Задача материала воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу и окружающим, стремление прийти на помощь; учить размышлять над нравственной сутью поступков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Спешите делать добро»
Александрова Нина Андреевна
учитель родного языка и литературы
МБОУ «Гимназия №2» г. Чебоксары
«СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО»
ЦЕЛИ: формирование стремления совершать добрые поступки, пробуждение добрых чувств учащихся.
ЗАДАЧИ: 1. Учить размышлять над нравственной сутью поступков.
2. Дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя.
3. Воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу и окружающим, стремление прийти на помощь.
4. Обратить внимание детей, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
ОБОРУДОВАНИЕ: пословицы, карточки для индивидуальной и групповой работы, рис. с изображением солнца.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.
РАЗМИНКА.
- Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глаза. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу, улыбнемся. Пошлем друг другу добрые слова и добрые мысли молча, только глазами.
Что вы пожелали?
А что вы чувствовали, когда посылали пожелания?
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.
Чему будет посвящен классный час, вы узнаете из стихотворения.
Слово это серьезное, Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, Тепло и любовь. В нем стремленье На помощь прийти Вновь и вновь. Это качество В сердце у многих живет И о боли других Позабыть не дает. И оно поважнее, Чем лица красота. Догадались, что это? Сердец... (доброта)
Что по-вашему означает слово доброта? С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово доброта?
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: “Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”.
Один известный человек (Ф.П. Гааз) очень давно сказал такие слова: “Спешите делать добро” (слова вывешиваются на доску). Пусть эти слова станут названием классного часа и девизом вашей жизни.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ.
(задания по группам – объяснить смысл пословиц)
Доброта – это самое ценное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала народная мысль.
Сделай доброе дело, чтобы сердце пело.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброта что солнце.
Добро, сделанное втайне, оплатится явно.
Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.
(пословицы вывешиваются на доску)
ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИИ.
Может ли человек быть добрым вообще, никак не проявляя себя в добрых делах?
Обратимся к вашему опыту.
Выберите наиболее свойственный вам вариант поведения в следующей ситуации:
------------------------
Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом.
Какой вариант поведения вы выберите?
-Предложу посмотреть передачу вместе с братом.
-Сначала посмотрю передачу, потом пойду погуляю с братом.
-Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.
-Пойду погуляю с братом.
-Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять.
Прокомментируйте свой выбор.
В чью пользу вы принимали решение? Как оно соотносится с нашим девизом: “Спешите делать добро”. (обсуждение)
ИГРА «ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
(в группах)
Когда я пришел домой, мама жарила блины. Я спросил…
Маленькая сестренка пожаловалась, что с ней во дворе никто не играет.
Я пошел во двор и …
В классе был мальчик, которого почему-то не любили, и мне…
В воскресенье я проснулся раньше и решил…
У кассы в магазине плакала маленькая девочка, потерявшая деньги. И хоть у меня не было денег, я подошел, чтобы…
Сочувствие, желание помочь – это начало добрых побуждений.
Ученица читает отрывок из собственного сочинения.
6.ИНСЦЕНИРОВАНИЕ РАССКАЗОВ В. ОСЕЕВОЙ.
«Хорошее», «Плохо»
Придумайте концовку рассказа.
Что показалось в рассказе главным?
На какие размышления наводит рассказ?
Народная мудрость гласит: «Самое подлое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается». Добрый человек – не тот, кто не сделал что-то плохое, а тот кто сделал хороший поступок.
Можно ли человека заставить быть добрым?
Для чего человек совершает добрые поступки? Вспомните и приведите примеры из своей жизни о взаимопомощи, о добрых делах.
АНАЛИЗ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА.
В начале классного часа мы вспомнили пословицу «Доброта что солнце».
Солнце – это символ доброты, а его лучи – качества, которыми должен обладать добрый человек. Выберите из перечисленных нужные качества, объясните.
(работа в группах, записать на солнечных лучах)
Стихотворение читает ученица.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
7. РЕФЛЕКСИЯ.
Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она не дается нам с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту.
Какие чувства у вас возникли на классном часе? Что запомнилось, почему?