здесь матери нет. Сам за себя, никто тебе не поможет. Знал бы, что меня ждет.»
Обсуждение ситуации
1. Какова ситуация с правонарушениями по городу …. нам расскажет работник ИДН.
2.Лишь тот узнает все блаженство жизни
Кто сам у края пропасти стоял
Кто как слепой опасности не видя
Споткнулся и чуть все не потерял
Лишь тот поймет, запомнит и оценит
Все то, что он до этого имел
Кто за какой-то миг всю жизнь измерил
Кто за какой-то день вдруг постарел.
1.Можно много говорить о безнаказанности, надеяться на сокрытие своих деяний, но любое преступление непременно раскроется и станет явным, даже спустя много лет. Так было во все времена. Теперь обратимся, прежде всего к истории наказаний.
Слово предоставляется историку
( рассказ об истории наказаний)
2. Вы, обратили внимание, что человечество преуспело в изобретение способов лишения человека жизни: сожжение, колесование, четвертование, обезглавливание, газовая камера, расстрел, электрический стул, инъекция яда и т.д.
Смертная казнь – это исключительная мера наказания.
1.К настоящему времени в мире насчитывается 130 стран, отменивших смертную казнь в законе и на практике, и 68 стран, которые продолжают применять эту меру. В России президентским указом введен мораторий на смертную казнь.
Уважаемая аудитория, хотелось бы выяснить, как вы относитесь к затронутому вопросу. Но прежде давайте познакомимся с отрывком открытого письма, поступившего в редакцию журнала « Век XX и мир» анонимный адресат его озаглавил « Почему бы не казнить?»
«Считаю: чтобы люди в настоящем и дети в будущем не страдали от неисправимых мерзавцев, высшая мера наказания должна применяться. Не надо ссылаться на авторитет философа. В то время не было такого разгула преступности, ему не били физиономию хулиганы, его дочь не изнасиловали. А с нами и нашими детьми все может случиться. И побьют, и убьют, да вначале еще вдоволь наглумятся. И кто бьет-то? Чаще всего подонки и дети подонков. Так почему же их не лишать жизни? У них и жизни-то нет, а есть только цепь преступлений.»
2.Каково ваше отношение к смертной казни? Обоснуйте свою точку зрения.
А теперь выслушаем мнение наших авторитетных гостей по этому поводу.
Наша работа завершается, но вопрос остается открытым. Выбор следует сделать каждому из нас, но помните.
- Жизнь учит тех, кто ее изучает.
-Поступки умных людей продиктованы умом, людей менее сообразительных – опытом, самых невежественных – необходимостью, животных – природой.
- Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны
Один неосторожный шаг, ошибка молодости и вся жизнь может пойти кувырком.
Тревожным аккордом звучит песня М. Круга « Письмо маме»
Список используемой литературы:
1. Кузибецкая М. Общественно - правовые отношения и нормы, связанные с преступлениями несовершеннолетних. Издательство "Учитель" 2009
2.Северина О.А. Гражданско - Правовое воспитание школьников 8 - 11 классов. Издательство "Глобус", 2010
3. Информация на сайтах:
http: 1september.ru
http: uroki.net/docklruk/docklruk117.htm
http: klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-pravonarusheniya - Классные часы по профилактике правонарушений
sci.mnui.ru›sobytia/kruglyj-stol-na…nakazanie…xxi…
4. Исаев И.А. «История государства и права России» Москва, изд. «Юрист», 1993.
5.Флетчер Дж., Наумов А. В. Основные концепции современного уголовного права. М., 1998 6.Козаченко И.Я., Незнамов Е. А. Уголовное право. Общая часть. М. 1998.
7.Малько А.В. Смертная казнь как правовое ограничение. Государство и право, № 1, 1993.
8.Подыногин И. (г. Новокузнецк) “Почему бы их не казнить?” (письмо в редакцию журнала “Век ХХ и мир” №2 90)
9. М.С. Гринберг. Пределы принуждения (уголовно – правовой аспект). // Государство и право.1994.№4.
10. Н.С. Малеин. Современные проблемы юридической ответственности.// Государство и право.1994.№6.