МУ «Аллаиховское улусное (районное) управление образованием»
МОУ «Русско-Устьинская основная общеобразовательная школа»
"Роль трудового воспитания в социализации подростков"
Портнягина Надежда Дмитриевна
МОУ «Русско -Устьинская ООШ»,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
с. Русское Устье – 2016 год
Будущее принадлежит двум типам людей:
человеку мысли и человеку труда.
В сущности, оба они составляют одно целое,
ибо мыслить - значит трудиться.
В. Гюго.
В наше современное время ощущается острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и рассматривается как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение. Важнейшей чертой современного обучения признают направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.
Известно, что воспитание не только организованный процесс в рамках учебно-воспитательного учреждения. Воспитание - это и социальная функция, то есть подготовка молодежи к жизни в обществе. Проблема социализации личности стала особенно актуальной во второй половине 20 века, так как выросло число факторов, оказывающих влияние на формирование молодого поколения, и это влияние стало многосторонним и противоречивым. В ходе социализации личность приспосабливается, адаптируется к выполнению своих социальных функций, поэтому социализацию называют "вторым, социокультурным рождением человека". Личность реализуется в общении и деятельности - в семье, дошкольных учреждениях, школе, в коллективах трудовых и прочих. И происходит этот процесс, как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания - целенаправленного формирования личности. Воспитание - ведущее и определяющее начало социализации. Понятие введено в психологию социальную в середине XX в. Социализация - "процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе". Также в процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. Известно также и то, что за последнее десятилетие в ходе социально-культурной трансформации России, ее перехода к демократической модели управления и рыночной экономике существенно изменились социальные условия образования и воспитания, перехода от мира детства к миру труда и профессии. Одновременно изменились цели и способы учебно-воспитательного процесса. Вместо формирования молодого человека по заранее заданному идеологическому образцу, в настоящее время ставится цель формирования свободной в своем жизненном выборе личности на основе ее ознакомления с огромным разнообразием социальных, экономических и политических тенденций общественного и мирового развития. Перед школой в качестве первоочередной стоит задача создания стимулирующей и воспитывающей социальной среды, создания позитивного здорового образа жизни и привлекательного идеала - образованного и культурного, самостоятельного и активного, много умеющего и могущего познать еще больше, человека с доброй душой и мозолистыми руками. Формирование трудовых навыков у детей, трудовая занятость школьников - это основа успешности будущей профессии человека, возможность самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в современных условиях. И в контексте этого, социальный заказ школе - это коренное улучшение трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся, целью которых сегодня является не только привитие любви к труду и уважение к людям труда, ознакомление школьников с основами современного производства, формирование у них общетрудовых умений и навыков, побуждение к осознанному выбору профессии, но и создание основы для воспитания мастера своего дела, отличающегося профессиональной мобильностью, готового к смене профессии, к перемене труда, честного и добросовестного гражданина - труженика. Труд ребенка, включенный в систему образования, является условием разностороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности.
Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам, воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Согласно стандартам, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация есть процессы становления личности.
Содержательную основу трудового воспитания школьника составляют следующие виды труда: учебный труд, общественно полезный труд и производительный труд. Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Формы и методы его организации: элективные курсы по выбору, беседы, практикумы, уроки, на которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать, слушать, сосредотачиваться, выделять главное и т.д. Стандарт общего образования предусматривает физический труд на занятиях в учебных мастерских и на пришкольном участке. Физический труд характеризуется такими признаками как, полезность, производительность, творческая направленность, удовлетворенность результатами. Формы и методы организации труда: коллективная организация выполнения заданий, освоение различных функций в процессе выполнения заданий, разработка проектов и их реализация и т.д.
Ушинский говорил о том, что у детей должна быть организована каждая минута. Дети никогда не должны оставаться один на один с собой «без дела в руках или без мысли в голове» - ибо тогда портится и сердце, и ум и совесть. Также Ушинский подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желает человеку счастье, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Тот, кто умеет трудиться, способен совершить подвиг.
Сегодня образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. До тех пор, пока школьная система образования будет сориентирована на трансляцию знаний без учета разностороннего развития личности ребенка, решение проблем индивидуализации и дифференциации обучения, самоопределения и самореализации школьников останется не более чем провозглашенным лозунгом, а реализация личностно ориентированного подхода — недостижимой задачей.
Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.
Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Понимая важность трудовой деятельности в деле воспитания и социализации личности учащихся, учитывая особенности социума школы педагогический коллектив МОУ «Русско-Устьинская основная общеобразовательная школа» уделяет особое внимание трудовому воспитанию. Трудовое воспитание в системе образовательной и воспитательной работы нашей школы пронизывает все направления и сферы деятельности ученика и учителя.
В нашей школе два года я веду для девочек 5-8 классов кружок «Шитьё куклы Тильда». Всем известно, что девочки с малых лет обожают шить своим куклам одежду, а когда вырастают, многие из них воплощают свои идеи уже в реальность на себе, а наиболее вовлечённые в это мастерство проходя обучение на дизайнера одежды, швеи, и приобретают модную профессию.
Мною была разработана образовательная программа «Мастерская текстильной игрушки», которая имеет художественно-эстетическую направленность. Большинство покупных кукол не хочется взять с собой в постель или везде носить с собой. Создавая игрушку или куклу, ребенок не только учится созиданию, но и обретает ценную вещь - игрушку, сделанную для себя своими руками. Самодельные куклы делались во все времена и по всему миру. Они несли и несут местный колорит и тепло ручной работы.
Изготавливая игрушку своими руками, ребенок познает не только материалы и техники, но и узнает исторические особенности каждого вида изделий заявленного в программе. Страну происхождения, легенду, связанную с появлением этой куклы или игрушки.
Данная программа нацелена на развитие в ребенке творческих способностей, эстетического и практического восприятия текстиля как средства самовыражения. В процессе работы задействуются все органы чувств, увеличивается тактильный запас ребенка, улучшается мелкая и крупная моторика.
Новизна данной программы состоит в том, что она охватывает большинство старинных и современных технологий изготовления текстильной куклы, не ограничиваясь определенными материалами или стилем. Позволяет в многообразии кукольного мира испробовать все и выбрать наиболее близкий ребенку вид творчества.
Актуальность программы в том, что она дает ребенку большое количество новых тактильных ощущений при работе с тканями. Улучшает моторику и развивает воображение ребенка. В процессе обучения происходит знакомство с различными тканями, их технологическими и практическими особенностями. Изучаются и практикуются различные виды ручных швов, методы обработки, правила кроя. Девочки учатся простейшему построению выкроек и воплощают собственные образы в текстиле.
Итоги подводятся с помощью выставки, творческих проектов.
Цель программы - развить в ребенке творческий подход к рукоделию и созданию функциональных предметов игры самостоятельно. С помощью изучения исторических примеров, копирования приемов мастеров и последующей самостоятельной работы над образами с использованием полученных знаний.
Уровень освоения программы - общекультурный
Задачи:
Образовательные:
Обучение техническим способам выполнения игрушек из текстиля.
Знакомство с технологией шитья, оборудованием, безопасными методами
работы с инструментом.
Знакомство с возможными способами декорирования готовых изделий.
Развивающие:
Развитие художественного вкуса, цветового восприятия и пропорционального видения.
Расширение тактильных ощущений с помощью различных материалов для шитья и наполнителей.
Развитие мелкой и крупной моторики.
Воспитывающие:
1. Воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности, трудолюбия.
2. Поощрение работы в группе при создании совместных работ.
3. Расширение игровых возможностей и взаимодействия между детьми.
Программа предназначена для детей 10-14 лет, рассчитана на 1 год обучения.
Подходит для детей с любыми навыками.
Занятия обучения проходят 1 раз в неделю по 45 минут, 37 ч. в год.
Формы и методы проведения занятий:
Беседа, рассказ о происхождении и особенностях данного вида изделия.
Показ примера сделанного педагогом. Обсуждение особенностей и технологий.
Подбор материалов по цвету и фактуре.
Работа по образцу.
Построение выкройки. Создание собственной игрушки от задумки до воплощения.
Работа с составными деталями умение стыковать швы при работе со сложными деталями.
Самостоятельная работа по декорированию под контролем педагога.
Форма организации занятий групповая. Уровень освоения общекультурный.
Ожидаемые результаты:
1. Освоение различных видов ручных швов. Знакомство с машинными швами.
2. Умение правильно подобрать материал для изделия по его функциональным особенностям.
3. Грамотная работа с инструментом. Техника безопасности.
4. Умение работать с акриловыми красками. Рисование лица
5. Освоение навыков набивки различных изделий.
6. Освоение навыков декорирования законченных изделий.
Куклы Тильда - это не просто кукла, которую можно забросить в ящик для ненужных вещей. Это милейшие интерьерные украшения. Рукодельницы, которые заняты пошивом Тильд непреднамеренно возвращаются в далекое детство. Куклы ручной работы наполняют нашу жизнь каким-то волшебством и безграничной гармонией. Уникальный внешний вид кукол Тильда способен любого заворожить своей красотой. Вместе с детьми запланировали проект по пошиву интерьерной куклы Тильда, целью проекта: сшить для дома интерьерную куклу для своего дома или для подарка. Поставили следующие задачи: найти исторические сведения о происхождении кукол ручной работы у разных народов; узнать информацию о куклах «Тильда» и секретах процесса её изготовления; показать пошагово процесс изготовления понравившейся куклы – Тильды.
Использовали методы исследования:
-посещение библиотеки;
-проанализировать интернет – источники;
-изготовить куклу Тильда;
- сделать необходимые выводы.
При пошиве куклы очень важна техника. Что выделяет среди иных игрушек Тильд? А то, что у Тильд имеются маленькие точки глазки и румянец на их щечках. Еще Тильды объединяет то, что они шьются из аналогичных материалов и имеют аналогичный способ пошива. Зачастую такие куклы изготавливают из натуральных тканей. Обычно для пошива берут сатин, бязь, лен, хлопок, коттон, шерсть. Очень часто можно встретить Тильду в одежде из джинсовой ткани и даже шелка.
Интерьерные куклы Тильды дарят друг другу на любые праздники. Эти игрушки подходят для детских игр, но все, же изначально они были предназначены для декора интерьера. Изготовление Тильд поставлено на поток в 1999 году. Это произошло тогда, когда в свет вышли обучающие книги по шитью Тильд. По прошествии десятка долгих лет Тильды стали известны во всех уголках мира. Сейчас для их пошива повсюду продаются ткани, фурнитура, оригинальные выкройки и прочие приспособления. Впервые воплотила в жизнь такую куклу Тоне Финнангер.
Прошли годы существования куклы Тильда и книги по ее изготовлению. Тильды являются самым ходовым товаром всего кукольного мира.
Тильды - это идеальный вариант для украшения дома или другого помещения. Так же они подходят в качестве оригинального подарка или презента. И как вы думаете почему? А потому как кукла Тильда может быть выполнена Вашими руками, а это сделает такой подарок поистине бесценным.
Таким образом, как показывает практика, подобные проекты оказывают огромное влияние на формирование и развитие личности учащихся, их социализацию. Развивая познавательный интерес, навыки исследовательской и проектной деятельности решают и задачи нравственного и трудового воспитания: умение организовать трудовой процесс, правильно распределять рабочее время, работать индивидуально и в коллективе, воспитывая ответственность за общий результат, формируются навыки взаимопомощи и поддержки, умения применять трудовые навыки в реализации творческой идеи.
Список литературы
Воронов В.В. Технология воспитания. М., 2000
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999
Крившенко Л.П. Педагогика. М., 2004
Поляков С.Д. Технологии воспитания. М., 2002
Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 2002
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч. М., 2002
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.
Социология молодежи /Отв. Ред. Лисовский В.Т. С-Петербург.1996
Смирнов М.И.. Проблема трудового общения школьников.М.,2004
http://maxreferal.ru/referat/kursovaya/doklad-po-teme-rol-trudovogo-vospitaniia-v-sotcializatcii-podrostkov/ Наталья Торчинава «Трудовое воспитание и развитие обучающихся в творческом объединении»
Приложение
В процессе работы |
| |
|
| |
|
Готовые работы |
Русскоустьински Якутские красавицы |
Кукла Тильда - хиппи |
Будущая кукла Тильда-модница |
15