будут заинтересованы в использовании методов развития памяти для поддержки
детей в период подросткового возраста;
получат представление об особенностях памяти в подростковом возрасте; обучатся практическим методам развития памяти, которые можно использовать в домашних условиях.
Продолжительностьзанятия:60 минут
Хрономет
раж
Содержание
Ресурсы
3 мин.
I. Вводнаячасть
Педагог:Здравствуйте, уважаемые родители!
Тема сегодняшнего занятия «Развиваемпамять».Давайте начнем разбор темы со слов Марка Цицерона.
«Память слабеет, если ее не тренируешь».
Вопросдляобсуждения
Как вы считаете, почему важно тренировать память?
Высказываютсяжелающиеродители.
Педагог: Это высказывание напоминает нам о необходимости активного развития памяти, особенно в период подросткового возраста, ведь хорошая память играет важную роль не только в образовании, но и в
адаптации к современному информационному миру.
Слайд 1
Слайд 2
25 мин.
Основнаячасть Работа в группах
Педагог:Сейчас мы проведем дебаты.
Разделитьучастниковнадвегруппы.
РодителямвыдаютсялистыформатаA4синформацией об особенностях подросткового возраста и карточки с
вопросами.
Дорогие родители, предлагаю ознакомиться с информацией об особенностях памяти в подростковом возрасте и обсудить вопросы, которые указаны в карточках.
Группа1
Память в подростковом возрасте улучшается.
Какие методы развития памяти вы знаете? Используете ли вы их со своим ребенком? Какие из них являются наиболее эффективными? Выберите один метод, которому бы вы отдали предпочтение.
Группа2
Память в подростковом возрасте ухудшается.
Какие методы развития памяти вы знаете? Используете
Приложени е 1
Слайд 3
Карточки, на которых указаны вопросы
ли вы их со своим ребенком? Какие из них являются наиболее эффективными? Выберите один метод, которому бы вы отдали предпочтение.
Педагог:На подготовку аргументов для защиты предоставляется 10 минут.
Обсуждениеаргументов
В тексте дается информация об особенностях памяти. В биологической трактовке в этом возрасте память улучшается. Однако в подростковом периоде происходят различного рода изменения и в других сферах жизни. Все, что окружает подростка, может содействовать как улучшению памяти, так и ее ухудшению.
Предлагаю обсудить первый вопрос и начать с группы 1. Слушаем ваш первый аргумент.
Группа1зачитываетпервыйаргумент.
Предоставляемгруппе2словодляопровержения аргумента группы 1.
Процессповторяетсявзависимостиотналичия аргументов у обеих групп.
Педагог:Спасибо за активное участие! Мы услышали различные аргументы утверждения, что память в подростковом возрасте улучшается. Давайте выделим несколько основных моментов из них.
Обобщениевыводов
Теперь давайте перейдем к обсуждению второго вопроса. Как вы заметили, данный вопрос акцентируется на методах развития памяти подростков. Предлагаю выйти с каждой группы по одному представителю и представить свой метод развития памяти. Начинаем с группы 2.
Защитаответовгруппы Обобщение выводов
Педагог: Благодарю за ваши ответы! Каждый из нас сталкивается с уникальными вызовами, и ваш опыт может стать вдохновением для других родителей, предоставив им новые идеи и подходы. Обобщение выводов показало, что существует множество методов для развития памяти подростков, каждый из которых имеет свои достоинства и область применения.
Среди наиболее эффективных подходов выделяется метод мнемотехники,который помогает улучшить запоминание путем создания ассоциаций и структурирования
Для предоставле ния ответа каждой группе дается бумага формата А4.
Слайд 4
Слайд 5 Просмотр видео: с
10 мин.
информации.
Для ознакомления с методом мнемотехники предлагаю обратить внимание на экран.
Демонстрациявидео
Применяете ли вы сами подобные техники для запоминания информации? Поделитесь своими примерами. Обсуждение
Педагог: Сейчас мы с вами проведем интересное упражнение, которое поможет вам лучше понять, как работают методы мнемотехники и визуализации. Это упражнение займет не более 5 минут.
Я приглашаю трех желающих родителей попробовать это упражнение на себе.
Данный список будет отображаться на экране во время создания истории. Ваша задача – быстро придумать историю, используя все эти слова. Постарайтесь включить эмоции и сделать историю интересной.
Начнем с первого слова – почтальон.
Одинизродителейначинаетисторию.
Прекрасно, теперь давайте продолжим со следующим словом – тигр.
Второйродительпродолжаетисторию.
Отлично, теперь у нас есть почтальон и тигр. Давайте добавим кукурузу.
Третий родитель добавляет продолжение. Замечательно, продолжаем в том же духе. Не забывайте, что у нас еще много слов: река, мармелад, дождь, пепел,
удача. Продолжайте по очереди, добавляя новые элементы истории.
Родителипродолжаютпоочереди,поканебудут использованы все слова.
Вы великолепно справились! Замечательная история! Теперь я закрываю все эти восемь слов. Вам троим необходимо устно воспроизвести слова, которые мы использовали для создания истории. На это вам дается две минуты.
Родителивоспроизводятиспользованныеслова.
Отлично! Как вы заметили, создание таких историй
3:23 до
4:32.
https://youtu
.be/BTqO23 kg3HQ?si=n XeoeEgjigV mQoG9
Слайд 6
Слайд 7
5 мин.
10 мин.
помогает лучше запомнить слова и последовательность событий благодаря визуализации и эмоциональной вовлеченности. Надеюсь, вам понравилось это упражнение, и вы сможете использовать его со своими детьми для улучшения их памяти.
Работавгруппах
Упражнение «Эстафета слов»
Педагог: Теперь перейдем к следующему упражнению, которое также можно использовать в домашних условиях. Упражнение проводится по аналогии с известной игрой
«Снежный ком». Участники сидят в кругу. Ведущий называет одно слово, следующий участник называет то слово,котороесказалведущий,идобавляетсвоеслово,и так по кругу.
Давайте сейчас попробуем на практике данное упражнение.
Педагог:И так по кругу. Игра заканчивается тогда, когда кто-то ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово.
Игра на первый взгляд может показаться легкой, но, как можно было заметить, чем больше слов появляется, тем сложнее становится игра.
Данную игру можно часто проводить в домашних условиях с подростками для развития их памяти. Кроме того, можно выбрать определенную тему по школьному предмету для запоминания необходимой информации.
Работавгруппах
Педагог:Дорогие родители, для закрепления полученной информации предлагаю вашему вниманию упражнение
«Жеті ата».
Упражнение проводится в группах. Каждой группе будет предложен вопрос, на который вы должны будете ответить, обсудив его между собой. У вас будет 3 минуты
Слайд 8
Слайд 9
Листы бумаги формата
на обсуждение, после чего каждая группа представит свои выводы и предложения.
Кейс
Многие народы всегда трепетно относились к своему прошлому и традициям. Например, одной из ключевых традиций казахов является знание Жеті ата – Семи предков. Каждый кочевник должен был помнить имена дедов и прадедов до седьмого колена, что помогало сохранять связь с родом и укреплять семейные узы.
Эта традиция актуальна и сегодня. Например, в школе Абайского аула каждый год проводятся мероприятия для подростков, связанные с казахскими традициями. Ученику школы, 14-летнему мальчику, которого зовут Асылхан, предстоит выступить и рассказать о традиции Жеті ата перед своими ровесниками. Кроме подробностей данной традиции, для выступления ему потребуется знание имен всех своих семи предков. Но это дается ему трудно.
Вот имена его предков:
Абылай
Байжигит
Акылбай
Адилхан
Адай
Бексултан
Данияр
Вопросы
Группа 1, ваш вопрос: «Как можно использовать метод ассоциации, чтобы помочь Асылхану запомнить имена своих предков?»
Группа 2, ваш вопрос: «Как можно использовать метод визуализации, чтобы помочь Асылхану запомнить имена своих предков?»
Педагог:Можете начать обсуждение. Напоминаю, что на это дается три минуты, а на выступление, то есть предоставление ответа каждой группой, – две минуты.
Представление выводов групп. От каждой группы выходят1–2представителядляозвучиванияееответа.
Педагог: Данное упражнение показало, насколько важно обмениваться опытом и знаниями для нахождения лучших подходов к развитию памяти у подростков. Совместные
А4, на которых родители могут написать свои ответы, ручки.
усилия и поддержка семьи играют ключевую роль в этом процессе. Предложенные вами идеи и методы помогут не только Асылхану, но и многим другим подросткам
улучшить свою память и успешно запоминать важную информацию.
7 мин.
Заключительнаячасть
Педагог:Мы подошли к концу нашей сегодняшней встречи. В качестве заключения предлагаю вашему вниманию упражнение «Соковыжималка».
Ведущий размещает на доске три плаката с изображением:
Корзина / горка апельсинов;
Стакан оранжевого апельсинового сока;
Кучка выжимок из выдавленных апельсинов.
Каждый из участников получает по три самоклеющихся листа бумаги. На них родители пишут то, что осталось у них в памяти к финалу занятия. Затем по сигналу ведущего эти листы можно будет наклеить на соответствующие плакаты.
Наплакатсапельсинаминадо наклеить то, что понравилось в процессе занятия.
Наплакатсостаканомчудесногоосвежающего сока
нужно наклеить позитивные пожелания.
На плакат с отходами соковыжималки можно наклеить информацию, которую родители будут применять в жизни. Предлагается двум-трем родителям поделиться написанным перед аудиторией.
Педагог:Отлично! Благодарю всех за активное участие и ценные предложения. Надеюсь, что наш обмен опытом был полезен и вдохновил вас на дальнейшие действия.
Наконец, вам от меня предоставляется чек-лист, с которым вы можете ознакомиться дома.
Желаю вам успехов в воспитании и обучении ваших детей!
Слайд 10
Самоклеющ иеся листы бумаги
Листы бумаги формата А3 с рисунками:
Корзина апельсинов
Стакан свежевыжат ого сока
Отходы с соковыжим алки (Приложен ия1,2,3,4)
Слайд 11
Приложение 1
Особенности памяти в подростковом возрасте
Подростковый период в жизни ребенка является ключевым для формирования процессов, которые связаны с развитием памяти и оказывают значительное влияние на образовательную и повседневную жизнь подростка.
Первым важным аспектом является постепенное увеличение объема памятиуподростков.В этот период происходит активное развитие как
краткосрочной, так и долгосрочной памяти. Подростки начинают лучше запоминать и воспроизводить разнообразную информацию, что важно для успешной учебы и самостоятельной жизни.
С 13 до 15–16 лет наблюдается наиболее интенсивное улучшение памяти. Подростки становятся способны к более эффективному запоминанию словесной и образной информации, повышаются быстрота и точность процесса запоминания. Это возраст, когда логическая память, основанная на использовании логических операций, активно развивается, позволяя лучше связывать новую информацию с уже известной.
Этот период характеризуется также сменой вида ведущей деятельности, что влияет на памятные процессы и требует особого внимания и поддержки.
Несмотря на положительные изменения, у подростков могут возникать проблемы с памятью. В этот период часто наблюдаются ухудшение оценок и забывчивость. Это связано с биологическими изменениями в организме, адаптацией к новым требованиям образовательной среды и увеличением стресса. Подростки могут испытывать трудности с концентрацией и запоминанием из-за гормональных изменений и эмоциональных переживаний.
Цифроваязависимостьтакже влияет на память подростков. Исследования показали, что многозадачность и использование цифровых устройств могут снижать объем долговременной памяти и ухудшать способность к обобщению и анализу информации. Важно контролировать время, которое подростки проводят с гаджетами, и стимулировать их к активному и осмысленному обучению.
Кроме этого, эмоциональные колебания могут повлиять на учебные успехи и общее благополучие подростка. Нестабильность эмоционального состояния может негативно сказываться на концентрации и способности к запоминанию. В связи с этим родители играют ключевую роль в процессе развития памяти у детей. Они могут помогать использовать эффективные методы запоминания, такие как мнемоники и структурирование информации, а также создавать подходящие условия для обучения, обеспечивая регулярный режим дня