-Сдерживание вовлечения детей и подростков в приём наркотических веществ за счёт пропаганды здорового образа жизни, формирование личной ответственности за своё поведение.
-Позитивное развитие личности детей и подростков.
-Изменение ценностного отношения детей и подростков к никотину и алкоголю, наркотикам.
-Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного успешного и ответственного поведения.
Подготовка
1. Накануне собрания родителям предлагается прочитать повесть Д. Лондона «Джон - Ячменное зерно».
2. Классный руководитель готовит карточки с фрагментами из повести Д. Лондона «Джон - Ячменное зерно», выделенными доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой для проведения беседы с подростками.
3. Накануне собрания учащиеся участвуют в подготовке выставки рисунков, на которых им предлагается изобразить такую этикетку для бутылки спиртного или для пачки сигарет, чтобы, увидев ее, человеку не захотелось пробовать содержимое.
4. Классный руководитель готовит разноцветные жетоны для распределения родителей на рабочие группы.
Ход собрания 1. Вступительное слово классного руководителя
Подрастают наши дети. Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Сегодня я хотела бы предложить вам задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути, а иногда и перечеркивающих всю его жизнь. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков? Возможно, мы не найдем сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.
Привычка - вторая натура. Как часто мы слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычки -это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей - и у взрослых, и у детей - сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. В ее основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить ее будет трудно. Проблему вредных привычек решают и психологи, и педагоги, с вредными привычками детей борются и родители. Как мы это делаем? Попытаемся от теории перейти к практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "В мире вредных привычек"»
Родительское собрание «В мире вредных привычек»
Цель:
-Сдерживание вовлечения детей и подростков в приём наркотических веществ за счёт пропаганды здорового образа жизни, формирование личной ответственности за своё поведение.
-Позитивное развитие личности детей и подростков.
-Изменение ценностного отношения детей и подростков к никотину и алкоголю, наркотикам.
-Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного успешного и ответственного поведения.
Подготовка
1. Накануне собрания родителям предлагается прочитать повесть Д. Лондона «Джон - Ячменное зерно».
2. Классный руководитель готовит карточки с фрагментами из повести Д. Лондона «Джон - Ячменное зерно», выделенными доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой для проведения беседы с подростками.
3. Накануне собрания учащиеся участвуют в подготовке выставки рисунков, на которых им предлагается изобразить такую этикетку для бутылки спиртного или для пачки сигарет, чтобы, увидев ее, человеку не захотелось пробовать содержимое.
4. Классный руководитель готовит разноцветные жетоны для распределения родителей на рабочие группы.
Ход собрания 1. Вступительное слово классного руководителя
Подрастают наши дети... Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Сегодня я хотела бы предложить вам задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути, а иногда и перечеркивающих всю его жизнь. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков? Возможно, мы не найдем сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.
Привычка - вторая натура... Как часто мы слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычки -это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей - и у взрослых, и у детей - сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. В ее основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить ее будет трудно. Проблему вредных привычек решают и психологи, и педагоги, с вредными привычками детей борются и родители. Как мы это делаем? Попытаемся от теории перейти к практике.
2, В мире сигарет...
Все люди, в том числе и подростки, владеют информацией о вреде курения, о том, что курильщики чаще других страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком дыхательных путей и легких, но факт остается фактом: при том, что в Европе и Америке количество курильщиков снижается и люди начинают заботиться о сохранении здоровья, в нашей стране все магазины и киоски приглашают к курению. Подростку противостоять этому трудно, особенно если взрослые люди постоянно тянутся к сигарете в минуты стресса и утверждают, что это помогает.
Сейчас я хочу предложить вам найти выход из одной очень жизненной ситуации. Но есть условие. Я пройду по классу, и каждый из присутствующих вытащит из конверта один жетончик: или красный, или зеленый. Получившиеся группы должны показать, как можно решить предложенную ситуацию конструктивно (зеленый жетончик), а как — неконструктивно (красный жетончик).
Ситуация. Вы приходите домой в неурочный час, неожиданно для дочери,
и застаете ее судорожно курящей возле открытого окна. Увидев вас, она не прекращает курение, а с вызовом говорит вам, что таким образом расслабляется после нервного учебного дня.
Ваши действия?
После нескольких минут обсуждения группы родителей представляют соответствующее решение. Затем все совместно размышляют, как можно решить эту проблему.
5. В мире алкоголя...
Не хотелось бы сегодня вновь и вновь повторять истины о вреде алкоголя. Вы - взрослые люди и прекрасно знаете все это. Поэтому внимание мы обращаем на то, что и как можно сказать ребенку, чтобы в нем формировалась негативная позиция по отношению к алкоголю. Для этого мы попробуем использовать повесть Д. Лондона «Джон - Ячменное зерно». Именно это произведение в своей работе «по формированию общего отрицательного отношения к алкоголизму как социально-психологическому явлению - разрушителю человеческого счастья и всей личностной структуры» использует доктор педагогических наук, профессор Н.Е. Щуркова. Она предлагает использовать специально подобранные отрывки из повести для осмысления каждым участником разговора этой страшной проблемы.
Сейчас вы получите карточку с фрагментом текста, прочитаете отрывок про себя и затем представите его присутствующим. А после прочтения попробуйте высказать свои впечатления. Они могут начинаться с фраз: «Я вдруг подумал...», «Мне показалось, что...», «Это странно, но я подумал...».
Карточка 1
В первый раз я напился, когда мне было пять лет... Отец пахал в поле... Меня послали отнести ему пива... Почему это пиво считается такой драгоценностью? Сперва я лизнул пену... Где же этот дивный вкус? Я принялся лакать густую жидкость... Ну и дрянь же! Все-таки я пил... Не может быть, чтобы взрослые ошибались... Меня тошнило... Я чувствовал себя отравленным...
Карточка 2
Семь лет... Нас встретили очень радушно. Всех угостили красным вином... Хозяева предложили и мне выпить за компанию, но я отказался... Заметив, что я сижу один, итальянец протянул мне через стол полстопки вина... Лицо его приняло суровое выражение. Я испытал леденящий ужас... Вино было противнее пива! Я глотнул, силясь удержать в себе этот яд... В глазах плыло. Стало трудно дышать...
1
Карточка 3
Мне еще не было шестнадцати, я сгорал от страсти к приключениям, моя голова была набита историями о пиратах, о разграбленных городах и стычках, а дрянь, которую я пил, еще пуще горячила мой мозг...
Карточка 4
Мне стукнуло 17 лет... Я подписал контракт на работу матросом на промысловой шхуне... Плавание в течение 51 дня без привычного пьянства замечательно укрепили мои силы. Организм очистился от яда, и я не испытывал никакого желания пить...
Карточка 5
Когда я вспоминал о выпивке, я тут же вспоминал о компании, и наоборот. Компания и алкоголь - сиамские близнецы. Они срослись воедино.
Карточка 6
Привычка пить укоренилась в моем сознании и осталась на всю жизнь....
4. В мире наркотиков...
И, наконец, самый сложный этап нашего разговора. Он посвящен проблеме, от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснется. Но Сенека был прав, говоря: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание». Чтобы противостоять злу, надо много о нем знать, надо быть сильнее его. Что же мы должны сегодня знать о наркомании?
Каждому периоду жизни общества свойственны трудности и противоречия. Затянувшийся социально-экономический кризис затронул многие стороны жизни, принес какие-то положительные результаты, но и множество новых проблем, среди которых; подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы глобальны, носят общественный характер и поражают больше всего подростков, отличающихся неустойчивой психикой.
В настоящее время появились публикации, несущие информацию о том, каковы причины, по которым подростки впервые пробуют наркотики, о позиции, которую должны занять родители, желая противостоять этому злу.
Итак, наркотики сегодня стали реальностью. Их опасность связана с тремя основными моментами:
1) Наркотик - это средство, которое постоянно увеличивает потребность в его использования. Наркомания, токсикомания - это прием ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать все новые и более крупные дозы.
2) Привязанность к наркотику, токсикомания ведут к быстрой деградации личности подростка. Готовый любыми методами добыть вещество, он идет на совершение преступления, не останавливаясь ни перед чем.
3) Наркомания и токсикомания ведут к понижению работоспособности, движения делаются замедленными, внимание рассеянным, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подросток теряет ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и интеллектуальная деградация.
Выделяются следующие причины начала употребления наркотиков:
1. Бесплатное предложение попробовать наркотик. 2. Из любопытства.
3. Не осознает пагубности и вредности привычки, реакция на которую в 15-20 раз выше, чем на алкоголь.
4. Низкая самооценка подростка.
5. Стремление уйти от тоски и одиночества.
Ученые и практики, занимающиеся проблемами наркомании, выделяют специфические факторы, способствующие вовлечению подростков в компании употребляющих наркотики.
Родителям тоже надо это знать:
1. Сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей.
2. Отдельные подростки стремятся проявить себя или выделиться в коллективе сверстников любой ценой - из-за того, что привыкли к повышенному вниманию в семье. У них возникает потребность удивить, совершить, сделать то, чего не делали до этого другие подростки.
3. Нередко используется сила принуждения, особенно к слабовольным, либо к подросткам, лишенным внимания взрослых.
В ходе исследований, проведенных в лечебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних наркоманов и наркодиспансерах, выявлены ситуации, в которых подростки не смогли противостоять давлению микросреды и начали употреблять наркогенные вещества.
Следующие вопросы и доводы помогут подростку устоять в ситуации противостояния предложению попробовать наркотические вещества:
1. Почему, с какой целью предлагают бесплатно дорогостоящее вещество, которое можно достать только за деньги или выменять на вещи?
2. Употребляет ли сам предлагающий наркотические вещества или только угощает других?
3. Если он сам не употребляет, то почему предлагает другим; если же он сам их употребляет, то способен ли без них обходиться?
4. Если утверждает, что способен, то как он это докажет?
Отказ можно сопроводить извинением типа: «У меня аллергия», «Я поддерживаю форму для спорта», «Мне предстоит свидание» и др.
Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребенка к наркотикам:
1. Резкая смена друзей.
2. Резкое ухудшение поведения.
3. Изменение пищевых привычек.
4. Случаи забывчивости, бессвязная речь.
5. Резкие перемены настроения.
6. Полная утрата прежних интересов.
7. Внезапное нарушение координации движений.
8. Частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.
9. На фоне полного здоровья - расширение зрачков, покраснение глаз, кашель, насморк, рвота.
Однако быть внимательным к ребенку - это не значит пристально следить за каждым его шагом и подозревать во всем плохом. Это значит — любить и поддерживать его. Очень давно известная актриса Марлен Дитрих так сказала о своей маме: «Тверже пола под ногами, когда я была маленькой. Тверже скалы, когда нужна поддержка, и много скалы в тот момент, когда стоишь без помощи и готов бежать сломя голову»
5 Принципы поддержки подростка:
-терпение;
-внимание;
-тактичность и деликатность;
-умение поставить себя на место ребёнка;
-ознакомление подростка с научными фактами сведениями о вреде наркотиков.
Классный час разработала и провела Етриванова Е.В.
ГБОУ СОШ с. Каменный-Брод Челно-Вернинского района Самарской области.