Родительское собрание с элементами игры и тренинга
Я - ХОРОШИЙ РОДИТЕЛЬ!
Цель:способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.
Задачи:
обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;
обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга и интерактивных форм работы.
Участники: педагог, родители.
Подготовительная работа:
Подготовить бумагу, фломастеры,ручки для индивидуальной работы родителей.
Сделать мультимедийное сопровождение собрания.
Оборудование : шаблон цветка, ручки, фломастеры, листочки, 3 стакана с водой, краски, блёстки, памятка для родителей.
План:
1. Вступительное слово.
2. Психологический настрой.
3. Работа в группах. Постановка и решение проблемного вопроса «Способы формирования доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми в семье»
4. Упражнение «Цветок»
5. Упражнение «Стаканы»
6. Работа в группах. Постановка и решение проблемного вопроса «Неприемлемые приемы в воспитании, если вы желаете добра ребенку»
7.Упражнение «Недетские запреты».
8.Рефлексия.
9.Домашнее задание для родителей.
Родительское собрание с элементами игры и тренинга
Я - ХОРОШИЙ РОДИТЕЛЬ!
Цель:способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.
Задачи:
обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;
обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга и интерактивных форм работы.
Участники: педагог, родители.
Подготовительная работа:
Подготовить бумагу, фломастеры,ручки для индивидуальной работы родителей.
Сделать мультимедийное сопровождение собрания.
Оборудование : шаблон цветка, ручки, фломастеры, листочки, 3 стакана с водой, краски, блёстки, памятка для родителей.
План:
1. Вступительное слово.
2. Психологический настрой.
3. Работа в группах. Постановка и решение проблемного вопроса «Способы формирования доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми в семье»
4. Упражнение «Цветок»
5. Упражнение «Стаканы»
6. Работа в группах. Постановка и решение проблемного вопроса «Неприемлемые приемы в воспитании, если вы желаете добра ребенку»
7.Упражнение «Недетские запреты».
8.Рефлексия.
9.Домашнее задание для родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 1 классе»
Родительское собрание с элементами игры и тренинга
Я - ХОРОШИЙ РОДИТЕЛЬ!
Цель:способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.
Задачи:
обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;
обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга и интерактивных форм работы.
Участники: педагог, родители.
Подготовительная работа:
Подготовить бумагу, фломастеры,ручки для индивидуальной работы родителей.
Сделать мультимедийное сопровождение собрания.
Оборудование : шаблон цветка, ручки, фломастеры, листочки, 3 стакана с водой, краски, блёстки, памятка для родителей.
План:
1. Вступительное слово.
2. Психологический настрой.
3. Работа в группах. Постановка и решение проблемного вопроса «Способы формирования доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми в семье»
4. Упражнение «Цветок»
5. Упражнение «Стаканы»
6. Работа в группах. Постановка и решение проблемного вопроса «Неприемлемые приемы в воспитании, если вы желаете добра ребенку»
7.Упражнение «Недетские запреты».
8.Рефлексия.
9.Домашнее задание для родителей.
Ход собрания
Психологический настрой
Добрый вечер уважаемые родители. И я надеюсь, он действительно
добрый…
Традиция приветствовать друг друга при встречи возникла задолго до наших
дней. И сегодняшняя наша встреча не будет исключением.
Предлагаю вам поприветствовать друг друга, и настроится на позитив.
Здравствуйте папы мальчиков__________папы мальчиков скажите
«Здравствуйте».
Здравствуйте папы девочек ____________папы девочек скажите
«Здравствуйте».
Рождение ребёнка – это радость в доме _______кто согласен скажите громко
«да»
Ребёнок надежда и будущее родителей _______кто согласен скажите громко
«да»
Дети это гордость родителей_________________ кто согласен скажите
громко «да»
У кого самый замечательный ребёнок_______________ громко крикните « у
меня»
У кого самый любознательный ребёнок ____________________скажите
«молодец»
У кого самый спортивный ребёнок _________________________потопайте
ногами
У кого ребёнок родился весной, _____________ крикните - «веснушка»
У кого ребёнок родился зимой, _______________крикните - «снежинка»
У кого ребёнок родился осенью, ______________крикните – «дождинка»
У кого ребёнок родился летом, _______________крикните – «радуга»
Кто помнит, в каком классе учится ваш ребёнок, _____крикните «я» и
назовите класс.
Кто ответил на все вопросы, _________ похлопайте в ладоши. Вы
справились с задачей.
Любите и берегите своих детей!!!
Вступительное слово учителя
А сейчас я предлагаю вам обратить внимание на экран
(просмотр басни
И.А.Крылова «Лебедь, рак, и щука»)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
- Наше собрание я начала с известной басни И.А.Крылова «Лебедь, Рак
и Щука» совсем не случайно, в роли главных героев на нашем собрании
будут выступать три слагаемых важнейшего направления в воспитательном
процессе: ученик – учитель – родители.
Ещё Макаренко говорил:
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша
счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это
наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
- Что же нужно сделать, чтобы ваш ребёнок стал вашим счастьем, чтобы
однажды можно было сказать себе: «Жизнь удалась!».
- Сегодня мы с вами и будем учиться постигать формулы родительской
педагогики.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и
просветительские и может помочь родителям в решении вопросов
воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй.
Именно семья является самым мощным средством в формировании личности
ребёнка
- Никому не секрет, что каждый знает, как воспитывать своего ребёнка.
Но всегда ли мы понимаем ребёнка? Всегда ли правы? Прислушиваемся к его
пожеланиям, выслушиваем его, ведём беседы, терпеливо объясняя, как
нужно делать и поступать вместо окриков и шлепков?
-Наша с вами цель сегодня – найти путь к успеху ребёнка, при этом не
потерять контакт с ребенком.
Отсутствие времени – это серьезно. Но, как известно, кто не хочет,
ищет причины для оправдания, а кто хочет, всегда ищет возможности.
А давайте попробуем! Не устроить ли нам прямо сейчас мини-
Практикум.
Сегодня предлагаю работать в группах. Прошу выбрать хозяина группы.
1 вопрос, котрый вам нужно обсудить – это «Способы формирования доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми в семье».
Прошу вас в своей группе обсудить написать все возможные способы формирования доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми в семье.
Прошу хозяина группы остаться за своим столом. Остальных членов группы прошу подойти к соседнему столу и внести свои предложения в обсуждаемый вопрос.
Еще раз подойти к соседнему столу.
Каждый хозяин выходит к доске со своими Способами формирования доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми в семье.
Учитель делает выводы.
Упражнение «Цветок»
(цель – выделить положительные стороны ребенка, побуждать родителей чаще говорить ласковые слова ребенку)
Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание ребенка к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к нему по имени. А как вы называете своего ребенка?
Предлагаю заполнить лепестки. В сердцевине предложенного вам, цветка запишите имя своего ребенка. На листочках положительные качества ребенка, а на лепестках ласковые слова.
Обсуждение: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.
Насколько трудно было выполнять задание? Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение? А может было легко с этим справиться?
Таким образом, ласковые слова или «Я люблю тебя», ребенок хочет слышать всегда от своих самых близких людей. Именно эти слова питают все существование и развитие личности ребёнка - это ПЕРВЫЙ СЕКРЕТ воспитания.
ВТОРОЙ СЕКРЕТ предлагает известный семейный терапевт Вирджиния Сатир.Она рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день. И считает, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день!
Для того, чтобы ребёнок развивался интеллектуально, - 12 раз в день!
Ребёнок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним не случилось, и каким бы он не был. Это питает его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает должных знаков, то появляются отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Каждому ребенку, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою НЕЖНОСТЬ.
А для того чтобы узнать ТРЕТИЙСЕКРЕТ воспитания и общения с ребенком предлагаю принять участие в эксперименте, и вы убедитесь, как необходимо гуманно (с уважением, бережно, внимательно, приветливо, искренне, трогательно) относиться к своему ребенку.
А для того чтобы узнать ТРЕТИЙСЕКРЕТ воспитания и общения с ребенком предлагаю принять участие в эксперименте, и вы убедитесь, как необходимо гуманно (с уважением, бережно, внимательно, приветливо, искренне, трогательно) относиться к своему ребенку.
Упражнение «Стаканы»
(цель - с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка)
Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, у которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.
Возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.
Во второй стакан бросим кусочек черной краски и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.
В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.
Вывод: Так происходит и в воспитании ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает тем же отвечать нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности. Такова суть ТРЕТЬЕГО СЕКРЕТА воспитания.
Будьте внимательны
Доверие начинается в младенчестве. Когда ребенок плачет, он знает, что родители будут добрыми и позитивными. Вы улыбаетесь и нежно говорите со своим ребенком — так вы пытаетесь понять, что он хочет. Он голоден, устал или мокрый? Возможно, ему скучно или хочется вашей ласки? Когда вы отвечаете на потребности вашего ребенка — вы делаете первый шаг к укреплению доверия.
Любовь
Одним из наиболее важных способов построить доверительные отношения с вашим ребенком является любовь. Всеми своими действиями вы должны показывать своему ребенку, что вы его всегда и безгранично любите.
Общение
Общение является краеугольным камнем доверия. Чем больше вы открыто говорите с ребенком, тем больше будет расти ваше доверие. Найдите время, чтобы поговорить со своим ребенком. Спросите его мнение о чем-то. Слушайте с любовью, состраданием и без осуждения.
Будьте честным
Это кажется очевидным, но честность с ребенком имеет решающее значение для установления доверительных отношений. Когда вам грустно, не говорите ребенку, что вы в порядке, лучше быть честным и сказать ему о своих чувствах. Не обязательно рассказывать все в мельчайших подробностях, но нужно быть честным в своих эмоциях. Если ваш ребенок задает вам вопрос, на который у вас нет ответа, позвольте ему знать, что вы не уверены. Вы можете сказать ему, что сомневаетесь, или предложить вместе обдумать и исследовать ответ на его вопрос.
Цените честность
Уважайте и цените детскую честность — это очень важный компонентом построения доверительных отношений с вашим ребенком. Если ребенок сделал что-то неправильно, всегда давайте ему понять, что, хоть вы и разочарованы его поведением, вранье делает его поступок гораздо хуже. Всегда хвалите своих детей за честность и правду! Очень важно, чтобы ваш ребенок знал, что вы это цените.
Избегайте обещаний
Старайтесь не давать обещаний своим детям. Обещания часто бывает трудно сдержать. Когда возникают ситуации, в результате которых приходится менять планы, изменения легче объяснить, если вы чего-то не обещали. Уход от обещаний приводит к следующему пункту: если вы все-таки пообещали, сделайте все возможное, чтобы выполнить обещанное. Чем больше вы будете передумывать и не выполнять обещанное — тем меньше будет верить вам ваш ребенок.
Дети должны знать, что родители всегда делают так, как говорят. Никогда не высмеивайте своего ребенка, и не позволяйте поступать ему так с другими!
Будьте образцом для подражания
Ваш ребенок наблюдает за всем, что вы делаете. Помогите ему убедиться, что вы для него самый надежный человек. Например, если вы хотите, чтобы ваш ребенок каждое утро заправлял свою постель, вы тоже должны каждое утро делать это. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил с уважением к другим, то вы должны делать то же самое. Чем чаще ваш ребенок видит, как вы отстаиваете ценности и правила, тем больше он будет доверять вам.
Возьмите на себя ответственность за свои ошибки
Ничто не укрепляет доверие больше, чем признание своих ошибок. Не существует идеальных родителей на этой планете. Мы можем ошибаться, и это нормально! Если вы оступились — извинитесь перед ребенком и дайте ему понять, что вам жаль.
С момента, когда наши дети приходят в эту жизнь, они будут делать выводы о мире и людях, которые находятся рядом с ними. Построение доверительных отношений с вашим ребенком — это постоянное стремление, но оно подарит непоколебимую связь с вашими детьми.
Обобщая труды многих известных детских психологов, занимающихся проблемами развития и обучением детей дошкольного возраста, он разработал ряд правил, придерживаясь которых вы сможете выстроить отношения со своим малышом, основанные на взаимном уважении и доверии. 8 шагов для построения доверительных отношений с ребенком
Много общайтесь.
Спрашивайте малыша о его переживаниях, обсуждайте события прошедшего дня, прочитанную книжку или просмотренный вместе мультфильм. Также не забывайте делиться своими мыслями и чувствами. Если хотите построить доверительные отношения, учитесь и вы доверять и открываться ребенку.
Учитывайте мнение ребенка.
В общении с ребенком старайтесь относиться к нему, как к равному. Спрашивайте его мнение, советуйтесь. Для начала пусть это будут не очень значительные вопросы: «Что сегодня хочешь надеть?», «С каким запахом мыло ты бы хотел?», «Пить будешь чай или молоко?». Таким образом, ребенок будет чувствовать, что с ним общаются на равных, его уважают, к его мнению прислушиваются.
Следите за данными обещаниями.
Часто мы даем обещания, которые точно не собираемся сдержать. Даны ли они в момент, когда мы очень заняты и нам хочется, чтобы нас оставили в покое, или в надежде, что ребенок скоро забудет о своей просьбе, так как это не очень-то и важно/необходимо. В любом случае, несдержанное общение вызовет обиду и непонимание со стороны малыша, т. к. по его детским меркам это могло быть действительно что-то важное.
Будьте честны.
Если ваш «почемучка» спрашивает вас о чем-то, отвечайте ему честно. А если не знаете правильный ответ, лучше поищите его вместе. Главное не придумывайте ничего, иначе, когда малыш узнает правду, вы можете лишиться своего авторитета и доверия ребенка.
Играйте вместе в игры.
Совместное время препровождение с родителями очень важно для детей любого возраста. Им важно, чтобы мы разделяли их интересы, играли с ними. К тому же, игра – лучший способ вернуться ненадолго в беззаботное детство. Цените своего ребенка.
Не сравнивайте малыша с другими детьми. Фразы вроде: «А вот соседский мальчик уже сам умеет …», «Ира хорошая девочка, не то, что ты!» обижают и задевают малыша. Он начинает думать, что хуже других, а в будущем будет сомневаться в правильности своих действий. Лучше найдите, за что похвалить свое чадо.
Будьте последовательны в наказании и в поощрении.
Особенно важно соблюдать это правило, если у вас больше одного ребенка. Наказание за конкретный поступок должно быть для всех равным, не выделяйте кого-то одного, чтобы избежать ревности среди детей.
Учитесь хранить секреты.
Если малыш рассказал вам что-то сокровенное, какой-то секрет (пусть даже самый простой и незначительный, на ваш взгляд, а на самом деле, очень важный для ребенка), постарайтесь сохранить его. Иногда даже не следует делиться с вашей половинкой, ведь малыш доверил секрет именно вам. К тому же, вы подадите хороший пример ребенку – не разбалтывать чужие секреты.
РАБОТА В ГРУППАХ . Обсудить неприемлемые приемы в воспитании, если вы желаете добра ребенку.
ВЫОДЫ.
Угрожать ребенку, что поменяете его на более «хорошего/послушного» ребенка. Это снижает его самооценку до самого нижнего уровня. Говорить фразу: «Тогда я не буду тебя любить!». Впоследствии эта фраза приведет к манипулированию вами же, а вы же этого не хотите?
Избегайте категоричных запретов: «Нельзя и всё!», «Нельзя, потому что я так сказала». Обоснуйте свой ответ, взвесив потребность в запрете.
Наказывать с помощью лишения сладкого.
Во взрослом возрасте это может привести к вознаграждению себя едой, что гарантированно приведет к компульсивному перееданию и лишнему весу.
Высмеивать что-то, что дорого вашему малышу (лучшего друга, любимую игрушку, увлечение), а уж тем более нельзя смеяться над поделками и рисунками вашего ребенка.
Выбрасывать продукты детского творчества, подаренные вам, на глазах у ребенка. Это травма на всю жизнь! Отбирайте лучшие работы и бережно складывайте в специальную папочку. Пророчить неуспех, говоря фразы: «Ничего толкового из тебя не получится», «В кого ты у нас такой уродился?». Тем самым вы программируете своего ребенка на неудачу.
Никогда не общайтесь с ребенком в виде ультиматумов и угроз. Не используйте фразы: «Сдам тебя в интернат», «Сейчас вызову полицию, пусть тебя забирают!» и пр. Вы – гарант безопасности для своего малыша, так не подрывайте свой же авторитет.
Никогда не пугайте ребенка для достижения беспрекословного повиновения мифическими персонажами, «бабайкой», темнотой, собаками, уколом, врачами.
Упражнение «Недетские запреты».
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
Теперь, зная, что испытывают ваши дети, вам будет проще выстраивать диалог с ребенком.
Рефлексия.
Все родители садятся в круг, передают друг другу зажженную свечу и говорят o том, как они представляют себе счастливую семью.
Фильм о семье.
Вы все очень хорошие родители. Вашим детям с вами очень повезло. Любите своих детей, берегите их.
Как сильно меня ты любишь? - Спросила у мамы малышка. - Я в сердце твоем надолго? Твоя любовь радуги выше?
Ответ на твой сложный вопрос, Ты слышишь? - запомни навечно! Любовь моя неба выше. Как космос она бесконечна.
Домашнее задание
1) Родителям предлагается написать сочинение «Мой ребенок» c целью последующего обсуждения.
2) Описать несколько ситуаций взаимодействия со своим ребенком c разных позиций.