Цель: - обогащение представлений учащихся о ценности дружбы, о качествах лучшегодруга.Цель: - обогащение представлений учащихся о ценности дружбы, о качествах лучшегодруга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- А теперь послушайте, как понимают слово «дружба» дети – ваши ровесники.
1 ученик: Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
- Что такое дружба?
Это когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
2 ученик: А после спросил я у девочки:
- Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют.
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
- А кто может быть вашим другом? Почему?
- А какого человека можно назвать другом? (Ответы детей.)
- Закончи фразу: « Друг – это тот, кто…»(Ответы детей.)
3. Инсценирование произведения. В. Осеевой «Три товарища». Беседа
- Послушайте рассказ В. Осеевой «Три товарища».
«Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? – спросил его Коля.
- Завтрак потерял…
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко ещё!
- А ты где его потерял? – спросил Миша.
- Не знаю…- тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь.»
Учитель: - Кого из мальчиков можно считать настоящим другом? Почему?
Ученики: - Володя – настоящий друг. Он поделился с товарищем своим куском хлеба.
Учитель: - А если бы у вас были такие друзья, как у Вити, кого бы вы взяли с собой в путешествие? Почему? (Ответы детей.)
Учитель: - Конечно, в трудные минуты нам нужен человек, на которого мы могли бы положиться, а в минуты радости поделиться своей радостью.
4. Игровые ситуации
1) «Собери пословицы». ( Работа в группах: составление из слов пословиц.)
- О дружбе и друзьях народ сложил немало пословиц и поговорок. Сейчас проверим, как вы их знаете.
- Каждой группе необходимо сложить пословицы из отдельных слов и объяснить, как вы их понимаете.
1. Не, сто, имей, друзей, рублей, имей, а, сто
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
2. Старый, лучше, двух, друг, новых
( Старый друг лучше новых двух.)
3. Нет, ищи, береги, нашел -, а, друга
(Нет друга – ищи, а нашел – береги.)
4. Как стекло, разобьешь, дружба, не сложишь
(Дружба - как стекло, разобьешь – не сложишь.)
5. Без друзей, без корней, человек, что дерево
(Человек без друзей, что дерево без корней.)
6. Наживай, не теряй, друзей, новых, старых, а
(Новых друзей наживай, а старых не теряй.)
2) «Каким должен быть друг».
- А сейчас проверим, знаете ли вы, какими качествами должен обладать настоящий друг. Перед вами таблички со словами, которые обозначают добрые и злые качества души человека: «ответственность», «отзывчивость», «эгоизм», «доброта», «равнодушие», «злоба», «доброжелательность», «честность» и т.д. Из всех названных качеств выбрать только те, которые присущи настоящему другу. ( Дети объясняют свой выбор слов.)
:- Почему не назвали слова «злоба, эгоизм, равнодушие»?
- Могут ли друзья ссориться? Всегда ли у друзей все гладко и хорошо? (Ответы детей.)
- Настоящие друзья не ссорятся по пустякам, а если и поссорились, то обязательно мирятся.
5. Игра «Настоящий друг». Проверь себя
(Учитель читает несколько утверждений. Ученики должны выбрать верные высказывания: если согласны – хлопать, не согласны – топать.)
Настоящий друг – это тот, кто…
- заступается за тебя в трудных ситуациях;
- с кем весело и интересно;
- кто всегда делает то, что хочешь делать ты;
- кто указывает на твои ошибки, если ты плохо себя ведешь;
- кто соглашается со всем, что ты скажешь;
- кто примерно твоего возраста и живет рядом;
- кто любит то, что любишь ты;
- кому ты можешь доверять.
6.Игра – интервью «Что такое дружба?»
- Чтобы узнать мнение некоторых жителей нашего города о том, что такое дружба, ребята взяли интервью у близких, родных, знакомых и незнакомых людей.
- Давайте послушаем ответы и узнаем, совпадает ли ваше мнение с мнением жителей нашего города. (Прослушивание записей)
Вывод: Все мы едины во мнении, что дружба – чудесное слово.
7. Разбор ситуаций
( На экране слайды с изображением детей в разных жизненных ситуациях )
- На экране вы увидите группы ребят. Какую группу детей можно назвать дружной, какую – нет? Почему? (Ответы детей.)
- Как понимаете золотое правило дружбы «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»? ( Ответы детей.)
8. Наше творчество. «Правила дружбы» (Работа в группах: обсуждение и запись правил на бумажных ракетах.)
- Что нужно делать, чтобы дружба не распалась? (Ответы детей.)
- А для того, чтобы люди на нашей планете, куда мы отправились в путешествие, жили дружно, счастливо, попробуйте составить правила дружбы.
- Сейчас вы посовещайтесь и создайте правила дружбы для детей нашей планеты, для всех тех, кто хочет иметь рядом верных друзей. И мы отправим своих помощников с этими правилами в космос на наших ракетах, чтобы каждый человек на планете запомнил ваши советы.
Правила дружбы:
1. Уступать.
2. Не грубить, не злиться.
3. Не ябедничать.
4. Помогать друг другу.
5. Не бояться просить прощения, если обидел друга.
6. Не жадничать.
7. Быть честным.
Вывод: На планете могут жить только те, кто умеет дружить.
9. Презентация. Обсуждение работ детей
1 ученик: Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
2 ученик: Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
- Чтобы наша Планета Друзей стала красивой и цветущей, на бумажных цветах, которые лежат на ваших партах, напишите пожелания себе, другу, классу, незнакомым людям и прикрепите на нашу «Планету Друзей».
(Ученики идут к доске, читают свои пожелания, прикрепляют цветы на планету. Она словно расцветает. В это время звучит песенка о дружбе.)
: - Посмотрите, какой красивой стала Планета, а все это благодаря дружбе.
10. Итог урока
- Наше путешествие закончилось. В жизни часто повторяются ситуации, которые мы сегодня разбирали. Поэтому если вы поняли, как вести себя в игровых ситуациях, то будете воспитанными, дружными и в действительной жизни.
Звучит песня «Если с другом вышел в путь». Дети поют.