ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
с.ПОДЬЕМ-МИХАЙЛОВКА
м.р. ВОЛЖСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Разработка родительского собрания
На тему: «Психология возраста» как форма взаимодействия семьи и школы
Выполнила: Беляева Ольга Александровна,
учитель информатики
ГБОУ СОШ «Образовательный центр»
с.Подъем-Михайловка
м.р. Волжский Самарской области
с.Подъем-Михайловка, 2014 г.
Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов, родителей и психологов.
Актуальность выбранной темы:
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Именно в этом возрасте возможно обострение всех прежних проблем детей как явных, так и скрытых от внимания педагогов и родителей, а также провоцирование новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе.
Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем, связанных с возрастом пятиклассника.
Задачи собрания:
1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.
2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Форма проведения собрания: круглый стол.
Ожидаемые результаты: данное мероприятие поможет выявить и подобрать способы решения проблем, связанных с адаптацией пятиклассников, а также поможет родителям осознать значимость взаимного сотрудничества семьи и школы.
Участники: родители учащихся, школьная медсестра, классный руководитель.
Основные вопросы для обсуждения:
1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
2. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
4. Родительский практикум по проблеме.
Подготовительная работа к собранию:
1). Диагностика учителей (Приложение 1)
Классный руководитель обращается с вопросами анкеты к учителям, работающим в классе.
Им предлагается анкета, ответы на вопросы которой помогут подготовить родительское собрание пятиклассников на тему: «Психология возраста. Адаптация пятиклассника».
Данное оперативное анкетирование проводится спустя месяц-два! после начала обучения в пятом классе. Оно позволит вовремя преодолеть негативные тенденции, связанные с потерей мотивации учебной деятельности учащихся-пятиклассников.
2). Анкетирование родителей пятиклассников (Приложение 2)
3). Оформление классного кабинета к родительскому собранию:
На школьной доске — тема собрания.
Парты расставлены по кругу.
4). Подготовка презентация с полезной информацией для собрания по данной теме (Приложение 3).
5). Подготовка буклетов-памяток для родителей (Приложение 5).
Ход собрания
Собрание начинается с обсуждения первых впечатлений от обучения детей в пятом классе. Родители делятся друг с другом и с классным руководителем теми впечатлениями, которые оставили первые школьные дни в душе ребенка, говорят о позитивных и негативных моментах, которые произошли за этот период обучения.
Затем проводится родительский практикум в виде игры «Корзина чувств» (Приложение 4). Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.
Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе». Школьная медсестра знакомит родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка.
Специалисты должны обратить внимание родителей на следующие моменты:
изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Рекомендации для родителей от школьной медсестры:
Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.
Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.
Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, пря обретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Далее классный руководитель предлагает обсудить вопрос «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления»
1. Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.
2. Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.
3. Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
4. Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и вне учебные контакты.
5. Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.
6. Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
После этого вниманию родителей предлагаются правила известного педагога и психолога Симона Соловейчика, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
Не дерись без причины.
Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это не стыдно и др. (Приложение 5).
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему.
Классный руководитель предоставляет для родителей анализ результативности учебной деятельности учащихся по материалам анкетирования учителей.
В заключении данного родительского собрания родителям предлагается подготовить пожелания для каждого ученика данного класса, которые пишут на листочках в форме ладошек. В дальнейшем классный руководитель оформит с помощью этих ладошек стенд.
Литература и интернет-ресурсы для подготовки к собранию
Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка. СПб., 1996.
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997.
Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.
Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.
http://download.myshared.ru
http://www.edu.cap.ru/home/7867/родительское%20собрание
http://festival.1september.ru/articles/605518/
Приложение 1
Диагностика учителей
1. Кто из учащихся-пятиклассников испытывает трудности в учебе по вашему предмету?
2. Соответствует ли отметка, выставленная ученику в начальной школе по предмету, его реальным знаниям и умениям?
3. Что, на ваш взгляд, является причиной проблем в учебной деятельности ученика по предмету, преподаваемому вами?
4. Что бы вы могли порекомендовать родителям учащихся для преодоления трудностей, связанных с изучением вашего предмета?
5. Какие формы оперативной помощи учащимся вы предлагаете?
(Дополнительные занятия, консультации, стимулирующие и поддерживающие уроки.)
Приложение 2
Анкетирование родителей пятиклассников
Уважаемые (имя и отчество родителей)!
Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца.
Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.
1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?
2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?
3. С чем это, по вашему мнению, связано?
4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?
5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?
Приложение 3
Фрагменты презентации к родительскому собранию
Приложение 4
Родительский практикум в виде игры «Корзина чувств».
Это может выглядеть примерно так:
«Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе, и назовите это
чувство».
Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают.
10