Просмотр содержимого документа
«Учимся общаться тренинг »
Министерство образования Республики Марий Эл
Отдел образования и по делам молодежи
МО «Мари-Турекский муниципальный район»
МБОУ «Косолаповская средняя общеобразовательная школа»
Развитие уверенности в себе
начинается с устранения демона,
который называется страх;
этот демон сидит у человека
на плече и нашёптывает ему:
«Ты не можешь это сделать…»
Н.Хилл.
Автор:
Заболотских Людмила Геннадьевна,
социальный педагог.
(слайд 1)
Время проведения: 11.10 – 11.40
Место проведения: компьютерный класс 2 этаж
Участники семинара: учителя начальных классов
Оборудование:
1. Компьютер с интерактивной доской.
Записи спокойной музыки (звуки природы).
Цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы.
Листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки.
Свеча.
(слайд 2) Мини-лекция
Уверенное поведение – это собирательное понятие, включающее различные состояния. Оно:
целенаправленное: уверенный человек достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. При этом они должны быть: реалистичными, конкретными и позитивными;
ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживание по их поводу: уверенный человек способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каких условиях это происходит.
гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющую обстановку;
социально ориентированное – направленное на построение конструктивных отношений с окружающими: движение «к людям». Такой человек стремиться к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве.
сочетающее спонтанность с возможностью произвольностью произвольной регуляции, т.е. такой человек не стремится к постоянному подавлению своих эмоций и чувств, позволяет себе открыто выражать их. Но при необходимости готов взять их под контроль;
настойчивое, но не переходящее в агрессивное: человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это по возможности не в ущерб интересам других людей, но готов отстаивать свои интересы весьма жёстко и идти на конфликт только по объективным причинам. Для него предпочтительнее не идти на принцип, а разрешать конфликт гибко.
созидательное: человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было, а вместо этого создаёт то, что считает нужным
Таким образом: «Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в отношении своего окружения».
Уверенные в себе люди характеризуются:
независимостью;
самодостаточностью.
Внешние признаки уверенного человека:
выглядит спокойным;
держится с достоинством;
открытый взгляд;
ровная осанка;
спокойный и уверенный голос.
Уверенный в себе человек умеет:
отстаивать свою позицию мирно;
откровенно высказываться без враждебности и самозащиты;
отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Это прямое
открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим.
(слайд 3) Цель:
Создание условий для поиска своих сильных сторон, тренировка уверенного поведения в ситуации публичного выступления.
Задачи:
1.Снятие психофизического напряжения, сплочение группы.
2.Создание тёплой, дружеской обстановки, основанной на доверии и понимании.
Умения и навыки.
1. Доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения
друг с другом; · эмоционально сопереживать друг другу;
2. Сотрудничать и действовать сообща;
3. Согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;
4. Разрешать конфликтные ситуации;
Предполагаемый результат: приобретение навыка поиска наиболее эффективного средства передачи и получения информации в той или иной ситуации.
Ход тренинга.
Сегодня вы будете участвовать в психологическом тренинге. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания. Но в тренинге есть одно условие — задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее его сделает, а чтобы сделали все.
Погружение.
-поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение;
-похлопайте в ладоши те, у кого есть друзья;
-поднимите руку те, кто уверен в себе;
- похлопайте в ладоши те, кто знает, чем мы сегодня будем заниматься; -поднимите руку те, кто не знает, что мы сегодня будем делать.
В сегодняшнем тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Для разогрева используются достаточно простые задания либо забавные упражнения, выполнение которых может вызвать смех.
Но вначале я хочу рассказать вам притчу.
(слайд 4) Притча.
В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сделать это, но
хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это.
Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти прутья».
Упражнение 1. "Будем знакомы».
Цель: Знакомство, разминка. Упражнение позволяет запомнить имена участников.
Участник, начинающий упражнение, говорит группе своё имя и сопровождает его каким – либо несложным движением. Все участники повторяют его имя и движения..
Упражнение 2. «Мое настроение»
Цель: расширение эмоциональной сферы личности, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим
Ведущий предлагает: • Нахмуриться, как осенняя туча • Рассерженный человек • Позлиться как голодный волк • Ребенок, у которого отняли мяч • Два барана на мосту • Испугаться как заяц, увидевший волка
• Птенец, выпавший из гнезда • Кот, на которого лает собака • Улыбнуться как кот на солнышке • Само солнце • Хитрая лиса • Будто ты увидел чудо
Обсуждение: 1. Какие чувства вы испытывали, когда выполняли это упражнение? 2.Как вы чувствуете себя после выполнения упражнения (как правило, хорошо) Комментарий ведущего: мы всегда хорошо себя чувствуем, когда нам удалось выразить то, что хотелось, и когда нас поняли.
(слайд 5) Упражнение 3. «Солнечная поляна».
Цель: развитие сплочённости к вербальному общению, отработка навыков взаимодействия.
Материал: лист ватмана, на котором нарисована поляна, трава, солнце, цветная и белая бумага, ножницы, различные изобразительные средства.
Посмотрите, как светло в нашем классе. Он наполнен солнечным светом, теплом наших сердец. Представьте, что мы находимся на чудесной солнечной поляне, где растёт много чудесных цветов. Это и ромашки, и одуванчики, и васильки, и розы, и много, много других. И каждый на этой поляне найдёт свой цветок. А теперь, возьмите бумагу, карандаши или фломастеры и нарисуйте цветок, который вы представили в своём изображении.
Вырежьте этот цветок, раскрасьте. Напишите на нём пожелания и посадите на нашей солнечной поляне…
Комментарий ведущего: посмотрите, какая у нас прекрасная поляна с цветами. Если подойдём к ней поближе, мы сможем прочитать пожелания, а так же почувствовать аромат сказочных цветов.
Обсуждение: 1.Какие чувства у вас возникли после выполнения этого упражнения?
2.Поделись своим настроением.
(слайд 6)Упражнение 4. «Дерево с человечками».
Содержание методики: Предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков и не нужно подписывать свою фамилию.
Рассмотрите это дерево. Перед вами лесная школа. Ученики в ней — лесные человечки. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. Возможно, чем выше на дереве находится лесной человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе.
Возьмите коричневый карандаш (фломастер) и раскрасьте ствол и ветки дерева. А когда будете раскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят. (Участники раскрашивают дерево.)
А теперь возьмите красный карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение и на чьем месте вы хотели бы находиться.
Бывает так, что некоторые участники просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю, что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
Интерпретация результатов
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный участник , с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.
Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
(слайд 7)Релаксационное упражнение «Мой огонек» ( на фоне спокойной музыки)
Цель: снятие напряжения, формирование позитивного самовосприятия.
Закройте глаза.… Представьте себе вечер, прохладный зимний ветерок… Вы выходите из дома и идете по улице. Вы никуда не торопитесь, просто гуляете. Замечаете снежные сугробы вокруг дороги, снег, который искрится.
Вы останавливаетесь и любуетесь снегом. Потом вы поднимаете глаза, видите дома и в них – освещенные окна. В окнах горит теплый свет. В каждом окне – маленький мир. Уютный дом.
Теперь представьте себе, что где-то внутри вас горит такой же свет. Он дает вам уют и теплый покой. Что бы ни случилось с вами, какие бы бури и волнения вы ни переживали, он горит ясным, теплым, спокойным светом.
Представьте Вы осторожно взяли его в руки. Вот он – перед вами. Вы бережно держите его в руках. Открывайте глаза. Полюбуйтесь им. Посмотрите на него- он излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Посмотрите, всю жизнь вокруг вас такие же маленькие огоньки и все они излучают в два раза больше радости, тепла, счастья и объединяют всех в одно единое целое, в один дружный и крепкий коллектив. Я попрошу сейчас вас всех высказать свои впечатления о сегодняшнем мероприятии и подарить свои пожелания.
Обсуждение: 1.Как вы себя чувствуете? 2.Представился ли вам огонек, который горит внутри?
«Я желаю всем……» Упражнение «Подарок».
Упражнение «Подарок»
Не сердись,улыбнись.
Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
В споре умей выслушивать собеседника до конца.
Уважай чувства других людей.
Любую проблему можно решить.
Будь внимателен к людям, с которым общаешься.
Будь увереннее в себе.
Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятия.
Взгляни на своего обидчика- может, ему просто нужна твоя помощь.