– формирование положительной мотивации к самообразованию;
– воспитывать у учащихся правильное отношение к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности, ее социализации, культурного созидания;
– воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся;
– стимулировать процесс самопознания, самовоспитания.
Оборудование:
– плакат по теме урока (солнце – это школа, лучики – учебные предметы);
– рассказ С. Баруздина «Как Алеше учиться надоело»;
– карточки с пословицами;
– А.М. Горький «Как я учился»;
– аудиозапись «Учиться надо весело» слова К. Ибряева, муз. С. Соснина;
– цветок ромашка (на лепестках вопросы для интеллектуальной игры).
Ход урока.
Организационный момент.
Поздравление учащихся с новым учебным годом.
1 ученик. Здравствуйте! Мы вместе снова,
И школа к учебному году готова.
Снова нас ждут наши школьные парты!
И к знаниям нас поведет друг учитель.
Дорогой добра, дорогой открытий.
Дорогой нелегкой, но интересной.
2 ученик. Мы рады, что вновь здесь распахнуты двери.
Что в школе мы знанья найдем и проверим.
Привет! Удивительный дружный народ!
Удачи во всем: наступил школьный год!
Учитель. Дорогие ребята! Поздравляю вас с праздником Знаний. Растите крепкими и здоровыми, успешно учитесь, будьте терпеливыми,
Сообщение темы и цели урока.
Дети! Сегодня мы с вами будем говорить об учебе. Тема нашего первого урока: «Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите».
Мотивация учебной деятельности.
Чтение рассказа С. Баруздина «Как Алеше учиться надоело».
Беседа: – Почему Алеша ушел из школы?, – Чем занимался?, – Почему возвратился в школу?
– Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев.
Работа по теме урока.
Работа по плакату. Солнце – это школа, его лучики – предметы, которые мы изучаем в школе.
Грамматика. Грамматика – наука очень строгая!
Она трудна, но без нее глухое было бы житье.
Не составить телеграмму и открытку не отправить!
Даже собственную маму с днем рожденья не поздравить!
И заметьте-ка друзья, нам везде грамматика нужна.
Букву не ту поставишь, слово не узнаешь.
Все ученики. Существительное – «школа», «просыпается» - глагол.
С прилагательным «веселый» новый школьный день пришел.
– формирование положительной мотивации к самообразованию;
– воспитывать у учащихся правильное отношение к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности, ее социализации, культурного созидания;
– воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся;
– стимулировать процесс самопознания, самовоспитания.
Оборудование:
– плакат по теме урока (солнце – это школа, лучики – учебные предметы);
– рассказ С. Баруздина «Как Алеше учиться надоело»;
– карточки с пословицами;
– А.М. Горький «Как я учился»;
– аудиозапись «Учиться надо весело» слова К. Ибряева, муз. С. Соснина;
– цветок ромашка (на лепестках вопросы для интеллектуальной игры).
Ход урока.
Организационный момент.
Поздравление учащихся с новым учебным годом.
1 ученик. Здравствуйте! Мы вместе снова,
И школа к учебному году готова.
Снова нас ждут наши школьные парты!
И к знаниям нас поведет друг учитель.
Дорогой добра, дорогой открытий.
Дорогой нелегкой, но интересной.
2 ученик. Мы рады, что вновь здесь распахнуты двери.
Что в школе мы знанья найдем и проверим.
Привет! Удивительный дружный народ!
Удачи во всем: наступил школьный год!
Учитель. Дорогие ребята! Поздравляю вас с праздником Знаний. Растите крепкими и здоровыми, успешно учитесь, будьте терпеливыми,
Сообщение темы и цели урока.
Дети! Сегодня мы с вами будем говорить об учебе. Тема нашего первого урока: «Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите».
Мотивация учебной деятельности.
Чтение рассказа С. Баруздина «Как Алеше учиться надоело».
Беседа: – Почему Алеша ушел из школы?, – Чем занимался?, – Почему возвратился в школу?
– Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев.
Работа по теме урока.
Работа по плакату. Солнце – это школа, его лучики – предметы, которые мы изучаем в школе.
Грамматика. Грамматика – наука очень строгая!
Она трудна, но без нее глухое было бы житье.
Не составить телеграмму и открытку не отправить!
Даже собственную маму с днем рожденья не поздравить!
И заметьте-ка друзья, нам везде грамматика нужна.
Букву не ту поставишь, слово не узнаешь.
Все ученики. Существительное – «школа», «просыпается» - глагол.
С прилагательным «веселый» новый школьный день пришел.
«Ни» и «Не» - у нас частицы, нам их надо повторять
И при этом не лениться, и ни часу не терять!
«А», «но», «да»- у нас союзы, соединяют все слова.
Чтобы путаница не была.
«Из», «на», «над», «в», «с», «о» - выступают как предлог.
Математика.
Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,
Надо прежде всего математику знать!
Все ученики.
В труде применяем сложение,
Сложенью и честь и почет.
К уменью прибавим терпенье, а сумма успех принесет.
Нельзя забывать вычитанье, чтоб зря не потратился день,
Из суммы старанья и знанья
Мы вычтем безделье и лень.
В труде умноженье поможет,
Чтоб дельной работа была,
Стократ трудолюбья умножим –
Умножатся наши дела.
Деленье нам служит на деле.
Оно нам поможет всегда.
Кто поровну трудности делит,
Разделит успехи труда.
Поможет любое из действий,
Они нам удачу несут.
И в жизни поэтому вместе
Шагают наука и труд.
2. Беседа.
Ребята! Мы с вами уже ученики 4 класса. В этом году нам предстоит узнать много нового, интересного. Но для этого потребуется от вас усидчивость, терпение и желание хорошо учиться.
Ребята, как вы считаете, зачем надо учиться? (Ответ учащихся).
Известный писатель Жюль Верн в своей книге «Пятнадцатилетний капитан» написал: «Кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается в поте лица, тот предназначен для больших дел, ибо в нужный день и час у него найдется воля и сила для совершенствования их».
Ленивые люди всегда ищут и находят для себя оправдание. Часто они отговариваются тем, что у них не хватает времени. Но на его недостаточность жалуются те, кто впустую растрачивает время. Чтобы втянуться в работу, вначале нужно приложить определенные волевые усилия, а потом придет и настроение.
Очень важно воспитывать в себе потребность учиться на совесть, добросовестно, честно. Помнить, что вы получаете знания, которые так необходимы вам будут в жизни. И, конечно, не опускать руки перед неудачей, а преодолевать возникающие трудности, преодолевать лень. А ведь успех приходит лишь к трудолюбивым людям. Не зря в народе говорят: «Терпение и труд все перетрут».
3. Конкурс «Ваше хобби!»
4. Работа в парах. Составьте пословицу (в конвертах лежат слова, из которых нужно составить пословицы)
– учение и труд рядом живут,
– знания и мудрость украшают человека,
– без терпенья нет ученья,
– без терпенья нет уменья,
– неграмотный – что слепой,
– учение свет, не учение – тьма,
– не стыдно не знать – стыдно не учиться,
– учение лучше богатства,
– повторение – мать учения,
– без ученья нет уменья,
– корень учения горек, да плод сладок,
– век живи – век учись,
– для ученья нет старости,
– без муки нет науки,
– тяжело знания добывать, но легко носить,
– золото добывают из земли, а знания из книг,
– мудрым никто не родился, а научился.
Физкультминутка.
5. Интеллектуальная игра «Ромашка».
В какой стране мы живем?
Главный город республики?
Кто является Главой республики?
Как называется Основной закон республики?
Без чего нельзя учиться? (без желания)
О чем наибольше думает ученик на уроке? (о перемене)
Стоит улей полон, ночью всегда пустой (школа)
Что помогает человеку достичь цели? (труд)
Сколько ног у Колобка?
Как называется сборник произведений Т.Г. Шевченко?
Шло 2 отца и 2 сына. Сколько всего шло человек? (3)
Кто больше всех придумывает сказок? (народ)
Что общего у дня и ночи? (буква «и»)
Сколько ног у паука (8)
Сколько дней в високосном году? (366)
Какого камня нет в море? (сухого)
Сколько материков на нашей планете? (6, Африка, Евразия, Австралия, Антарктида, Северная и Южная Америка)
Спят ли стрижи, когда летают? (Да. На большой высоте во время полета, когда заходит солнце).
6. Рассказ М. Горького «Как я учился».
«Чем больше я читал, тем более книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее становилась для меня жизнь…
Нередко я плакал, читая – так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они. « Я давал сам себе торжественное обещание помочь людям, честно послужить им, когда вырасту…
Любите книгу – источник знаний, только знание спасительно, только оно может сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться прекрасными плодами его труда».
7. Встреча с книгой.
Я к вам обращаюсь милые дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
И в подарок, мои ребятишки,
Получите, пожалуйста, учебные книжки!
(детям вручаются учебники).
Итог урока.
1. Беседа. Интерактивная технология «Микрофон».
Дети, чему был посвящен урок?
Зачем нужны знания?
Как можно добыть знания?
Какие качества успешного гражданина?
Учитель. Так, дети, только сильное желание и старательная учеба помогут вам стать разумными, учеными людьми. Но вы должны помнить, что настоящие знания можно получить не за час, не за день, и даже, не за год. Человек должен учиться всю жизнь.
Знания для человека – это источник творчества, это светоч человека в обществе, это путь к саморазвитию и самосовершенствованию, это фундамент человеческой цивилизации. Получив знания, вы добьетесь в жизни всех целей, станете успешным гражданином нашей страны. Поэтому любите то, что учите, и учитесь тому, что любите! Я желаю вам в этом успехов!
2. Прослушивание магнитофонной записи песни «Учиться надо весело».