Внеклассное мероприятие
«ЗАКОН И ПОДРОСТОК»
Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся;
Задачи:
- способствовать воспитанию законопослушного гражданина;
- развивать правовую культуру учащихся;
- вырабатывать у детей ценностные ориентации в общественных отношениях, формирование правосознания;
- воспитывать нравственные качества личности
Форма проведения: интеллектуальная игра
Участники: учащиеся 8 -11 классов
Ведущий. Здравствуйте дорогие ребята! Я знаю, что наши учащиеся уважают право и законы. Это очень важно для нашего государства. Так как без уважения к закону не построить правового государства.
Сегодня мы будем говорить о законах и праве в прошлом и настоящем. Человечество прошло долгий путь, чтобы понять, что право необходимо для жизни. Истории неизвестно имя первого человека, кто придумал слово «закон» и ввёл его в обиход. Однако известно, что законы перешли из обычаев, принятых в племени, а с развитием человечества - в законы.
Я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в мир права и законов.
В игре участвуют две команды.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.
Каждая команда придумывает название.
1. Конкурс «ЗАКОНЫ ПРОШЛОГО».
1.В каком древнем государстве, и при каком правителе, по словам древних греков, законы были «писаны не чернилами, а кровью», где за самые ничтожные преступления, как кража винограда или фруктов, полагалась смертная казнь.
(Государство – Древние Афины, правитель - архонт Дракон)
2. В свод, каких законов были включены законы гостеприимства, принцип «сам погибай, а товарища выручай» и за их нарушение полагалось суровое наказание, вплоть до смертной казни.
(Этот свод назывался Яса, законы Чингизхана )
3. В государствах Древнего мира эту категорию населения могли продать в рабство не за свои, а за чужие грехи, лишить средств к существованию, убить за непочтительность. И всё это не считалось преступлением. Кто эти люди?
(Дети).
4. Назовите известную русскую поговорку, которую породили указы и действия русских царей в разное время: увеличение «пожилого»; введение «заповедных лет», установление «урочных лета»?
( «Вот тебе, бабка, и Юрьев день»).
5. Всем известен юридический принцип в латинском положении – «Незнание не оправдывает». Какова его современная формулировка?
( «Незнание закона не освобождает от ответственности»).
6. Как известно Елизавета Петровна отменила смертную казнь. В её правлении широко практиковали 2 вида ссылки. Как формулировали приговор к этому виду наказания?
(Места отдалённые и не столь отдалённые)
7.Какова основная функция суда в правовом государстве?
( Суд решает, виновен человек или нет).
8.Первый, дошедший до нас правовой сборник, появление которого связывают с именем Ярослава Мудрого, датирован 1016 годом. Существовало несколько вариантов этого сборника, но одинаково служила единственным руководством для княжеских судей. («Русская правда»)
2.Конкурс «ЗАКОНЫ В РУССКИХ ПОСЛОВИЦАХ».
Соберите пословицы
- Не долго, той земле стоять
- Нужда закона не знает
- Законы святы
- Закон, что паутина
- Не бойся царского гонения
- Не будь закона
- Закон - дышло
- Законы миротворцы
- Кто законы пишет
- Строгий закон
куда захочешь, туда и воротишь
да законники - крючкотворцы.
да судьи супостаты.
шмель проскочит, а муха увязнет
тот их и ломает.
бойся царского гонителя.
не было бы греха.
где начнут уставы ломать.
а через него шагает.
виноватых творит.
3.Конкурс «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЗАКОН?»
Существует 4 вида ответственности. Назовите.
(уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая)
Перед вами 8 ситуаций. Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации.
- Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)
- Подросток появился на улице в состоянии алкогольного опьянения (Административная)
- Ребята избили одноклассника (Уголовная)
- Девочка украла телефон из портфеля одноклассницы (Уголовная)
- Ученик прогулял занятия в школе (Дисциплинарная)
- Девочка перешла дорогу в неположенном месте (Административная)
- Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)
- Мальчики нецензурно выражались в автобусе (Административная)
4. Конкурс «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Одним из видов ответственности несовершеннолетних является уголовная. Она наступает с 14 лет за 20 видов правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ и с 16 лет. Первой команде, определить за какие из ниже перечисленных преступлений ответственность наступает с 14 лет, а второй команде – с 16 лет.
1. Побои
2. Убийство
3. Кража
4. Грабеж
5. Клевета
6. Мошенничество
7. Терроризм
8. Неправомерное завладение а/м
9. Умышленное причинение вреда здоровью
10. Контрабанда
(Подчёркнутые с 16 лет, остальные – с 14 лет).
5. Конкурс музыкальный «ДЕТСКИЕ ПЕСНИ О ПРАВАХ »
Каждой команде по очереди даётся прослушиваться песни. В текстах песен звучат некоторые права человека. Ваша задача - назвать их. Если одна команда затрудняется ответить, другая, может заработать дополнительные очки.
1. «Ничего на свете лучше нету…» (музыка - Г.Гладкова, слова - Ю.Энтина) - песня из мультфильма «Бременские музыканты» (право на свободу передвижения, право на свободу мирных собраний)
2. «А я все лежу и на солнышко гляжу» (право на жизнь, право на отдых и досуг.)
3. «Чему учат в школе» (музыка - В.Шаинского, слова - М.Пляцковского) (право на образование)
4. «На крутом бережку» (музыка - В.Шаинского, слова - А.Хайта) - песня из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых)
6. Конкурс « ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ».
Закончите стихотворные строчки в духе «Вредные советы» Г.Остера.
1. Если тебе предложили
Пивом настроение поднять…
2. Если ,вдруг, к тебе подходит
С ножиком недобрый дядя…
3.Если ты надумал в школу
Вдруг о бомбе позвонить…
4.Если ты решил, что можно
Младших в школе обижать…
5.Если ты такой всезнайка
И занятия тебе не нужны…
6. Конкурс «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЫЩИКИ»
Вам нужно отгадать, какому литературному герою принадлежит словесный портрет.
1. Несколькими ступенями выше стоял человек небольшого роста, мужчина с воинственно торчащими усами и яйцеобразной головой. На нем был великолепный халат и вышитые домашние туфли. (Эркюль Пуаро – Агата Кристи);
2. Он отличался необычайной худобой, у него был острый пронизывающий взгляд и орлиный профиль… (Шерлок Холмс – Артур Конан Дойл);
3. Зажав трубку в зубах, засунув руки в карманы широченного пальто с легендарным бархатным воротником и сбив на затылок котелок, он наблюдал…(Мегре – Жорж Сименон);
4. Было около 10 утра, когда она вышла из своего номера в полном снаряжении- шляпка, перчатки, зонтик и сумка, самая парадная сумка…(Мисс Марпл – Агата Кристи).
Подведение итогов игры.