Роль педагогических исследований мониторинг достижений личностных результатов школьников
Роль педагогических исследований мониторинг достижений личностных результатов школьников
Новые образовательные стандарты школьного обучения задают качественно новое представление о том, каким должно быть теперь содержание образования и его образовательный результат.
В профессиональную жизнь педагога вошло понятие универсальных учебных действий. Одно из них личностные достижения ребёнка.
Владение учебным понятием, знание того или иного способа решения задач, умение сотрудничать, ценностное отношение к собственному здоровью – всё это становится предметом целенаправленного формирования со стороны педагогов и, как следствие, предметом измерения и оценки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль педагогических исследований мониторинг достижений личностных результатов школьников»
Тема: Роль педагогических исследований, мониторинг достижений личностных результатов школьников.
Новые образовательные стандарты школьного обучения задают качественно новое представление о том, каким должно быть теперь содержание образования и его образовательный результат.
В профессиональную жизнь педагога вошло понятие универсальных учебных действий. Одно из них личностные достижения ребёнка.
Владение учебным понятием, знание того или иного способа решения задач, умение сотрудничать, ценностное отношение к собственному здоровью – всё это становится предметом целенаправленного формирования со стороны педагогов и, как следствие, предметом измерения и оценки.
Возникает закономерный вопрос: можно ли отследить и измерить привычными способами контроля и оценки личностные образовательные достижения учащихся? Между тем именно они связаны с уровнем развития универсальных учебных действий, которые отражают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения опыта.
Следует выделять 3 вида личностных действий применительно к учебной деятельности:
самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. “значения для себя”) учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, “что я знаю”, и того, “что я не знаю”, “незнания”, и стремления к преодолению этого разрыва; в том числе готовность к выбору направления профильного образования
морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
ЛУУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития УУД является мониторинг, который в образовании определяется как “постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям”. Согласно требованиям ФГОС личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию. Вывести учащихся на высокий личностный результат можно только в результате систематической, постоянной работы над формированием УУД в течение всего периода обучения детей в школе. Для того, чтобы отслеживать продвижение каждого ребёнка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг. Проводится 1 раз в год.
Формирование ЛУУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.
Из личного опыта учителя начального звена Виноградовой Н.В.
Формирование личностных результатов происходит через уроки, классные часы, выставки, экскурсии, родительские собрания:
Уроки нравственности раз в месяц:
1.Активность и пассивность
2.Ответственность и безответственность
3.“Тление и горение”
4.Поступок и проступок
5.Разумная и неразумная любовь
6.Красивое и безобразное
7.Зло и добро
8.Творчество – способ преобразования мира
9.Ученик Школы Мира Миров (образ)
Уроки толерантности: 1 раз в месяц
1.Кто я? Мои силы, мои возможности.
2.Что такое идеальное “Я”
3.Расскажи мне о себе
4.Я изменяюсь
5.Смысл жизни
6.Имею право
7.Талант и упорство
8.Где прячется счастье?
9.Мое будущее
Экскурсии и выставки (1 раз в месяц)
1. Краеведческий музей: экскурсия “История моего родного города, края.” (октябрь)
2.Презентация выставки собственных рисунков
3.Посещение городской Картинной галереи
Творческий отчет класса
Классные собрания:
I четверть: ПП в школе.
II четверть: Каждой вещи свое место.
III четверть: Трудовые обязанности ребенка в семье.
VI четверть: О чем может рассказать дневник школьника.
Родительские собрания (1 раз в четверть):
1.Значение творчества в жизни человека
2.О культуре речи
3.Преобразование пространства средствами искусства
Рекомендации по проведению диагностических исследований были взяты из методического пособия под редакцией А.Г. Асмолова “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе”.
Диагностика действия самоопределения была использована методика “Лесенка”.
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Учащимся предлагается следующая инструкция: Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек. На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа.
Критерии оценивания
1-3 ступени – низкая самооценка – у 4 учащегося класса
4-7 ступени – адекватная самооценка – у 15 учащихся класса
8-10 ступени – завышенная самооценка – у 4 учащихся
Оценка действия смыслообразования использовалась
“Анкета по оценке уровня школьной мотивации” (Н. Лускановой)
Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Форма: анкета с выбором ответа.
Результаты показали: высокий уровень школьной мотивации имеют 9 человек (из 25), хорошая школьная мотивация у 4 человек, 6 учащихся школа привлекает внеурочной деятельностью и 5 учеников имеют низкую школьную мотивацию.
Диагностика нравственно-этической ориентации детям была предложена методика “Что такое хорошо и что такое плохо”.
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
1.Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники?
А Нравится
Б Не очень нравится
В Не нравится
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
А Сделаю замечание и помогу убрать
Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет
В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
Б Не знаю
В Тихонько отдам, чтобы не заметили
4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
А Извинюсь и уберу за собой
Б Не знаю
В Ничего делать не буду, есть же уборщица
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
А. Нет
Б. Иногда
В. Да
6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам
В Сделаю вид, что не заметил
7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов
Портрет Выпускника начальной школы:
осознавать смысл учения и поймет личную ответственность за будущий результат;
будет сформирована учебная мотивация и развиты мотивы достижения и социального признания;
сформирована адекватная самооценка;
будет видеть свои сильные и слабые стороны, будет понимать, кто он в этом мире и чем ему хотелось бы заниматься;
будет знать основные моральные нормы;
уметь делать нравственный выбор и давать моральную оценку поступкам и событиям;
у него будет сформирован целостный образ мира, уважение к культуре и истории, к себе, людям и окружающему миру.
Методики отслеживания формирования ЛУУД
Психологические тренинги, деловые игры, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа.
Анкета для учащихся
“Я и ценности моей жизни”(методика Е. Степанова)
Цель: поразмышлять о смысле и ценностях жизни человека.
Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:
Хорошая жизнь - это _________________________________________________
Счастливый человек - это тот, кто...____________________________________
Больше всего я ценю в людях...________________________________________
Цель моей жизни заключается в том, что ________________________________
2. Назови самые большие твои желания:
Первое желание_____________________________________________________
Второе желание______________________________________________________
Третье желание ______________________________________________________
3. Ответь, пожалуйста, на следующий вопрос: где ты можешь в наибольшей мере проявить себя и свои способности (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?
- на уроке;
- в общественных делах;
- на занятиях кружка, клуба, секции;
- при проведении досуга;
- нигде;
4. Как ты думаешь, где тебя больше уважают и понимают (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?
- дома;
- в классе;
- в кружке, клубе, секции;
- в компании друзей;
- нигде;
В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
2) участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
3) прилежание и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
5) ценностно-смысловых установок обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование (в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения) возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ “О персональных данных”.
В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
Вывод: Создание комплексной системы мониторинга может стать одним из механизмов реализации Концепции модернизации российского образования на уровне общеобразовательного учреждения, обеспечить необходимый для развития региона и личности уровень образования и адекватную целям образования оценку его качества с учетом потребностей и интересов всех субъектов образовательного процесса.