kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар "Работа с трудными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый день учителя общаются со школьниками. Особую категорию представляют дети «группы риска»,  «трудные» дети. К ним необходим особый подход. Педагоги с большим стажем имею вполне достаточные знания в данной области, однако в современном изменяющемся мире появляется большое количество технологий и методов, за которыми сложно уследить. Данная методическая разработка направлена на решение проблемы компетентности педагогов в вопросе взаимодействия с «трудными» детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Памятка_учителю_по_работе_с_трудными_подростками»

РЕКОМЕНДАЦИИ

классному руководителю

по работе с «трудными» подростками

1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.

2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гаранти­рованы от ошибок, кое в чем можем и уступить.

3. Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только по­том, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.

4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться на­столько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.

5.Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.

6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.

7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.

8. Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.

9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их лич­ности и приемлемые для них черты нашей личности.

10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.


ПАМЯТКА

классному руководителю

по работе с «трудными» учащимися

1. Посещение трудных учащихся на дому.

2. Составить психолого-педагогическую характеристику на трудного учащегося и класс.

3. Принимать меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе трудных учащихся.

4. Иметь связь с тренерами, с руководителями кружков, с учите­лями-предметниками, семьями трудных учащихся.

5. Контролировать занятость трудных учащихся в общественной работе класса и школы, связь их с библиотекой.

ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ:

1. Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.

2. Первое знакомство с подростком — это разговор о его интересах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.

3. В беседе с воспитателем или учителем подросток должен по­чувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.

4. Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.

5. Комплексный характер причин трудновоспитуемое™ должен выявить взаимодействие социальных, биологических и психических факторов.

6. Один метод сам по себе не метод. Только содружество мето­дов, растянутых во времени, дает объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА ТРЕБУЕТ СОБЛЮДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:

— педагогический оптимизм воспитания, вера в своего воспитанника

— начинайте перевоспитание с социально-значимой деятельности, в которой подросток может и хочет самоутвердиться

— наличие сплоченного жизнерадостного коллектива класса

— единство педагогических влияний школы, семьи и общества

— авторитет воспитателя в глазах подростка

— высокая педагогическая культура воспитания

— воспитатель должен быть современным человеком с ярко вы­раженной индивидуальностью

ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ:

1. Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.

2. При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.

3. В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.

4. Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.

5. Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

6. В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.

7. Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.

8. Умейте смотреть на вещи глазами подростка.

9. Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

Просмотр содержимого документа
«тест трудные»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ
(А.Н. Орел)
Источники
  • Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362-370

  • Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2004. С.141-154.

Назначение теста

Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.

Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного поведения у юношей и девушек существенно отличаются и соответственно различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и мужского видов методики.



Инструкция к тесту

Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к вам.

  • Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике поставьте цифру «1».

  • Если оно неверно, то поставьте цифру «0»

  • Если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению.

Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.

Тестовый материал

Мужской вариант

  1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

  2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

  3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.

  4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.

  5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.

  6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили.

  7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

  8. Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.

  9. Если бы мне пришлось стать военным, тоя хотел бы быть летчиком-истребителем.

  10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

  11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

  12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями.

  13. Я всегда говорю только правду.

  14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это вполне нормально.

  15. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.

  16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.

  17. Если меня обидели, то я обязательно должен отмстить.

  18. Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.

  19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

  20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.

  21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.

  22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.

  23. Я иногда не слушаюсь родителей.

  24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.

  25. Я думаю, что мне понравилось бы заниматься боксом.

  26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

  27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

  28. Иногда мне так и хочется сделать себе больно.

  29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

  30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.

  31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.

  32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.

  33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.

  34. Правы люди, которые в жизни следуют пословиц: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

  35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.

  36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.

  37. Если бы в наше время проводились бы бои гладиаторов, то бы обязательно в них поучаствовал.

  38. Бывает, что иногда я говорю неправду.

  39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

  40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

  41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

  42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

  43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.

  44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

  45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки - это плохое кино.

  46. Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям - это нормально.

  47. Иногда я скучаю на уроках.

  48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

  49. Если человек раздражает меня, то готов высказать ему все, что я о нем думаю.

  50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.

  51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

  52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.

  53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

  54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.

  55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.

  56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

  57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

  58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.

  59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

  60. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

  61. Меня раздражает, когда девушки курят.

  62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

  63. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.

  64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

  65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.

  66. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

  67. Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

  68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.

  69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

  70. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.

  71. Я могу вспомнить случаи, кода я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

  72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

  73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

  74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

  75. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.

  76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

  77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям - это нормально.

  78. Я часто не могу сдержать свои чувства.

  79. Бывало, что я опаздывал на уроки.

  80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

  81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

  82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

  83. Иногда случалось, что я не выполнял домашнее задание.

  84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

  85. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

  86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

  87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

  88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

  89. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.

  90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

  91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

  92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

  93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

  94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.

  95. Я считаю, что люди должны полностью отказаться употребления спиртных напитков.

  96. Я бы мог на спор влезть на высокую фабричную трубу.

  97. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.

  98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

Женский вариант

  1. Я стремлюсь в одежде следовать самой современной моде или даже опережать ее.

  2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должна сделать сегодня.

  3. Если бы была такая возможность, то я бы с удовольствием пошла служить в армию.

  4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.

  5. Чтобы добиться своего, девушка иногда может и подраться.

  6. Я бы взялась за опасную для здоровья работу, если бы за нее хорошо платили.

  7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

  8. Я иногда люблю немного посплетничать.

  9. Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни.

  10. Мне нравится, когда моя одежда и внешний вид раздражают людей старшего поколения.

  11. Только глупые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

  12. Я предпочла бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.

  13. Я всегда говорю только правду.

  14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это нормально.

  15. Даже если я злюсь, то стараюсь никого не ругать.

  16. Я с удовольствием смотрю боевики.

  17. Если меня обидели, то я обязательно должна отомстить.

  18. Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.

  19. Если моя подруга опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

  20. Мне часто бывает трудно сделать роботу к точно определенному сроку.

  21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.

  22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно хочешь.

  23. Бывало, что я не слушалась родителей.

  24. В автомобиле я больше ценю безопасность, чем скорость.

  25. Я думаю, что мне понравилось бы заниматься каратэ или похожим видом спорта.

  26. Мне бы понравилась работа официантки в ресторане.

  27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

  28. Иногда мне так и хочется сделать себе больно.

  29. Моё отношении к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

  30. Я всегда плачу за проезд в общественном транспорте.

  31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.

  32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.

  33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.

  34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

  35. Бывало, что я случайно попадала в неприятную историю после употребления спиртных напитков.

  36. Я часто не могу заставить себя продолжать какое-либо занятие после обидной неудачи.

  37. Многие запреты в области секса старомодны и их можно отбросить.

  38. Бывает, что иногда я говорю неправду.

  39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

  40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

  41. Если бы я родилась в древние времена, то стала бы благородной разбойницей.

  42. Добиваться победы в споре нужно любой ценой.

  43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпила.

  44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

  45. Если в фильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.

  46. Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям – это нормально.

  47. Бывает я скучаю на уроках.

  48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

  49. Если человек раздражает меня, то я готова высказать ему все, что о нем думаю.

  50. Во время путешествий и поездок я люблю отклонятся от обычных маршрутов.

  51. Мне бы понравилась профессия дрессировщицы хищных зверей.

  52. Мне нравится ощущать скорость при быстрой езде на автомобиле и мотоцикле.

  53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

  54. Бывает, что я с интересом слушаю неприличный, но смешной анекдот.

  55. Мне нравится иногда смущать и ставить в неловкое положение окружающих.

  56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

  57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

  58. Мне больше нравится читать о кровавых преступлениях или о катастрофах.

  59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

  60. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

  61. Я считаю вполне нормальным, если девушка курит.

  62. Мне нравится состояние, которые наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

  63. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимала, что сейчас не время и не место.

  64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

  65. Некоторые люди побаиваются меня.

  66. Я бы хотела присутствовать при казни преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания..

  67. Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

  68. Если бы могла, то с удовольствием поучаствовала бы в автомобильных гонках.

  69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

  70. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готова первым начать драку.

  71. Я могу вспомнить случаи, когда я настолько разозлилась, что хватала первую попавшуюся под руку вещь и ломала ее.

  72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

  73. Мне бы хотелось из любопытства прыгнуть с парашютом.

  74. Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают.

  75. Счастливы те, кто умирают молодыми.

  76. Я получаю удовольствие, когда немного рискую.

  77. Когда человек в пылу спора прибегает к ругательствам – это допустимо.

  78. Я часто не могу сдержать свои чувства.

  79. Бывало, что я опаздывала на уроки.

  80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

  81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

  82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

  83. Иногда случалось, что я не выполняла школьное домашнее задание.

  84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

  85. Бывают случаи, когда я могу ударить человека.

  86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

  87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

  88. Наивные простаки сами заслуживаю того, чтобы их обманывали.

  89. Иногда я бываю так раздражена, что громко кричу.

  90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

  91. Я бы попробовала какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знала, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

  92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

  93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

  94. Когда я злюсь, то мне хочется громко обругать виновника моих неприятностей.

  95. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

  96. Я бы с удовольствием покатилась бы на горных лыжах с крутого склона.

  97. Иногда, если кто-то причиняет мне боль, то это бывает даже приятно.

  98. Я бы с удовольствием занималась в бассейне прыжками с вышки.

  99. Мне иногда не хочется жить.

  100. Чтобы добиться успеха в жизни, девушка должна быть сильной и уметь постоять за себя.

  101. По-настоящему уважают только тех людей, кто вызывает у окружающих страх.

  102. Я люблю смотреть выступления боксеров.

  103. Я могу ударить человека, если решу, что он серьезно оскорбил меня.

  104. Я считаю, что уступить в споре – это значит показать свою слабость.

  105. Мне нравится готовить, заниматься домашним хозяйством.

  106. Если бы я могла прожить жизнь заново, то я бы хотела стать мужчиной, а не женщиной.

  107. В детстве мне хотелось стать актрисой или певицей.

  108. В детстве я была всегда равнодушна к игре в куклы.

Вариант для девочек

Ф.И.О. _____________________________________________________________________

Класс ________________________ Возраст (полное количество лет) _________________


1



2


3


4


5


6


7


8


9


10


11



12


13


14


15


16


17


18


19


20


21



22


23


24


25


26


27


28


29


30


31



32


33


34


35


36


37


38


39


40


41



42


43


44


45


46


47


48


49


50


51



52


53


54


55


56


57


58


59


60


61



62


63


64


65


66


67


68


69


70


71



72


73


74


75


76


77


78


79


80


81



82


83


84


85


86


87


88


89


90


91



92


93


94


95


96


97


98


99


100


101



102


103


104


105


106


107


108






Обозначение ответов: «да» - 1, «нет» - 0


Вариант для мальчиков

Ф.И.О. _____________________________________________________________________

Класс ________________________ Возраст (полное количество лет) _________________


1



2


3


4


5


6


7


8


9


10


11



12


13


14


15


16


17


18


19


20


21



22


23


24


25


26


27


28


29


30


31



32


33


34


35


36


37


38


39


40


41



42


43


44


45


46


47


48


49


50


51



52


53


54


55


56


57


58


59


60


61



62


63


64


65


66


67


68


69


70


71



72


73


74


75


76


77


78


79


80


81



82


83


84


85


86


87


88


89


90


91



92


93


94


95


96


97


98






Обозначение ответов: «да» - 1, «нет» - 0

Просмотр содержимого документа
«Семинар»

Социально-психологический семинар

Место и роль данной методической разработки в образовательном процессе: взаимодействие педагог-ученик основное в образовательном процессе. Каждый день учителя общаются со школьниками. Особую категорию представляют дети «группы риска», «трудные» дети. К ним необходим особый подход. Педагоги с большим стажем имею вполне достаточные знания в данной области, однако в современном изменяющемся мире появляется большое количество технологий и методов, за которыми сложно уследить. Данная методическая разработка направлена на решение проблемы компетентности педагогов в вопросе взаимодействия с «трудными» детьми.

Данный семинар проводится в рамках просветительской и развивающей деятельности педагога-психолога.

Целевая аудитория: педагоги школы (классные руководители, учителя-предметники), заместители директора по УВР.

Время: 2 – 2,5 часа

Количество участников: 14-16 человек.

Цель: содействовать формированию представлений о «трудном» ребенке, готовности к осуществлению целостного процесса психолого-педагогической поддержки.

Задачи:

  1. Осознание значимости проблемы и необходимости оказания помощи «трудным» детям.

  2. Составление психологического портрета «трудного» ребенка.

  3. Выявление причин трудновоспитуемости.

  4. Знакомство с психолого-педагогической и социальной типологией «трудных» детей.

  5. Разработка рекомендаций по взаимодействию с детьми данной категории и их родителями.

Дополнительные материалы для проведения семинара: листы формата А4, распечатанные педагогические ситуации, доска для записей.

Организация пространства: просторное помещение, позволяющее организовать круг.

План семинара:

  1. Приветствие. Упражнение «Поздоровайся локтями»

  2. Основная часть.

    1. Знакомство с темой семинара; целями и основными задачами предстоящей работы.

    2. Упражнение «Кто для Вас «трудный» ребенок?». Информационная справка.

    3. Упражнение «Психологический портрет «трудного» ребенка». Знакомство с типологией.

    4. Обсуждение причин возникновения «Трудных» детей.

    5. Упражнение «На его месте»

    6. Практическое задание «Рекомендации».

    7. Решение педагогических ситуаций.

  3. Подведение итогов. Обсуждение вопросов.


«Наши трудные дети»

Социально-психологический семинар


Вот он сидит перед нами, взгляните.

Сжался пружиной, отчаялся он,

С миром оборваны тонкие нити.

Словно стена, без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили... Поздно учли...

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли

С. Давидович


Ход семинара.

  1. Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Мы очень рады вашему здесь присутствию, надеемся, что вам также будет здесь интересно. Для начала мы предлагаем вам немного расслабиться.

Упражнение «Поздоровайся локтями».

Цель: способствование установлению контакта между участниками семинара.

Время:10 минут.

1. Участники встают в круг.

2. Предлагается рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее:

- каждый «номер первый» складывает руки за головой, так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

- каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти были направлены влево и вправо;

- каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;

- каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).

3. Участникам сообщается. Что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны поздороваться как можно с большим числом членов группы просто произнеся «Здравствуй» и, коснувшись, друг друга локтями.

4. Через 5 минут участников собираются в свои микрогруппы (первые, вторые, третьи, четвертые номера). Пусть они поприветствуют друг друга внутри своей группы.

  1. Основная часть.

    1. Оценка самочувствия. Знакомство с темой семинара; целями и основными задачами предстоящей работ (5 минут).

Прежде чем приступить к основной части нашего семинара. Хотелось бы узнать, какие у вас ожидания от предстоящей работы?


Наверное, если Вас спросят, какими Вы хотели бы видеть своих учеников, Вы перечислите такие качества как образованность, честность, самостоятельность, порядочность, скажете, что хотите гордиться ими.

Но, вместе с тем, если попросить любого опытного преподавателя вспомнить самые яркие события или случаи из его педагогической практики, он, как правило, вспомнит не процент отличников, а совсем другое. Например, сложные отношения с “трудным” учеником; непростой процесс завоевания доверия у “трудной” группы; рассказы детей о своих проблемах; реальную помощь кому-то из родителей и т.д.

Проблема трудностей в поведении и общении подростка обостряется в переходные периоды, когда меняется и сам человек, и система его взаимоотношений с окружающими. Самым непростым этапом взросления человека является его переход от детства к взрослости, а именно подростковый возраст. Этот период приходится на возраст с 10 до 15 лет. Трудным возрастом, переходным периодом, переломным возрастом называют данный промежуток времени учителя, психологи, родители. И это не случайно: именно в эти годы перестраивается психика ребенка, изменяется характер учебной деятельности и отношение к ней, бурно развивается самосознание и личность подростка в целом.

Подросток – это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Личность ещё недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

Слайд 1

Сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в семинаре на тему «Наши трудные дети». Основная цель семинара содействие в формировании у вас представлений и практических навыков в работе с «трудными» детьми.

Слайд 2

    1. Упражнение «Кто для Вас «трудный» ребенок?».

Цель: выявление индивидуальных представлений участников о понятии «трудный» ребенок.

Каждый участник в течении 3-5 минут индивидуально записывает у себя на листочке сформулированное им определение «трудный ребенок - это…». Затем желающие зачитывают свои варианты определения. Ведущий на доске записывает ключевые слова.


Информационная справка.

Трудные дети – это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Майкл Раттер (1987) отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это – неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Например, голландский исследователь М. де Винтер (1997) говорит о том, что с 1970-х до 1990-х г.г. количество детей этой группы росло неуклонно и в конце 20 века составляет 20% от общего количества подростков и молодежи в возрасте до 18 лет (речь идет о подростках с нормальной психикой).

Следует помнить, что все дети разные и «трудные» в том числе. Предлагаю вам нарисовать психологический портрет «трудного» ребенка.


    1. Упражнение «Психологический портрет «трудного» ребенка».

Цель: изучение основных характеристик «трудного» ребенка.

Время: 20 - 30 минут.

Участников группы необходимо разделить на 3 микрогруппы. Они могут сделать это самостоятельно (есть вероятность объединения по принципу «с тобой общаюсь»), а можно предложить способ жеребьевки (предлагается выбрать цвет, затем объединяются по цвету). Затем даются задания по микрогруппам. Время на выполнение задания – 10 – 15 минут.

1 микрогруппа: напишите основные характеристики агрессивного ребенка и проблемы взаимодействия с ним.

2 микрогруппа: напишите основные характеристики гиперактивного ребенка и проблемы взаимодействия с ним.

3 микрогруппа: напишите основные характеристики ребенка с девиантным поведением и проблемы взаимодействия с ним.

После выполнения задания идет коллективное обсуждение, ключевые моменты фиксируются на доске. В процессе обсуждение происходит знакомство с типологиями.

Знакомство с типологией (приложение 1 . Время 5 минут).

    1. Обсуждение причин возникновения «трудных» детей.

Информирование участников группы об основных причинах возникновения «трудных» детей. Совместное обсуждение (10-15 минут).



Не смотря на множество причин, семья – основополагающая причина возникающих проблем ребенка. Порой, в повседневной суете родители забывают о своей самой главной задаче – воспитание ребенка. Изменение мира, увеличение значимости материальных ценностей заставляет родителей тратить время совсем на другое и дети предоставлены сами себе. Приходит время когда родители замечают трудное поведение ребенка, и от безысходности идут за советом в школу. Предлагаю вам упражнение «На его месте».

    1. Упражнение «На его месте».

Цель: осознание чувств.

Время: 10-20 минут.

Участникам вновь предлагается разделиться на 3 микрогруппы (расчет на первый-третий).

Объявляется что участник каждой микрогруппы будет выполнять роль:

1 микрогруппа - родители;

2 микрогруппа – дети;

3 микрогруппа – педагоги.

Дети садятся в ряд на стулья. Впереди становится человек из микрогруппы «педагоги», сзади - из микрогруппы «родители». Задается ситуация:

«Мама одного из трудных детей вашего класса пришла поинтересоваться успехами ребенка в школе». Задача тех, кто выполняет роль ребенка - молчать, ничего не говорить, просто слушать и отслеживать чувства, возникающие при прослушивании диалога учителя и мамы.

После завершения упражнения по очереди высказывается каждая тройка: «Какие чувства возникали в ходе диалога».

    1. Практическое задание «Рекомендации».

Цель: формулирование основных рекомендаций по взаимодействию с «трудными» детьми и их родителями.

Время: 25 - 30 минут.

Работа осуществляется в микрогруппах. Каждая микрогруппа, опираясь на собственный опыт, на информацию, полученную в ходе семинара разработать рекомендации по поддержке детей для своих коллег. Затем, в ходе коллективного обсуждения, составляется общий список рекомендаций (памятка).

    1. Решение педагогических ситуаций.

Цель: отработка полученных в ходе семинара теоретических знаний.

Время: 20 минут.

Работа в микрогруппах (приложение 3).

  1. Подведение итогов. Обсуждение вопросов.

Цель: обобщение полученной информации, получение обратной связи.

Время: 15 минут.

Вопросы для обсуждения:

- что больше всего запомнилось, почему?

- узнали чего-то нового?

- пригодятся ли знания в работе?

- оправдались ли ожидания?



Список литературы:

  1. Верцинская Н.Н., Трудный ребенок. Мн.: Нар. асвета , 1989. – 129.

  2. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиатным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. М.: Владос, 2003. – 240 с.

  3. Кожевникова О.А., Психокоррекционная программа содействия успешной адаптации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в социуме: «Я и мой мир»: Учебно-методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов / О.А. Кожевникова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. – 182 с.

  4. Интернет-ресурсы.

Приложение 1.

Типология «трудных» детей.

Социально-педагогическая типология.

В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский различают трудных подростков:

  • с педагогической запущенностью;

  • с социальной запущенностью (нравственно испорченных);

  • с крайней социальной запущенностью.

С.А.Беличева выделяет три группы:

  • глубоко педагогически запущенные подростки;

  • подростки с аффективными нарушениями;

  • конфликтные дети (неуживчивые)

Педагогическая запущенность - устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. Черты педагогической запущенности могут проявляться отчётливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением. Педагогически запущенный ребёнок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Различают понятия 3. п. и трудновоспитуемости.

«Социальная запущенность» – это несформированность у индивидов свойств субъекта социокультурной деятельности и общения; искажение их ценностных ориентаций и социальных установок. Социально запущенные дети– это трудновоспитуемые несовершеннолетние, у которых отсутствует профессиональная направленность, полезные навыки и умения, резко сужена сфера социальных интересов. Социально запущенные дети не только плохо учатся, имеют хронические отставания по предметам учебной программы и оказывают сопротивление воспитательным воздействиям, но и, в отличие от педагогически запущенных детей, характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, влиянием асоциальных криминогенных групп, серьезными социальными отклонениями.

Можно сказать, что социальная запущенность – это состояние формирующейся личности ребенка, при котором нарушения и деформации процесса социализации обусловлены социально-педагогическими причинами и носят злокачественный характер.

Аффективные нарушения прежде всего связаны с изменениями настроения, чаще всего в сторону угнетения или подъема (с или без сопутствующей тревогой). Это изменение настроения чаще всего сопровождается изменениям общего уровня активности. Большинство аффективных расстройств имеют тенденцию к повторяемости, а начало отдельных эпизодов часто связано со стрессовыми событиями или ситуациями.

А.В.Ковальчук, Д.Н.Журавлев попытались классифицировать категорию трудных детей: По медико-биологическим основаниям можно выделить следующие подгруппы детей данной категории:

  • одаренные;

  • инвалиды;

  • имеющие клинику соматических расстройств;

  • страдающие нервными расстройствами;

  • страдающие психическими заболеваниями;

  • с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью (СДВГ).

Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей:

1. дети с нарушениями в сфере общения

2. дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные)

3. дети с недостатками умственного развития

4. дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные) Там же.С.7..

Из трудных детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк характеризует так:

1. циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу.

2. неустойчивые, не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять.

3. подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко - табаке, вине и т.д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом.

4. аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.

5. Основными признаками ненормальности поведения трудных детей Д.Футер (1929) считает склонность к праздношатанию - бродяжничество, лживость, образование шаек с вожаками, агрессивность.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «трудные дети» очень ёмкое, и дать ему точное определение достаточно сложно.










Приложение 2.

Причины возникновения трудного поведения.

В конце 19- начале 20 вв. учёными было проведено множество исследований, с целью установить причины отклонения поведения детей и подростков от нормы. В итоге появились различные теории. Которые можно условно разделить на две группы:

1. биологические причины

2. психологические причины

Так, например, авторы биологических теорий, такие как итальянский врач Цезаре Ломброзо или американец Уильям Шелдон считали, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Даже конституция тела человека определяет черты характера. Учёные выделили три типа человеческой фигуры:

1. Эндоморф - человек умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом - такому человеку свойственны общительность, умение ладить с людьми.

2. Мезоморф - тело человека отличается силой и стройностью - он отличается склонностью к беспокойству, активен и не слишком чувствителен.

3. Эктоморф - отличается тонкостью и хрупкостью тела - склонен к самоанализу, наделён повышенной чувствительностью и нервозностью.

По мнению авторов биологических теорий, наиболее склонны к отклонениям в поведении мезоморфы.

Хотя подобные биологические теории были популярны в начале 20 века, другие концепции их постепенно вытесняли. Сторонники психологической трактовки связывали девиантное и делинквентное поведение с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т.п.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за низкий рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с психологическими.

К середине 20 века стали появляться теории, дающие социологическое объяснение девиантному поведению детей. Впервые развёрнутую социологическую теорию разработал Э.Дюркгейм. Он ввёл понятие аномия, т.е. дезорганизация общества, отсутствие ценностей, нарушение порядка в отношениях между людьми.

Впоследствии социологическую теорию развивали Р. Мертон, Р. Линтон, У. Миллер, Г. Беккер. В настоящее время эта теория является наиболее популярной в объяснении причин девиантного и делинквентного поведения детей.

На самом деле, по мнению современных социологов, психологов и педагогов, никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их нет. Они в нашей ежедневной жизни, в примерах поведения взрослых. Причины неудовлетворённости детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.

Дети копировали, и всегда будут копировать взрослых. Так они входят в жизнь и развиваются, перенимая всё без разбору. Отличать плохое от хорошего они ещё не умеют.

Современная жизнь изобилует асоциальным, т.е. не согласующимися с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно имея перед глазами такие «образцы», дети впитывают их как нечто совершенно естественное. Они часто не понимают, почему учитель требует от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы отсутствуют. Потому так сложно корректировать асоциальное поведение детей.

На самом деле, причин, по которым ребёнок делается трудным, а потом асоциальным, достаточно. Например, А.И.Кочетов выделял следующие причины:

· Возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей: многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению, поведение большинства становится всё менее цивилизованным.

· Школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объёмов и интенсивности занятий, повышении темпов.

· Большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласовывание между тем, что ребёнок видит в реальной жизни, и тем, чему его учат, что от него требуют в школе.

· Широкий спектр возможных недостатков морального воспитания - от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться.

· Интеллектуальная неразвитость, душевная чёрствость, эмоциональная глухота значительной части детей

· Неблагоприятная наследственность

· Дефекты самооценки, завышение её, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться

· Неустойчивость нервных процессов в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения

· Отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность)

· Асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т.п.)

· Полное безразличие к ребёнку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых

· Подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения

· Неблагополучное течение кризисных периодов развития ребёнка, бунт против ограничения самостоятельности

· Замедленные темпы умственного, социального и морального развития

· Педагогическая запущенность.





Приложение 3.

Педагогические ситуации.

Ситуация 1.

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокои­лись, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хо­чется смеяться, когда вы начинаете вести занятия».

_____________________________________________________________



Правильная реакция учителя:

«Люблю веселых людей».

«Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

__________________________________


Ситуация 2.

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

________________________________________________________


Правильная реакция учителя:

«Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

«Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

_______________________________________

Ситуация 3.

Один из мальчиков Вашего класса, в других отношениях довольно приличный, постоянно объект девочек по непонятной причине. Он просто не может видеть девочку и не ударить ее.

Родители возмущены, девочки плачут. Угрозы, наказания не действуют, от этого становится только хуже.

Как быть? 

_____________________________________________________________


Ситуация 4.

На уроке в 5 классе Вы попросили двух мальчиков дать Вам дневники, но они отказались это сделать. С одной стороны, идет урок и жалко терять на них время, с другой – необходимо обязательно добиться выполнения требования, иначе учащиеся воспримут этот случай как сигнал к тому, что можно вообще не слушаться Вас. Как Вы поступите?

________________________________________________________________



Психологическая характеристика агрессивного ребенка

В зависимости от форм проявления агрессии, выявлены 3 категории детей:

Типы детей, формы проявления агрессии

Личностные особенности детей

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии

Отличаются активностью, целеустремленностью, смелостью; склонны к риску. Экстравертированность. Проявляют лидерские качества в сочетании с низким уровнем самоконтроля. Импульсивность поведения. Отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии

Отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью; Повышенная чувствительность к оценкам и действиям окружающих; постоянный внутренний конфликт. Импульсивность поведения.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии

Импульсивность; низкий уровень самоконтроля. Недостаточная социализация влечений, низкая осознанность собственных действий. Несформированность произвольных реакций.



Основные признаки гиперактивности ребенка:

  • 1. Гиперактивный ребенок с трудом может усидеть на месте. Он беспричинно болтает руками и ногами, суетиться, ерзает на стуле, сопит, оборачивается, шумит;

  • 2. Ребенок не выдерживает рамок режима. Когда вырастает, то может бегать по классу, вскакивает без спроса, и не реагирует на замечания старших;

  • 3. Он двигается без определенной цели. Для него главное – само движение: крутиться, бегать, карабкаться, куда-то лезть, даже если это опасно;

  • 4. С таким ребенком дома никогда не бывает тихо. Что такое спокойные игры он не знает. Гиперактивный ребенок непоседлив и не сосредоточен. Его сложно чему-то обучить, почитать книгу, или заинтересовать пирамидкой и кубиками;

  • 5. Еще один признак – болтливость. Ребенок постоянно говорит и при этом «глотает» слова. Распознать гиперактивного ребенка можно с младенчества. У таких детей повышенный тонус мышц, их мучают рвоты, они постоянно разматывают пеленки и плачут, плохо спят, неохотно едят, легко возбудимы.

 





Девиантное(отклоняющееся поведение) — поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы.

Особенности поведения подростков с девиантным поведением:

  • недостаточность жизненного опыта,

  • низкий уровень самокритики,

  • отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств,

  • повышенная эмоциональная возбудимость,

  • импульсивность,

  • двигательная и вербальная активность,

  • внушаемость,

  • подражательность,

  • обостренность чувства независимости,

  • стремление к престижу в референтной группе,

  • негативизм,

  • неуравновешенность возбуждения и торможения.

Проявления в эмоциональной сфере у девиантных подростков:

  • импульсивны,

  • раздражительны,

  • вспыльчивы,

  • агрессивны,

  • конфликтны,

  • трудности общения с окружающими,

  • тревожность,

  • дефектность ценностной системы (особенно в области целей и смысла жизни).

При неблагоприятных социальных условиях эти особенности «катализируют» вредные влияния, приобретают негативную направленность.



Памятка для родителей

«Трудный" подросток»


Что же делать родителям?

1. Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

2. Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

3. Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

4. Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала

асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

5. Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают

доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

6. Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить - это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком, избегайте резких выражений.

7. Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы:

- цените его откровенность, искренне интересуйтесь проблемами;

- общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете его;

- нельзя подшучивать над ним, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости;

- не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны.

Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию;

- не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого;

- ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом;

- пригласите его (ее) подружку (друга) к себе, познакомьтесь - это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий;

- расскажите им о себе, о вашей истории первой любви - это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.

8. Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.

9. Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

10. Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой - стремится оградить свой внутренний мир от переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!

Просмотр содержимого документа
«Тестирование классных руководителей»

Тест для классных руководителей «Работа с трудными»

Отвечать «да» или «нет»

  1. Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.

  2. Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.

  3. Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

  4. Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.

  5. Строго слежу за выставлением оценок в дневник.

  6. Имею тесную связь с тренерами, руководителями кружков, контролирую занятость трудновоспитуемого в свободное время.

  7. Ежедневно уделяю внимание трудновоспитуемому.

  8. Каждую четверть заслушиваю трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашаю на Совет профилактики школы.

  9. Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах.

  10. Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.

  11. Обучаю детей методам самовоспитания.

  12. Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку.

  13. Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых детей.

  14. Поддерживаю тесную связь с детской комнатой милиции.

  15. В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.

  16. Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.

  17. Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.

  18. Не ставлю на ребенке крест.

  19. Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

  20. Беседу всегда начинаю с дружеского тона.

  21. Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

  22. В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.

  23. Умею смотреть на вещи глазами подростка.

  24. Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.





Подведение результатов:

От 20 до 24 «да». Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш ученик обязательно исправится.

От 15 до 19 «да». К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться.

Менее 15 «да». Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал.









«Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми»

Действие – задача

Ранжирование

Сформировать потребность к самовоспитанию.

7

Выявить причины его трудновоспитуемости

2

Формирование положительных качеств личности

5

Подвергнуть ломке отрицательный стереотип поведения

4

Поставить психолого-педагогический диагноз

3

Сформировать положительный стереотип поведения подростка

6

Изучить личность подростка

1



Просмотр содержимого презентации
«Наши трудные дети»

Наши  трудные  дети

Наши трудные дети

Вот он сидит перед нами, взгляните. Сжался пружиной, отчаялся он, С миром оборваны тонкие нити. Словно стена, без дверей и окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили... Поздно учли... Нет! Не рождаются трудными дети! Просто им вовремя не помогли С. Давидович

Вот он сидит перед нами, взгляните.

Сжался пружиной, отчаялся он,

С миром оборваны тонкие нити.

Словно стена, без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили... Поздно учли...

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли

С. Давидович

Термин «трудновоспитуемость »

Термин «трудновоспитуемость »

  • означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого к педагогическому воздействию
Трудный ребёнок

Трудный ребёнок

  • это учащийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в:
  • социальной сфере
  • эмоциональной сфере
  • учебной сфере
  • мотивационно-волевой сфере
«Трудные» учащиеся -это результат:   политической, экономической и социальной нестабильности общества; изменение ценностных ориентаций; неблагоприятные семейно-бытовые  отношения;

«Трудные» учащиеся -это результат:

  • политической, экономической и социальной нестабильности общества;
  • изменение ценностных ориентаций;
  • неблагоприятные семейно-бытовые

отношения;

  • чрезмерная занятость родителей устройством своей личной жизни и в сфере частного предпринимательства..
Их проявлением может быть нарушение поведения  (от замкнутости до агрессии); эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.); пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины; нарушение общепринятых норм поведения  (совершение противоправных действий).

Их проявлением может быть

  • нарушение поведения

(от замкнутости до агрессии);

  • эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.);
  • пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины;
  • нарушение общепринятых норм поведения

(совершение противоправных действий).

Психологическая характеристика агрессивного ребенка В зависимости от форм проявления агрессии, выявлены 3 категории детей: Типы детей, формы проявления агрессии Личностные особенности детей 1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии Отличаются активностью, целеустремленностью, смелостью; склонны к риску. Экстравертированность. Проявляют лидерские качества в сочетании с низким уровнем самоконтроля. Импульсивность поведения. Отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях. 2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии Отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью; Повышенная чувствительность к оценкам и действиям окружающих; постоянный внутренний конфликт. Импульсивность поведения. 3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии Импульсивность; низкий уровень самоконтроля. Недостаточная социализация влечений, низкая осознанность собственных действий. Несформированность произвольных реакций.

Психологическая характеристика агрессивного ребенка

В зависимости от форм проявления агрессии,

выявлены 3 категории детей:

Типы детей, формы проявления агрессии

Личностные особенности детей

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии

Отличаются активностью, целеустремленностью, смелостью; склонны к риску. Экстравертированность. Проявляют лидерские качества в сочетании с низким уровнем самоконтроля. Импульсивность поведения. Отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии

Отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью; Повышенная чувствительность к оценкам и действиям окружающих; постоянный внутренний конфликт. Импульсивность поведения.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии

Импульсивность; низкий уровень самоконтроля. Недостаточная социализация влечений, низкая осознанность собственных действий. Несформированность произвольных реакций.

Основные признаки гиперактивности ребенка:

Основные признаки гиперактивности ребенка:

  • 1. Гиперактивный ребенок с трудом может усидеть на месте. Он беспричинно болтает руками и ногами, суетиться, ерзает на стуле, сопит, оборачивается, шумит;
  • 2. Ребенок не выдерживает рамок режима. Когда вырастает, то может бегать по классу, вскакивает без спроса, и не реагирует на замечания старших;
  • 3. Он двигается без определенной цели. Для него главное – само движение: крутиться, бегать, карабкаться, куда-то лезть, даже если это опасно;
  • 4. С таким ребенком дома никогда не бывает тихо. Что такое спокойные игры он не знает. Гиперактивный ребенок непоседлив и не сосредоточен. Его сложно чему-то обучить, почитать книгу, или заинтересовать пирамидкой и кубиками;
  • 5. Еще один признак – болтливость. Ребенок постоянно говорит и при этом «глотает» слова. Распознать гиперактивного ребенка можно с младенчества. У таких детей повышенный тонус мышц, их мучают рвоты, они постоянно разматывают пеленки и плачут, плохо спят, неохотно едят, легко возбудимы.
  •  
Особенности поведения подростков с девиантным поведением:

Особенности поведения подростков с девиантным поведением:

  • недостаточность жизненного опыта,
  • низкий уровень самокритики,
  • отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств,
  • повышенная эмоциональная возбудимость,
  • импульсивность,
  • двигательная и вербальная активность,
  • внушаемость,
  • подражательность,
  • обостренность чувства независимости,
  • стремление к престижу в референтной группе,
  • негативизм,
  • неуравновешенность возбуждения и торможения.
Проявления в эмоциональной сфере у девиантных подростков

Проявления в эмоциональной сфере у девиантных подростков

  • : импульсивны,
  • раздражительны,
  • вспыльчивы,
  • агрессивны,
  • конфликтны,
  • трудности общения с окружающими,
  • тревожность,
  • дефектность ценностной системы (особенно в области целей и смысла жизни).
Классификация По типу запущенности По области психических нарушений По позиции

Классификация

По типу

запущенности

По области

психических

нарушений

По позиции

По типу запущенности:

По типу запущенности:

  • педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные): а) с пассивной жизненной позицией (-Я – безволие, равнодушие, недоверие); б ) с неадекватной реакцией (Я эго – эгоисты, упрямцы); в ) с антиобщественным поведением (Я агрессивные – жестокие, аморальные);
  • социально запущенные (дезорганизаторы – пассивные и активные);
  • правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);
  • отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания
По области психических нарушений

По области психических нарушений

  • с нарушением в сфере общения;
  • с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
  • с односторонним умственным развитием;
  • с неправильным развитием волевой сферы .
По позиции:

По позиции:

  • неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;
  • неудовлетворенные своим положением в семье;
  • с преобладанием связей с дезорганизаторами;
  • с надломленной психикой;
  • с избытком энергии, не нашедшей применения .
«Трудные» дети бывают разного возраста

«Трудные» дети бывают разного возраста

  • «Трудный»: младший школьный возраст.
  • «Трудный»: средний школьный возраст.
  • «Трудный»: старший школьный возраст
Алгоритм работы школы по превентивному воспитанию Общественный смотр: изучение  социального состава семей.

Алгоритм работы школы по превентивному воспитанию

  • Общественный смотр: изучение

социального состава семей.

  • Постановка на учет «трудных» детей и неблагополучных семей.
  • Составление плана работы с данными категориями.
  • Организация совместной работы с СДД, ОКМДН.
  • Работа Совета школы по профилактике правонарушений среди учащихся.
  • Индивидуальная профилактическая работа.
Тест «Наши трудные дети» От 20 до 24 «да».  Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш ученик обязательно исправится. От 15 до 19 «да».  К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться. Менее 15 «да».  Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал.

Тест «Наши трудные дети»

От 20 до 24 «да».  Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш ученик обязательно исправится.

От 15 до 19 «да».  К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться.

Менее 15 «да».  Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал.

Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми Действие – задача Ранжирование Сформировать потребность к самовоспитанию. 7 Выявить причины его трудновоспитуемости 2 Формирование положительных качеств личности 5 Подвергнуть ломке отрицательный стереотип поведения 4 Поставить психолого-педагогический диагноз 3 Сформировать положительный стереотип поведения подростка 6 Изучить личность подростка 1

Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми

Действие – задача

Ранжирование

Сформировать потребность к самовоспитанию.

7

Выявить причины его трудновоспитуемости

2

Формирование положительных качеств личности

5

Подвергнуть ломке отрицательный стереотип поведения

4

Поставить психолого-педагогический диагноз

3

Сформировать положительный стереотип поведения подростка

6

Изучить личность подростка

1

Работа классного руководителя по выявлению «трудных» учащихся

Работа классного руководителя по выявлению «трудных» учащихся

СОВЕТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С «ТРУДНЫМИ» ПОДРОСТКАМИ

СОВЕТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С «ТРУДНЫМИ» ПОДРОСТКАМИ

  • В повседневном общении с ребятами Вам часто приходится оперативно ставить и решать педагогические задачи. Для того, чтобы в экстремальной ситуации выбрать правильный стиль общения, старайтесь развить в себе способность к педагогической импровизации.
  • Ваш успех в общении с учениками во многом будет зависеть от того, насколько Вы умеете смотреть на вещи глазами самих ребят.
  • Если Вы хотите, чтобы Ваша беседа с учеником состоялась, старайтесь начать ее с дружеского тона.
  • Чтобы Ваш диалог с учеником был плодотворным, старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
  • При первом обращении с учеником никогда не старайтесь его критиковать.
  • Если вы хотите завоевать авторитету ученика, проявляйте к нему в процессе обучения искренний интерес.
  • Если вы хотите убедить ученика, что он не прав, начинайте диалог с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  • Лучшим словом, располагающим ребенка к общению, является его собственное имя. Обращаясь к ученику по имени, мы тем самым даем почувствовать, что он достоин уважения.
  • Вступая в общение с учениками, старайтесь быть предельно дипломатичными, вести диалог на «равных».
Родители и дети «Родители должны любить своего ребёнка таким, какой он есть, а не таким, каким он мог бы быть» Монте «Дети никогда не поступают так, как мы велим поступать; они поступают, как поступаем мы сами» Л.Хей

Родители и дети

«Родители должны любить своего ребёнка таким, какой он есть, а не таким, каким он мог бы быть»

Монте

«Дети никогда не поступают так, как мы велим поступать; они поступают, как поступаем мы сами»

Л.Хей

«Большое зло нашего времени... заключается в том, что наши отцы и матери почти полностью лишились осознания того, что... могут сделать для воспитания своих детей» И.Г. Песталоцци

«Большое зло нашего времени... заключается в том, что наши отцы и матери почти полностью лишились осознания того, что... могут сделать для воспитания своих детей»

И.Г. Песталоцци

Карта взаимоотношений между детьми и родителями ( видео )

Карта взаимоотношений

между детьми и родителями ( видео )

Счастлива та семья, где есть взаимопонимание. Только когда мы вместе — ребёнок чувствует себя комфортно. А это в наших силах и возможностях. В оспитание ребенка с четким представлением М ы. Это целенаправленный и Е жедневный процесс, в котором происходит его С амосовершенствование и саморазвитие. Данная работа ведет к Т риумф y личности ребенка. Это путь к Е динению ученика, его родителей и школы.

Счастлива та семья, где есть взаимопонимание. Только когда мы вместе — ребёнок чувствует себя комфортно. А это в наших силах и возможностях.

В оспитание ребенка с четким представлением

М ы. Это целенаправленный и

Е жедневный процесс, в котором происходит его

С амосовершенствование и саморазвитие. Данная работа ведет к

Т риумф y личности ребенка. Это путь к

Е динению ученика, его родителей и школы.

Мудрые слова подросткам

Мудрые слова подросткам

  • 1.    Не бойся делать то, что не умеешь и чему тебя не учили.
  • 2.    Упал – начни сначала.
  • 3.    Без веры в себя нельзя быть сильным. Но вера в себя считается в обществе чем-то нескромным. Уладить это противоречие – одна из труднейших задач человека и его жизни.
  • 4.    В поисках истины свойственно ушибаться!
  • 5.    Нет никого в этой жизни, кто бы достиг состояния, освобождающего его от необходимости трудиться.
  • 6.    Новые шансы даются под видом неприятностей. Не упусти их!
  • 7.    Пока ты недоволен жизнью, она проходит мимо.
  • 8.    Если прислушаться к самому себе – можно услышать других.
  • 9.    Не бывает безвыходных ситуаций! Бывают только ситуации, выход из которых нас не устраивает.
  • 10. Если  человек говорит, что у него нет проблем, стоит проверить его пульс.
  • 11. Всем людям свойственно ошибаться!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар "Работа с трудными"

Автор: Щибря Алла Анатольевна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278856

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ «СЕКРЕТ УСПЕХА- ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ»"
    ["seo_title"] => string(74) "rabota_s_roditieliami_v_dietskom_sadu_siekriet_uspiekha_vo_vzaimodieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "362936"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480232350"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Перспективный план работы педагога - психолога "
    ["seo_title"] => string(51) "pierspiektivnyi-plan-raboty-piedaghogha-psikhologha"
    ["file_id"] => string(6) "128370"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415474910"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Семинар- практикум для родителей "Играем пальчиками""
    ["seo_title"] => string(56) "sieminar_praktikum_dlia_roditieliei_ighraiem_pal_chikami"
    ["file_id"] => string(6) "425354"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1502652387"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Семинар "Причины неуспеваемости школьников""
    ["seo_title"] => string(47) "sieminar_prichiny_nieuspievaiemosti_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "352248"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477416153"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Семинар-тренинг для учителей школ и преподавателей колледжей "
    ["seo_title"] => string(74) "sieminar-trieningh-dlia-uchitieliei-shkol-i-priepodavatieliei-kolliedzhiei"
    ["file_id"] => string(6) "220497"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434650536"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства