ДеНЬ Конституции
ТЕМА: Права ребёнка в новом веке
Цели: познакомить с основным законом – Конституцией России; дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника.
Оборудование: рисунки учащихся; три листа, на каждом из которых написано какое-либо право по Конституции; книга Е. С. Шабельника «Ваши права»*, Конституция России; изображения сказочных героев.
Ход классного часа
- Вступительная часть.
Под песню «Моя Россия» дети поднимаются на сцену
Слово о русской земле
Мальчик. О, светло светлая
и красно украшенная,
земля Русская!
Девочка. Многими красотами дивишь ты:
Озёрами многими,
Дивишь ты реками
И источниками местночтимыми.
Мальчик. Горами крутыми,
Холмами высокими.
Девочка. Дубравами частыми,
Полями дивными.
Мальчик. Зверьми различными,
Птицами бесчисленными.
Девочка. Городами великими,
Сёлами дивными…
Дети (хором).
Всего ты исполнена,
Земля Русская!
(Одновременно поднимают карточки с буквами - РОССИЯ.)
Под песню «Моя Россия» дети уходят со сцены
Учитель. Сегодня, 12 декабря- наша страна отмечает праздник-День Конституции.
Мы – жители России, обязаны знать свои права и обязанности.
Государственный праздник, посвящённый Конституции Российской Федерации, считать открытым.
Звучит гимн России
Учитель. Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные в о п р о с ы:
– Что люди могут делать и чего не могут?
– Что они обязаны делать и чего не обязаны?
– На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы. Когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.
– Что же это такое – законы?
Ученик. Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.
Ученица. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией.
Ученик. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.
2. Знакомство с Конституцией.
Учитель. Конституция (показывает брошюру) – основной закон, по которому мы с вами живем.
– Что записано в Конституции?
Ученик. В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие.
Ученица. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.
Учитель. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д.
А что же такое – право?
Ученик. Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Ученица. Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
3. «Путешествие» по стране Правознайке.
Учитель. Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.
Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке.
Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.
Учитель. Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями. Открывайте глазки!
В о п р о с ы учащимся:
1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)
2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)
3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)
Учитель. В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование…».
– Какие же права есть у вас, школьников?
Ученик. Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.
Учитель. Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.
– Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)
Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.
1-й ученик. Открыты все пути у нас
Без края, без преграды,
Но школьникам сейчас
Пока учиться надо.
2-й ученик. Учеба – очень интересный труд,
Нам силу, радость
Знания несут.
3-й ученик. К тому же мы прекрасно понимаем:
Кто с детства трудности преодолевает,
Судьбой своей тот управляет.
И тот, кто учится отлично в школе,
Характер закаляет свой и волю.
4. Заключительная часть.
Под музыку входит Магистр Закон с сундучком
Здравствуйте, ребята! Я Магистр Закон, пришёл к вам с волшебным сундучком, где хранятся важные вопросы. Да вот беда сундук не открывается. Придётся применить волшебное заклинанье
Магистр. Начинаем заклинать,
Чудо-диво совершать,
Сундучок мой, не молчи,
К тайне нам открой ключи.
(Наклоняется, дёргает хлопушку за нитку, оттуда с шумом вылетают конфетти.)
Мальчики. Вот так чудо! Сундучок заговорил!
Магистр. Книга с законами, явись,
Пред ребятами появись!
Магистр Закон Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да!
(Ассистенты – 3 мальчика и 3 девочки. Мальчики открывают сундучок.)
Магистр А ну-ка, грамотные дети,
Прочитайте слова эти!
Ассистенты (хором).
Конституция Российской Федерации.
1-й ученик. Мы знаем о законе мало,
Не больше всех иных,
Мы знаем, делать нужно то,
Что благо для других.
2-й ученик. Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить!
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море.
3-й ученик. Нужно море и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
4-й ученик. Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг.
Дети расходятся.