Мориквас Н.И.
Социальный педагог
МКУ Костинская СОШ
Толерантность детей и взрослых: в чем она проявляется?
Цель собрания: дать представление о принципах толерантности; развитие способности к мирному урегулированию взаимоотношений; рассмотрение методов конструктивного общения и контроля негативных эмоций; обучение навыкам контроля эмоций и Я высказывания; формирование мотивации доброжелательного отношения к другим.
Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
Методы: групповая работа, мозговой штурм, решение ситуаций
Ход собрания:
Вступительное слово.
Я собака – всего лишь собака!
В голове у меня – пустота,
Но другую собаку, однако
Никогда не приму за кота!
Не нужны ни условные знаки,
Ни слова–потому что чутьем
Брата кровного в каждой собаке
Мы и так за версту узнаем!
Ни порода, ни масть, ни размеры
С толку нас никогда не собьют:
Даже крошечные тойтерьеры
В сенбернарах своих признают...
Мы вступаем и в драки и в браки.
Неизменную веру храня;
Что бы ни было – все мы собаки,
Все мы – братья,
Все мы родня.
Вы же, умные, вашего брата
Распознать неспособны никак...
Сразу видно – чутье слабовато.
В этом вам далеко до собак.
Если брат ваш – не вашей масти,
Разве в этом он виноват?
Вы же рвете его на части,
Словно он вам уже и не брат...
- О чем это стихотворение?
Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Смысл этого слова, я думаю, понятен всем присутствующим. О толерантности знают и ваши дети. Но, к сожалению, одних знаний оказывается недостаточно, для того чтобы ваши дети были толерантны. Огромное количество примеров свидетельствует о том, что эта тема актуальна как никогда. Человеческая жестокость, злость не знает границ. А подростки порой поражают своим нечеловеческим поведением по отношению друг к другу. Можно ли изменить ситуацию? Как воспитать толерантного ребенка? Вот те вопросы, на которые мы сегодня постараемся найти ответ. Чтобы наша работа была интересной и продуктивной, вы объединились в группы. Итогом работы должен стать «кодекс толерантного родителя», положения которого будут сформулированы каждой группой в ходе собрания.
«Мозговой штурм», работа в группах
-Что же такое толерантность? Я предлагаю обсудить это в вашей группе и продолжить список слов , определяющих толерантность.
Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей.
По каким признакам человек может отличаться от других? (национальность, вероисповедание, характер, внешность, привычки).
Можете ли вы, родители, способствовать тому, чтобы ваши дети принимали других такими, какие они есть? Как?
Я предлагаю, уважаемые родители, обсудить в вашей группе конкретную ситуацию. Попробуйте найти толерантный выход из нее.
Ситуация 1. В начале второго полугодия в класс, где учится ваша дочь, пришла новенькая ученица. Она вместе с родителями приехала в Россию из Киргизии. Новенькую девочку посадили за одну парту с вашим ребенком. Дочь возмущена и заявляет о том, что не будет сидеть за одной партой с нерусской. Ваши действия.
Ситуация 2. На родительском собрании вы узнали о том, что ваш сын словесно издевается над одноклассником Ильей. Илья с детства был очень крупным мальчиком, к тому же носит очки. Ваши действия.
Ситуация 3. Ваш сын увлекается рок-музыкой. Вам это увлечение не по душе. Вы узнаете о том, что сын с ребятами планируют создать рок-группу. Ваши действия.
Вывод: человек может отличаться по одному или нескольким признакам, он может иметь отличные от нас привычки и обычаи, но ценность человека составляет лишь качество его жизни, объем блага, которое он несет другим. Чтобы воспитать толерантного ребенка, родителям необходимо толерантно относиться к своим детям.
У детей и взрослых часто возникают конфликтные ситуации. Как избежать конфликта? Я предлагаю Вам способы толерантного выхода из конфликтной ситуации
Метод позитивных утверждений
Ты- и Я-высказывания.
1.Метод позитивных утверждений
Метод позитивных утверждений -это способность признать не только свою ценность и значимость, но и ценность ребенка не зависимо от взглядов.
Я предлагаю вам, уважаемые родители, разрешить эту ситуацию, с точки зрения толерантности. (Подойти к ребенку и сказать: «Я тебя очень люблю, и я благодарен судьбе за такого сына. Спокойной ночи». )
2.Ты- и Я-высказывания.
Ты - высказывание направленно на обвинение другого.
Я - высказывание - выражения собственных (м.б. негативных) чувств, переживаний и отношения к какой либо ситуации, не обижая чувств другого человека.
Схема Я высказывания:
1. Ты-высказывание: Ты постоянно опаздываешь
2. Реакция ребенка: Мне так обидно, что хочется плакать или я готов уйти.
3. Я-высказывание: Мне сложно и грустно, когда ты приходишь поздно
4. Реакция ребенка: Прости, я больше не буду опаздывать.
Тренинг в группах.
Сейчас я предлагаю вам формулировки агрессивных фраз, которые можно услышать в общении между детьми и родителями. Попробуйте переделать их в конструктивные я-высказывания.
1. Твое нытье меня доводит до бешенства.
2. Почему ты все время смотришь в телевизор, когда я к тебе обращаюсь
3. Прекрати свистеть! Ты действуешь мне на нервы.
4. Почему ты так поздно вернулся домой Тебе что, все равно, что я чувствую
3. Итоги собрания.
Вернемся к вопросу, который был задан в начале собрания- Можно ли изменить ситуацию? Как воспитать толерантного человека?
Если вы хотите воспитать толерантного ребенка, то вы должны стремиться сами быть таковыми. Нужно пытаться строить конструктивные, бесконфликтные отношения с людьми. Нужно принимать другого таким, какой он есть. Нужна огромная работа, участие ваше в этой работе, уважаемые родители, должно стать основным звеном.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Основными законами семьи должны стать именно эти слова: любовь, прощение, терпение.
4.Рефлексия. Оцените свое эмоциональное состояние. Если вам было интересно, вы вынесли для себя что-то полезное, подарите земному шару свою улыбку. (Приклеивают улыбки на глобус).