Просмотр содержимого документа
«Моя семья - моя крепость»
7 класс
Классный час « Моя семья – моя крепость»
Цели:
- воспитывать подрастающее поколение на достойных идеалах в духе возрождения духовно-нравственных традиций;
- формировать положительное отношение к семье, семейным традициям и ценностям;
-воспитывать чувство любви, гордости, уважения к своей семье, родителям, родственникам.
« Государство — это большая семья,
а семья - это маленькое государство» (Конфуций)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности.
Что для Вас означает слово «семья»? Какие ассоциации у вас возникают со словом семья? (составление ассоциативного куста)
3. Представление темы классного часа .
Как Вы, наверное, поняли, сегодня мы с Вами поговорим о семье, семейных ценностях, традициях.
4. Изучение нового материала
4.1. Семья и ее роль в жизни человека
(Звучит песня «Крыша дома твоего»)
Ребята, сегодня мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека - о семье. Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. Наша семья - это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Семья - это наше всё: возможность любить и быть любимым, это опора в трудные времена, помощь не только материальная и физическая, но и психологическая. И не зря народная мудрость гласит: « Государство — это большая семья, а семья - это маленькое государство» (Конфуций) Любовь, доброта и взаимопонимание - вот главные составляющие хорошего воспитания детей и благополучной семьи. Именно в семье закладываются нормы поведения и жизненные ценности ребенка. Вспомним слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
Запишите на листочках одним предложением, что для Вас есть семья. А дальше попробуем составить рассказ «Моя семья – моя крепость» на основе Ваших предложений, один начинает своим предложением, дальше по порядку дети дополняют рассказ своими предложениями.
4.2. Семейные ценности и традиции
А теперь давайте проведем семейную викторину.
Когда отмечается Международный день семьи? (ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН).
Какие пословицы о семье вы знаете? Какой смысл в них заложен? (Вся семья вместе, так и душа на месте. Яблоко от яблони недалеко падает. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Добрые дети - дому венец, а плохие дети - дому конец. Мать кормит детей, как Земля людей).
О какой русской игрушке эти слова из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрешке).
Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
Какая птица олицетворяет семейный очаг и материнство? (Аист)
Ребенок моего отца - мне не брат. Кто это? (Сестра)
Какое растение олицетворяет одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать - и - мачеха).
Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно же своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Издавна люди чтили своих предков. И в честь них называли своих детей, бережно хранили фотографии и вещи, продолжали семейные традиции.
Как Вы понимаете, слово «традиция»? Назовите, какие традиции есть в вашей семье (по желанию ребята рассказывают о своих традициях).
И в продолжение нашего разговора о семье, я хочу прочитать вам небольшую притчу. Слушайте внимательно - в конце притчи будет вопрос.
Притча.
Семейное счастье.
В одном небольшом городе жили две семьи. В одной семье муж с женой часто ссорились, обвиняя друг друга во всех неприятностях, и постоянно выясняли, кто из них прав. В другой семье царил мир, не было ни ссор, ни скандалов.
Удивляется строптивая жена, почему другие дружно живут, а у них так не получается. Завидует чужому счастью. Однажды она говорит мужу:
– Сходи, посмотри, почему они не ссорятся.
Пошел муж к соседскому дому, притаился в саду под открытым окном. Слушает.
А хозяйка как раз в доме порядок наводит, пыль с дорогой вазы стирает. Вдруг зазвонил телефон, она отвлеклась и оставила вазу на краешке стола: вот-вот упадет.
Тут ее муж заходит в комнату. Зацепил случайно вазу, она упала и разбилась об пол.
«Вот, наконец-то сейчас и у них скандал будет!», — подумал сосед под окном.
Вернулась жена, вздохнула и говорит мужу:
– Прости меня, дорогой. Моя вина, что я вазу так неаккуратно поставила.
– Да что ты, милая. Это я виноват. Поторопился и вазу не заметил. Ну, ничего. Пусть не будет у нас большего несчастья.
Вздохнул сосед под окном. Ушел домой расстроеный. Жена спрашивает:
– Ну, что, подсмотрел?
– Да!
– Ну, и что там у них?
- Ребята, как вы думаете, какой был ответ соседа своей жене?
Ребята высказывают свое мнение, а затем зачитывается концовка этой притчи
– У них-то – все виноваты. Это у нас каждый прав!
Блиц-опрос « Счастливая семья - это…»
Учащимся раздают небольшие листы бумаги, на которых они в течение 3-4 минут пишут свое представление о счастливой семье несколькими фразами или предложениями. Затем это зачитывается вслух учителем (без фамилий), происходит небольшое обсуждение и подводится итог разговору о семье, ее традициях и семейных ценностях.
5. Подведение итогов урока
Звучит стихотворение:
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ - родительский дом.
Учитель: Что для Вас семья? Какие семейные ценности вы бы взяли, создавая свою семью?
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно; Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец, Родители - во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды, и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
Рефлексия. Учитель: Ребята, а наш класс можно назвать семьей? Я тоже надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание.
И впереди у нас годы совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге, и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности. Каковы ваши обязанности в семье? (Ответы учеников.) Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге. Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах, и будем по ним жить. Мы будем
Называть друг друга по именам.
Защищать наших друзей, если их обижают.
Помогать им в беде.
Помогать им в учебе.
Мы не будем
Грубить друг другу.
Пускать в ход кулаки.
Говорить друзьям обидные слова.
Закончить наш классный час я хочу словами Л.Н.Толстого
« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Будьте счастливы!