Организация летнего отдыха учащихся на пришкольной площадке
Омельченко Валентина Анатольевна - учитель начальных классов КГУ «Школа – лицей» города Лисаковска.
Ежегодно перед каждой семьёй встаёт проблема летних каникул. Главным организатором отдыха и оздоровления детей на пришкольных площадках по-прежнему является система образования. Правильная и плодотворная организация летних каникул играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков.
Современные дети нуждаются в понимании и признании. Каждый ребёнок индивидуален.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, что создаёт условия для социализации молодого человека с учётом потребностей современной жизни.
Решение воспитательных и оздоровительных задач требует объединения усилия всех, кто непосредственно занимается организацией летнего отдыха детей. Это не происходит само по себе. Поэтому очень важно сегодня коллективно и целенаправленно обсуждать и вырабатывать наиболее оптимальные формы и методы организации работы пришкольных летних оздоровительных площадок.
Главной целью летнего отдыха является cоздание необходимых условий и психологического климата, в которых ребенок хотел и сумел бы максимально раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни.
Важно, чтобы маленький человек почувствовал себя взрослым, испытывал ответственность и в то же время остался ребёнком со своими радостями и интересами.
В центре внимания администрации и педколлектива школы находятся вопросы организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. Ведь именно летом, когда самостоятельность и творчество ребёнка проявляются в полной мере, необходим особый способ организации жизнедеятельности детей, с учётом их индивидуальных особенностей.
Это главнейшие задачи каждого педагога, работающего с детьми. Основой системы пришкольного оздоровительного лагеря служат духовно-нравственные и культурно-исторические народные традиции, многослойное восприятие мира, пути и методы их реализации в сфере конкретных повседневных дел, их взаимодействие с внешней средой, семьей.
Актуальность данной темы по организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе по организации летнего отдыха детей предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала школьников и педагогов в реализации цели и задач летней площадки.
Работа летней оздоровительной площадки является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.
Именно в свободное время ребёнок имеет большие возможности стать организатором, активным участником социально значимой деятельности.
Очень важна в этом помощь взрослых, людей знающих своё дело, профессионалов. Один из актуальных вопросов организации работы летнего лагеря является его кадровое обеспечение. Основа педагогического коллектива лагеря – педагоги школы, коллектив единомышленников, деятельность которых направлена на грамотную методическую организацию работы и сплочение детского коллектива. Особая ответственность за организацию работы лагеря ложится на его начальника и организатора. Кандидатуры руководителей лагеря утверждаются по следующим критериям:
-
наличие опыта работы с детьми в каникулярный период;
-
наличие организаторского опыта;
-
степень владения знаниями по организации работы в летнем лагере дневного пребывания.
Перед открытием лагеря в мае проводится заседание педагогического коллектива лагеря с повесткой дня "Организация работы летнего лагеря дневного пребывания", на котором обсуждается тема и план работы. Ставятся обязательно кроме оздоровительных задач и познавательные, воспитательные; обсуждается прогноз количества школьников, которые примут участие в дневном оздоровительном лагере, разрабатываются анкеты для детей и родителей с целью определения их интересов и предпочтений, получения разнообразной информации, изменения эмоционального восприятия. При этом важное значение имеет создание благоприятных условий для адаптации воспитанников.
Анкета учащегося
Дорогой друг, давай поразмышляем о лагере, поговорим о том, что тебе нравится и не нравится в жизни лагеря, что в нем необходимо изменить. Твои искренние суждения помогут сделать наш школьный лагерь красивым и комфортным. Предлагаем тебе и твоим друзьям ответить на следующие вопросы:
Нравится ли тебе самому школьный лагерь?
Подчеркни один их предложенных ответов:
- да
- больше, чем да
- трудно сказать (и да, и нет)
- больше нет, чем да
- нет
Что больше всего тебе нравится в лагере? Что тебе нравится в лагере? Если бы ты стал начальником лагеря, то какие изменения внес бы в жизнь школьного лагеря? А сейчас предлагаем выполнить небольшое задание. Внимательно прочитай ниже перечисленные утверждения и оцени по предлагаемой шкале, в какой степени ты согласен с ними:
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – совершенно не согласен
Я утром иду в лагерь с радостью-
В лагере у меня обычно хорошее настроение -
У нас хорошие воспитатели-
У меня есть любимый воспитатель-
В лагере я всегда свободно могу высказать мнение-
Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития
моих способностей-
У меня есть любимые дела в лагере-
Я считаю, что лагерь мне помогает подготовиться к самостоятельной жизни -
В течение года я буду скучать по школьному лагерю-
А каким ты представляешь образ нашего лагеря? Попробуй его описать наиболее подходящим словом или строкой стихотворения, схемой или рисунком.
Анкета для родителей
Уважаемые родители, приглашаем вас принять участие в обсуждении проблем вашего ребенка в летнем школьном лагере. Нас очень интересует ваше личное мнение по этим проблемам, поэтому просим ответить на предлагаемые в анкете вопросы. Анкета анонимная, поэтому фамилию можно не указывать. Заранее благодарим вас за участие в анкетировании.
Нравится ли вам лагерь, который посещает ваш ребенок?
- да;
- больше да, чем нет;
- трудно сказать;
- больше нет, чем да;
- нет.
С каким настроением чаще всего идет ваш ребенок в школьный лагерь?
- с большим желанием;
- по обязанности, но без желания (интереса);
- с большим нежеланием.
С каким настроением чаще всего приходит ваш ребенок из лагеря?
- веселый и жизнерадостный;
- уставший, но удовлетворенный;
- раздраженный, расстроенный, неудовлетворенный.
Как вы думаете, учитывают ли в лагере индивидуальные особенности вашего ребенка?
- учитывают;
- в основном учитывают;
- трудно сказать;
- мало учитывают;
- не учитывают.
Что больше всего вы цените в лагере, который посещает ваш ребенок? _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Что не нравится вам в школьном лагере?______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ваши предложения по улучшению работы пришкольного лагеря: _________________
Большое внимание администрация школы уделяет созданию необходимых условий для обеспечения безопасного дорожного движения и правил техники безопасности школьников. Приказом директора школы назначается ответственный за своевременность обучения по безопасности труда работников лагеря. С сотрудниками лагеря проводится инструктаж по обеспечению безопасности жизнедеятельности, санитарно - гигиеническим правилам, правилам пожарной безопасности, поведения детей на воде, в походах, при выполнении общественно-полезных работ, проведении спортивных и других мероприятий, а также по оказанию первой доврачебной помощи при несчастных случаях. В период работы лагеря педагогический коллектив проводит обязательные плановые и внеплановые инструктажи с детьми по правилам техники безопасности и дорожного движения. Основная задача этого направления – пропагандистская и образовательная деятельность в области безопасного поведения детей и подростков.